Submitted by Вера Трофимовна Ульман on вс, 13/04/2014 - 20:47
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
II Муниципальный фестиваль проектов
«Планета Знаний»
«Куклы»
Область научных знаний:
технология, изобразительное искусство
Номинация: творческий проект
Выполнили
учащиеся 2 класса
МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
Руководитель проекта
Ульман Вера Трофимовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
п. Каменский 2014 год
Оглавление
Оглавление
1. Введение.
2
2. Описание проектной работы.
2 -5
а) Погружение в проект.
3
б) Организация деятельности.
3 - 4
в) Осуществление деятельности.
4
г) Презентация результатов.
5
д) Рефлексия проекта.
5
3. Список источников.
5
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Введение.
Тема проекта: куклы.
Актуальность данной темы.
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных кукол и других игрушек, но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Цель проекта: изучение материала о русской народной кукле, воспитание любви к народной культуре.
Задачи проекта:
1. Расширять знания школьников об истории возникновения кукол.
2. Изучение виды кукол.
3. Формировать знания о разнообразии и назначении народной куклы.
4. Учить детей шить куклы своими руками.
5. Воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Практическая значимость данного проекта в том, что каждый ученик сможет сшить куклу; всем родственникам сможет рассказать об истории старинной куклы. Наконец, сможет прочувствовать, чем в жизни для него и его родных является кукла (любимая игрушка).
Описание проектной работы.
1. Погружение в проект.
Наблюдая за играми детей 2 класса, обращаешь внимание на то, что большинство ребят, которые еще в первом классе с удовольствием приносили в класс игрушки, приходят с телефонами и играют в них на переменах, или вообще не знают чем им заняться. Учитель на занятии кружка «Мои первые проекты» предлагает школьникам обсудить, какая же из игрушек является для них любимой и почему? Ребята, сначала смущенно молчавшие, поглядывавшие друг на друга (а вдруг их примут за «малышей»), вдруг ожили, отбросили ложную «взрослость», включились в беседу. Так возникла идея поработать над проектом «КУКЛЫ».
Для большинства детей при беседе оказался сложным вопрос - какие игрушки были у бабушек и мам. Так появилась проблема: какими куклами играли мамы, бабушки? (возможно, они делали кукол своими руками). Чем или кем для человека является кукла?
2. Организация деятельности.
В проекте приняли участие все обучающиеся 2 класса. На следующих занятиях кружка был коллективно составлен план работы над этим проектом. Предлагали различные варианты, но затем пришли к единому мнению, составив «паутинку» предстоящей работы.
экскурсия
в библиотеку
история кукол
виды кукол
кукла Закрутка
(сшить и приготовить
памятку)
Куклы
В какие куклы любила
играть моя мама
лепка кукол
мероприятие для 1 класса
современная кукла
(рисунок)
План работы учителя.
Дата
Содержание
08.10. 2013
Изготовление игрушки – куклы Закрутки.
20.10 – 30.10
Опрос бабушек, мам.
01.11 – 20.11
Поиск информации о видах кукол.
15.11.2013
Экскурсия в сельскую библиотеку.
10.11 – 15.11
Сочинение «В какие куклы любила играть моя мама»
28.11.2013
Выполнение рисунка «Кукла - игрушка современных детей»
04.02.2013
Лепка из пластилина «Такие разные куколки»
08.12.2013
Мероприятие для учащихся 1 класса, презентация проекта.
14.10.2013
Рефлексия
3. Осуществление деятельности.
Прежде чем приступить к поиску информации, дети провели опрос мам и бабушек. Анкета выглядела таким образом:
Вопрос
Ответ мамы
Ответ бабушки
Ответ прабабушки
Сколько кукол было в детстве
Какая кукла была любимой
Из каких материалов была сделана кукла
Как появилась эта кукла (подарили, сделали сами и т.д.)
Как наряжали куклу
Из чего в прошлом делали народных кукол
Вывод: и у мам, и у бабушек были свои любимые куклы. Но бабушки шили кукол сами, а для мамы их покупали в магазине родители.
Работу продолжили на уроках трудового обучения, сшив русскую народную куклы Закрутку. Она легка в изготовлении, и поэтому для учеников 1 класса приготовили памятку «Как сшить куклу – закрутку». Может быть, они тоже заинтересуются этой работой и сошьют куклу для себя или в подарок друзьям.
Для поиска информации о куклах, школьники побывали в сельской библиотеке, где Галина Фёдоровна показала и рассказала о театральных куклах. Для детей также была приготовлена выставка книг, где они могли найти нужную информацию о куклах.
Всем было интересно, какими же куклами играла мама. Это было домашнее задание - каждый вместе со своими мамами написал сочинение, которые затем прочитали в классе для всех одноклассников. Ульяна Лопатина принесла даже фотографии мамы с куклой.
У современных детей уже другие куклы, и об этом говорят их рисунки и выставка игрушек из пластилина. Но у разных поколений куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
О том, какие были куклы в прошлом на Руси, узнавали с помощью сети Интернет. Конечно, в этой работе учащимся очень помогали родители и учитель, так как школьники ещё малы для такого самостоятельного поиска. Своими знаниями о видах русских народных кукол дети поделились с первоклассниками. Каждый из второклассников рассказал о какой то одной кукле. Это мероприятие завершало проект и являлось его защитой.
Рефлексия проекта.
На заключительном по теме занятии кружка каждый ученик заполнил отчёт о ходе проекта. В обсуждении были названы трудности, с которыми столкнулись учащиеся: неумение многих детей выступать перед слушателями, нежелание самостоятельно искать информацию.
Но в конечном итоге участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они учились планировать свою деятельность, работать сообща не только со сверстниками, но и со взрослыми. Дети получают опыт публичных выступлений, переживают ситуацию успеха.
Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, то есть проект оказался интересным для всех его участников.
Главное, чему научил проект детей, - это осознание того, что куклы не только игрушки, но и близкие друзья, они могут хранить удивительную историю своего появления.
Кукла не рождается сама: она обретает жизнь при помощи человека. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Добрых вам друзей!
Источники информации:
http://www.coolreferat.com Гампель В. Н. (Дата 20.09.2013)
http://project.1september.ru/work.php?id=581587 Зубарева Е. Л., учитель технологии, город Киров (Дата 20.09.2013)
http://ds-489.nios.ru/p20aa1.html Тилишевская Т. С., (Дата 20.09.2013)