Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Соленкова Наталья Николаевна. Конференция «Хочешь быть здоровым – будь им!»

Выберите действие:

Соленкова Наталья Николаевна,

учитель географии, руководитель краеведческого клуба "Покровчане" 

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №33 им. П. А. Столыпина» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

 

Секции 1,3,6

 

Секция 6. Здоровьесберегающие технологии

 НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(педагогический проект) 

 

 

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский   

 

Вопрос о самостоятельной работе учащихся с контурными картами на уроках географии давно стоит в нашей школе. Опыт работы показывает, что простое изучение карты не дает глубоких и прочных знаний, так как всегда в классе есть ученики со слабо развитым пространственным воображением.

Но такой вид деятельности просто необходим при изучении курса «География». Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, создает конкретные представления и закрепляет знание учеников. Значение контурных карт отмечено в программе средней школы по географии.

 Их следует использовать: а) для закрепления знаний на уроках, б) при выполнении домашних заданий и в) при проведении контрольных работ — как одну из форм учета. Достоинство работы с контурной картой — это вовлечение в работу всех учащихся и детальное изучение ими всего материала карты.

Первым препятствием в работе учителя географии и обучающихся стало сокращение учебных часов курсов: «География материков и океанов», «Начальный курс географии».

Вторым препятствием при работе с контурными картами стало исключение из школьной программы изучение такого учебного предмета как «Черчение».

И, пожалуй, третья причина, которая не добавляет ученикам интереса к работе с контурными картами (как это не парадоксально) – активное внедрение в работу учителя ИКТ. Реалии современной жизни обязывают нас активно внедрять в жизнь современные компьютерные технологии. Я  уже не удивляю детей, пользуясь интерактивной доской, компьютерной техникой. Это стало нормой. И в сложившейся ситуации неожиданно новым моим ученикам представляется на уроке географии … работа с пластилином.

Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Такой вид деятельности развивает наблюдательность, дает простор детской фантазии. А. С. Макаренко писал: «Материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…в них есть простор для фантазии. Не просто воображения, а большой творческой фантазии» [1, с. 7].

В лепке ребенок не просто рассматривает, а осязает своими руками. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее.

О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к творческой жизни, не нужно говорить много слов – оно очевидно. Человек, изучивший форму, не будет чужд инициативы и творческих замыслов. Он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное.

Лепка является большим подспорьем при прохождении курса геометрии и естествознания. Наиболее подходящим материалом для лепки является пластилин. Он не сохнет, поэтому, если сделанная работа оказалась неудачной, ее можно переделать.

Таким образом, цель данного проекта – привлечение внимания обучающихся к работе с географическими картами на уроках географии.

Задачи были поставлены следующие:

  • Повышение качества знаний обучающихся при выполнении практических и самостоятельных работ на уроках географии;
  • Создание ситуации успеха при выполнении  практических и самостоятельных работ на уроках географии;
  • Привитие интереса школьников среднего звена к изучению учебного предмета «География».

Лепке – как методическому приёму большую роль отводили знаменитые педагоги:  Мария Монтессори , Василий Александрович  Сухомлинский, Антон Семёнович Макаренко, отечественный психолог Натан Семенович Лейтес («Умственные способности и возраст»,  М., 1971).

Данный вид деятельности – один из «кирпичиков» технологии интегрированного обучения. Научившись работать на уроках трудового обучения с пластилином, а на уроках изобразительного искусства с красками, учащиеся уже готовы к выполнению работ, о которых пойдет речь в основной части.

Вторая педагогическая технология, используемая в предлагаемом проекте, – здоровьесберегающая. Описываемый вид деятельности школьников был предложен автором проекта на обсуждение коллег на семинаре в рамках Второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и сказка психологии», проходившем в Москве в 2010 году. 

Ещё одна применяемая на описываемых занятиях технология – проектная деятельность, так как в конечном итоге обучающиеся получают продукт своего труда – рельефную карту.

В качестве диагностического инструментария к работе прилагается анкета обратной связи. Но в первую очередь – это сравнение качества знаний обучающихся при выполнении практических и самостоятельных работ.

Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но для детей самым удобным материалом является пластилин. В1897 году  этот материал разработан в Англии  преподавателем школы искусств Вильямом Харбутом. В 1900 году началось московское производство пластилина. Он изготавливается из очищенного порошка глины с добавлением воска, жира, красителей и других веществ, которые предотвращают его высыхания.

Данный материал легок, пластичен, имеет много оттенков и цветов, его можно многократно использовать.

Сейчас в магазинах можно найти пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формопласт после окончания работы погружают на несколько минут в кипяток, и он затвердевает подобно гипсу. Правда, такой пластилин второй раз уже нельзя использовать. «Крайола» имеет яркую окраску и эффект прилипания.

 Виды работ из пластилина можно выделить следующие:

1)    Объемные:

- конструктивные, основаны на соединениях различных деталей. Для изготовления сложных конструкций;

- пластическая, основан на вытягивании из куска пластилина – уместен при изготовлении деталей простой формы: шара, куба, конуса, буквы.

2)    Плоские:

1. Рисунок пластилином. Нанесение пластилина на эскиз и размазывание его тонким слоем. Можно делать переходы цветов пластилина. Сначала заготавливается основа.

2. Аппликация из пластилина. Делается пластилиновый фон, а затем заготавливаются плоские детали и накладываются на основу.

3. Барельеф. Из пластилина делаются детали одного цвета ширина до 5 мм. Накладываются как аппликация.

4. Рисунок стекой по пластилину.

5. Рисунок жгутиками или шариками по пластилину. Накладываются на фон, похожа на мозаику.

Для формирования личности ребёнка данный вид деятельности необходим. Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым, и сознание, что он работает как взрослый, приносит ему удовольствие, поддерживает интерес к труду. А поскольку работу можно проводить группами, то в процессе воспитывается чувство взаимопомощи, так как конечный результат зависит от работы каждого.

Выполнение таких практических работ на уроках географии воспитывает эстетический и художественный вкус, закладывает серьезную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.

С точки зрения психологии движение рук ребенка являются показателем его физического и нервно-психического состояния: чем они многообразные, тем совершеннее функции нервной системы. Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем эта связь перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

Нельзя забывать и о возрастных возможностях детей. Н. С. Лейтес, исследовавший эти возможности, писал: «Очень важно – именно в связи с вопросом о способностях – не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые неповторимые достоинства…» [2, с. 5]. Дети не равны по своим природным задаткам. Они еще не умеют правильно распределять свои силы. Учащиеся в возрасте 10 – 13 лет имеют психологические особенности, как-то: познавательная активность возрастает, растет потребность в приобщении к деятельности взрослых.

Учитывая все вышеизложенное, предлагаемый автором методический приём  наиболее полно отражает следующие принципы: как работать с пластилином и как сделать урок географии более интересным.

При выполнении любой работы необходимо помнить определенные правила. В нашем случае предлагаются следующие:

  1. лепим на твердой поверхности, покрытой клеенкой;
  2. нельзя бросаться пластилином, брать его в рот;
  3. на пол положить под ноги газету или клеенку, чтобы его не запачкать;
  4. нельзя размахивать стеками, нельзя резко поворачиваться в сторону соседа по рабочему месту, если в руках стек;
  5. нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши и нос;
  6. свет должен быть ярким, поэтому убери со стола все лишнее;
  7. после занятия убрать свое рабочее место, руки вымыть.

Эти правила вспоминаем перед началом работы вместе с детьми.

Итак, на уроках географии обязательным видом работы является работа в контурных картах. Работа по изготовлению макета материка (России, своей области, республики…) предлагается как обобщающая, но не замещающая выше означенную.

К уроку дети заготавливают на картоне контуры изученного региона, пластилин, краски и кисть (при необходимости). Например, по завершении темы «Африка» учащиеся наносят на картон контуры данного материка. На уроке, используя настенную карту и атласы, анализируем качественный фон, вспоминаем особенности размещения основных форм рельефа. Затем сопоставляем физическую и карту строения земной коры, объясняем причины образования этих форм рельефа. Теперь на заготовленном шаблоне помечаем карандашом местоположение гор, низменностей, возвышенностей и так далее. И, наконец, используя план, приступаем к основной работе (план находится на столах учащихся):

  1. рассматривание и анализ карт;
  2. установление поэтапной последовательности планирования  и изготовления работы;
  3. подбор материалов и цветов;
  4. изготовление;
  5. анализ и оценка.

Когда выполняем работу впервые, используем принцип объяснения и показа приемов работы.

При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.

Нужно помнить об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона:

  • Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим – фиолетовый;
  • Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными;
  • Не стоит смешивать более двух цветов одновременно;
  • При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества;
  • Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

  • Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
  • Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
  • Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
  • Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
  • Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
  • Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Учащиеся берут кусок пластилина, слегка разминают его, чтобы он разогрелся и стал более пластичным. Из кусочков пластилина двух или более цветов можно получить материал различных цветов и оттенков. Для получения необходимого цвета, нужно взять кусочки двух разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать один длинный валик, затем согнуть его пополам (и так до получения однородного цвета). Таблица для получения нужных цветов также есть на столах у детей  - таблица 1.

 

Таблица пропорций смешивания пластилина

(берем лишь цвета шкалы высот)

Таблица 1 [1, с. 23]

Цвет, который хотим получить

Пропорции от бруска

желтый

белый

черный

зеленый

оранж.

серый

-

1/5

1/5

-

-

светло-зеленый

1/2

-

-

1/2

-

темно-зеленый

1/3

-

-

2/3

-

светло-коричневый

2/3

-

1/3

-

-

темно-коричневый

-

-

3/5

-

2/5

 

Теперь согласно карте заполняем шаблон: пластилином наносим  основные формы рельефа. В зависимости от абсолютной высоты местности размещаем качественный фон, горные системы вытягиваем вертикально, стеками намечаем разломы, русла рек и котловины озер. Русла рек можно заполнить вместо пластилина синими нитками. При необходимости можно использовать краски для обозначения снежного покрова на вершинах, действующих вулканов.

Работа нанесения гор на контурную карту Европы, примерно, может быть проведена так: на предыдущем уроке класс познакомился с рельефом Европы. Ученики быстро повторяют расположение гор Европы на физической  карте. Затем берут пластилин и придают ему форму полоски, несколько приподнятой к середине. Учитель предлагает нанести Уральские горы. Дети определяют направление Уральских гор. На севере Урал расположен западнее Ямала, а на юге Уральские горы находятся приблизительно в 800 км от Каспийского моря. Ученики находят на контурной карте (шаблоне) эти пункты и кладут между ними сделанную полоску. Учитель наблюдает работу каждого и исправляет неправильности. После проверки учащиеся приклеивают рельеф к карте. Таким же образом определяются направление и протяженность Кавказских гор, после чего Кавказские горы воспроизводятся на схематической карте. Затем, так же как Уральские и Кавказские, наносятся горы на южных полуостровах Европы, а потом Альпы, Карпаты, Скандинавские горы.

Горы Европы нанесены. Учитель еще раз проверяет работу учеников.

Далее наносим водные объекты. Обучающиеся изучают реки на физических  картах. Из пластилина делают тонкий шнурок, который будет изображать реки. Наносить реки надо обязательно с верховья. Ученики внимательно изучают истоки реки, направление течения, устье и уже только после этого реку воспроизводят на контурных картах. Такая работа создает у детей правильное представление о зависимости направления рек от строения поверхности. Далее наносятся озера и т. д.

Работа по созданию рельефных карт на шаблоне-контуре займет целый урок, если ученики ранее не были знакомы с этим видом занятий. Не следует бояться затратить на это время, так как дети, усвоив вначале правильные приемы, в дальнейшем будут работать быстрее.

В ходе выполнения работы осуществляется общий и индивидуальный инструктаж, выявляются ошибки. Затем подводятся итоги. Лучшие работы размещаются на выставке. Уровень отметки зависит от правильности размещения объектов на макете, их соответствия шкале высот, оригинальности исполнения и качества работы (аккуратность и чистота).

Данная практическая работа предполагает преобразующую деятельность учащихся, направленную на получение нового, познавательного результата путем творческого использования знаний в новых условиях.

 Такая работа позволяет всем учащимся на уроке выставить отметки, но не это главное. Дело в том, что дети сами делают рельефные карты – качественно новый для них продукт.

В качестве примера на рисунках 1-4 предлагаются фотографии /размещены с согласия родителей обучающихся/ этапов практической работы по созданию рельефной карты Африки  в 7 б классе.

 

Этапы работы по созданию рельефных карт /фото автора/

Рис. 1. Изучение физической карты.

Рис. 2 Смешивание цветов.

Рис. 3. Нанесение на основу.

Рис. 4. Выполнение работы по теме «Африка»

 

Конечно, детские макеты имеют недочеты, но они сразу видны и легко устранимы.

На заключительном этапе урока проводится рефлексия, оценивание работ обучающимися, выставка лучших работ.

Примерная анкета для учителя может выглядеть так /табл.2/.

 

Анализ анкеты обратной связи.

Класс

Количество учащихся, присутствующих на занятии.

Варианты отзывов  учащихся о занятии:

Сегодня на занятии мы...

Вариант ответа

Количество подобных ответов

% варианта ответа от общего количества детей на занятии

 

Анализ результатов экспериментальной работы.

Для сравнения качества выполнения практической работы по теме «Африка» в 7а и 7 б классах было проведено два вида работы с картами. В 7а классе работа выполнялась на контурных картах, в 7 б – создавалась рельефная карта. Обучающиеся в выбранных классах имеют качество знаний по географии 72% и 73% соответственно (то есть, их силы изначально примерно были равными).

 После обучающего эксперимента проведена  констатация с целью проверки эффективности методов и приемов, использованных для развития самостоятельности в мышлении и практической деятельности для обогащения и активизации полученных знаний учащихся.

 Полученные данные, проанализированные с точки зрения качества выполнения работ, подтвердили предположение о том, что систематические применение на уроках географии межпредметных связей значительно расширяет резервные возможности усвоения детьми учебного материала /табл. 2/.

Результаты эксперимента в оценках

Табл. 2. /составлена автором/

Класс

Результаты эксперимента в оценках

 

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Обучающиеся 7 «б» (26 человек)

10

(38,46%)

12

(46,15%)

4

(15,39%)

 

0

Обучающиеся  7«а» (24 человека)

5

(20,83%)

13

(54,17%)

6

(25%)

0

 

 На основе проведенной работы можно сделать вывод:

  1. Применение на уроках географии при выполнении практических и самостоятельных работ описываемого методического приёма (работа с пластилином) повышает качество знаний обучающихся.
  2. использование межпредметных связей на уроках географии обогащает  знания.
  3. работа в группах повышает ответственность за качество выполняемой работы;
  4. в конечном итоге обучающиеся готовый продукт своего труда, который имеет практическое применение: создаются пособия для работы на уроках географии.

 

В заключении хочется отметить, что предлагаемый в работе вид деятельности учащимся очень нравится. «Плюсами» работы являются:

  • расширение географического кругозора;
  • развитие сенсомоторики;
  • развитие внимания (повышение его устойчивости);
  • повышение любознательности (в этой работе есть новизна, творческое искание);
  • повышение эмоционального настроя;
  • развитие личности (воспитание усидчивости, настойчивости, умение доводить начатое дело до конца);
  • формирование способности контроля и оценки собственной деятельности;
  • получение навыков по планированию своей деятельности, распределению операций;
  • приобретение умения применять теоретические знания на практике.

 

Такие практические работы содействуют сознательному усвоению учащимися знаний и формированию умений и навыков географического характера /рис. 5-7/.

 

Лучшие работы /фото автора/

 

     

Рис. 5. Работа Артюшкова М.

                   

Рис. 6. Работа Башкатовой С.

                        

                           Рис. 7. Работа Стрелюхиной А.

Материалы предложенного проекта были опубликованы в сборнике материалов Второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и сказка психологии», прошла экспертную оценку на конкурсе методических разработок портала «Завуч.Инфо», размещена в сборнике и на сайте Фестиваля «Открытый урок».

 На областном семинаре «Реализация тьюторской модели сопровождения непрерывного образования педагогов» автором был проведён мастер-класс «Работа с пластилином на уроках географии».

Положительную оценку получила работа на дистанционном семинаре «Повышение эффективности использования воспитательного потенциала географии при обучении учащихся» в рамках Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии, проводившейся ДО Москвы, методической лабораторией географии и Московским институтом открытого образования.

Данная система, успешно зарекомендовавшая себя в детских садах и начальных классах, ещё не менее полезна и востребована в среднем звене школы. Во всяком случае, нашим ученикам эта работа доставляет радость, поэтому и работа будет продолжаться. 

Источники информации

  1. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М., Просвещение, 1979
  2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1971
  3. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. М.: Класс, 1997
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
  5. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. — М.: Изд-во «Первое сентября», 2000. — 272 с.: илл.
  6. http://allforchildren.ru/article/draw.php  - Рисуем пластилином. Страница открыта 14.04.2013 г. в 13ч 42 мин.
  7. http://velichenkona.ucoz.ru/publ/rabota_s_plastilinom/1-1-0-38  - маленькая страна. Работа с пластилином. Страница открыта 14.04.2013 г. в 13 ч 43 мин.

Секция 1. Мотиватор 

(создан в программе ArtRage Painting)

(

Работа Посновой Наталии (8а класс, краеведческий клуб "Покровчане"),

руководитель Соленкова Н. Н.

 

Секция 3. Видеоролик (см. прикреплённый файл)


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: Соленкова Наталья Николаевна. Конференция «Хочешь быть здоро


Наталья Николаевна! Замечательные работы! Однако мотиватор должен быть сделан Вами и соответствовать Положению.

Журбина В.В.



Фото пользователя Любовь Александровна Членова

На: Соленкова Наталья Николаевна. Конференция «Хочешь быть здоро


В положении сказано, что при создании мотиватора нужно использовать фото участника с плакатом или рисунком о здоровом образе жизни, в комментариях – слова, призывающие к здоровому образу жизни

С уважением, Л.А. Членова



Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн