Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Политическая повестка в школе: неформальное образование?

Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
Submitted by Кирилл Владимирович Сапегин on вс, 06/04/2014 - 11:06

Предлагаю обсудить важный вопрос: возможна ли политическая повестка в школе (в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности), нужна ли она, в чем цели, задачи, формы, риски? А может, школа "священная корова", которая является "зоной вне политики", "зоной вне религии", "зоной традиционных ценностей" :-)?

Вот авторитетное мнение для запуска дискуссии - Тамары Эйдельман, московская гимназия № 1567, согласны ли Вы с ним?

— Вы рассказываете на уроках о политических процессах, в том числе о «болотном деле», о суде над Навальным или о процессе Удальцов—Развозжаев?

— Темы такой нет на уроках. Нельзя втягивать детей в политическую жизнь. Для кого-то мои слова довольно много значат: потому что учитель, потому что взрослый человек. Ведь на самом деле очень легко убедить детей, и это большой соблазн. Но, во всяком случае, никогда нельзя призывать. Я этого, конечно, не делаю. Если они задают вопросы (а мне все время задают вопросы), то я на них отвечаю. И если они интересуются моим мнением, то я его не скрываю. Однако я все время подчеркиваю, что любой из них может иметь другое мнение, это ясно. Но мое мнение они прекрасно знают.

У меня есть задание, которое много-много-много лет существует по обществознанию начиная с 10-го класса. Ученики каждую неделю пишут маленькую работу по политическим событиям. Но я всегда подчеркиваю, что я не оцениваю ваше мнение, я оцениваю знания. Вы должны знать, что было то-то и то-то. Вы можете написать, что это ужасное что-то, или вы можете написать, что это прекрасное что-то, но должны разбираться: кто есть кто, в какой стране что произошло. Если вы путаете Иран и Ирак, то вы получите соответствующую оценку.

— А если в воскресенье, накануне новой учебной недели, такой ученик посмотрит, например, программу «Вести недели», которую ведет Дмитрий Киселев, и потом изложит версию происходящего в стране и в мире в его интерпретации. Какова будет ваша реакция?

— Я выскажу, что думаю по этому поводу я. Иногда мне кажется, что это очень больной человек (Киселев), а иногда — наоборот, что излишне здоровый и только придуривается. Но если ученик мне изложит такую версию, естественно, я расстроюсь и с ним поспорю. Но на этом все и закончится.

— А ваши ученики смотрят Киселева?

— Дети смотрят в основном то, что смотрят их родители. У нас в большинстве своем интеллигентные родители. Правда, мне одна девочка рассказывала, что ее мама заставляет смотреть Киселева, а она отказывается.

— Вы сказали по поводу Киселева, что он или сумасшедший, или притворяется. А если вас спросят ваши ученики, что вы думаете о Киселеве, вы точно так же ответите на этот вопрос?

— Да, конечно, абсолютно.

— А так может учитель отвечать? Где политкорректность?

— Я же не говорю, что его надо убить, при чем здесь неполиткорректность? Я говорю свое мнение. Я считаю, что он или сумасшедший, начиная с того, что он говорит про геев, или, скорее всего, как Жириновский, совсем не дурачок, а придуривается. Я не буду сама приходить в класс и говорить: «Ой, ребята, есть такой Киселев…» Но если меня спросят, отвечу, что думаю.

— А вдруг Киселев оскорбится и подаст на вас в суд?

— Пускай подаст. Это будет отлично, и мы тогда публично будем разбирать в суде, сумасшедший он или нет. Это будет очень интересно, по-моему.

— В одном из интервью вы употребили такую фразу — «квасной патриотизм». Мне кажется, что сейчас такого рода патриотизм просто зашкаливает. Я вспоминаю конец советского периода, тогда это тоже было, но формально: и аплодисменты, переходящие в овации, и слова поддержки линии партии и правительства. Но от того, что происходит ныне, у меня ощущение, что люди делают это искренне, или действительно они все — потрясающие актеры.

— Если говорить о людях публичных, политиках, которые все время в телевизорах, то, мне кажется, они в основном врут. Но, к сожалению, есть много людей, которые к этому всему прислушиваются. У меня есть по этому поводу теория: это отрыжка после развала империи. Последние 20 лет все время объясняли, как все плохо, и вокруг действительно все плохо. А это такая защитная реакция. Когда человеку все время говорят: «Ты дурак, ты дурак, ты дурак», — он в конце концов говорит: «Да, я дурак, и я этим горжусь». Людям с комплексом неполноценности проще внушить, что нас обижают американцы или еще кто-то, что все проблемы от мигрантов, а мы все очень хорошие. Это очень легкий способ. А все эти товарищи в телевидении просто говорят то, что надо, держат нос по ветру.

— Теперь есть указание Минобрнауки, чтобы в средних и высших учебных заведениях проходили уроки политинформации по Крыму. Вы уже проводили такой урок?

— (Смеется.) Это указание вышло, когда у нас были каникулы. Но если мне укажут, я с удовольствием проведу.

— Используя рекомендуемые Минобрнауки методички?

— Думаю, что я справлюсь без их рекомендаций, мне есть что сказать. Прямо перед каникулами меня осаждали десятиклассники, спрашивали, что я думаю о присоединении Крыма. И я дискутировала с разными мальчиками. Но у меня была домашняя заготовка: мы с ними смотрели ролик «Антипропаганда», где разбирается сюжет из «Вестей» о «Марше мира». Этот ролик очень хорошо сделан — в какой-то момент сюжет останавливается, и диктор говорит: «Вот способ манипулирования», «Вот здесь соединяются два факта в лживый факт».

— Это то, что Максим Кац делает?

— Да, да. Мне хочется, чтобы у моих детей было какое-то противоядие. Перед тем, как мы это смотрели, я им сказала: «Вы можете считать все, что вам угодно. Давайте мы посмотрим на этот ролик, не потому, что я хочу вас распропагандировать, а потому, что я хочу, чтобы вы учились мыслить». Это то, чем мы с 8-го класса с ними и занимаемся: анализируем разные источники, сравниваем их, смотрим — где факты, где мнения. Мы их сопоставляем, мы выясняем, что есть разные мнения, мы смотрим, как человек доказывает свое мнение. Вот это надо уметь делать и с телевизионными, и с любыми новостными программами. Поэтому я говорю: «Вам здесь предлагаются некоторые мыслительные навыки, а вы можете их применить и к тому, что я говорю, и к тому, что лидеры оппозиции пишут, — ради бога. Но не поддавайтесь на манипуляцию. Вот вам говорят: «Ну, как всем известно, на Майдане фашисты»… Если фраза начинается со слов «всем известно», вы уже задумайтесь, что бы там дальше ни говорили».

— Вы считаете, это правильно, что преподавателей обязывают проводить политинформацию про Крым? Наверняка на этом не остановятся, будут и другие политинформации.

— Это совершенно возмутительно. Нет, сам факт политинформации не так уж и плох, потому что дети просто ничего не знают. Другой вопрос: как это все будет претворяться в жизнь? Это уже зависит от конкретных учителей. Но я-то думаю, что в большинстве случаев будет сделано так: в журнале запишут: «Проведен урок по Крыму», а заниматься будут совершенно другими вещами.

— А почему вы так думаете? У нас в стране теперь много патриотов, готовых сделать все, что им скажут.

— Конечно, такие будут, я не сомневаюсь. Насколько я понимаю, проводить такие уроки должны классные руководители. А если он учитель рисования, физики в какой-нибудь районной школе, зачем ему это надо? Он позанимается своей физикой, а запишет в журнале, что был урок по Крыму. Или перескажет эту методичку. Это, конечно, неприятно.

— Возвращение в школы ГТО, причем результаты ГТО будут учитываться при поступлении в вузы, — это правильно? Ведь даже в советское время ГТО не учитывалось в аттестатах.

— Это все очень печально. С одной стороны, это вроде бы мелочь на фоне великих происходящих вещей. Но когда этих мелочей становится уже десятки, то они выстраиваются во что-то более крупное. И я вижу здесь две вещи, которые меня невероятно огорчают и вызывают очень неприятные ассоциации. Первая — это культ физической силы. Я за здоровье, сама люблю заниматься спортом, нет, скажем так, физкультурой, и рекомендую своим ученикам, и мы ходим на байдарках с ними, я сама плаваю. Но физкультура должна служить укреплению, оздоровлению детей, особенно в нашей стране, где столько болезненных, ослабленных, и так далее. А как только возникают нормативы, то есть тот, кто лучше сдал, — тот лучший, и это еще подкрепляется поступлением и стипендиями… Если ты слабый, а если ты больной, то для тебя есть лечебная группа. А если ты просто слабый, а если ты толстый, а если ты неуклюжий? Вот чем эти люди хуже? С поступлением это вообще нонсенс. То есть, чтобы поступить в университет, ты не должен быть умным, ты должен хорошо отжиматься. Это первое. И второе, с этим теснейшим образом связанное, — «Готов к труду и обороне!». Физкультура не для того, чтобы тебе было хорошо, весело, приятно, чтобы ты был здоровенький, не болел, а для того, чтобы потом ты пошел в окопы и стал пушечным мясом. Вот это вместе — физическая сила плюс милитаризация — это вызывает очень нехорошие ассоциации с самыми неприятными режимами. Очень грустно.

— То есть вы думаете, что это не просто дань советскому бренду «ГТО», а именно ГТО по сути?

— Конечно. Я думаю, что следующим шагом будет военная подготовка. НВП, автомат разбирать и все такое прочее.

Подробнее здесь.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин

На: Политическая повестка в школе: неформальное образование?


Однако и Т.Э. говорит о том, что школа должна быть вне "политической повестки"... А так ли это? Что, школа может быть только местом "промывания мозгов" по Единому учебнику истории для учеников в Единой форме, готовящихся к ЕГЭ? И кого растим? Держателя пседо-"традиционных ценностей", свободного от толерантности и критического мышления? Грустно.

Думается, в школу должно прийти неформальное образование, основа которого – разработанные в самой образовательной организации метапредметы и курсы, направленные на понимание места личности в жизни и истории, современной политической повестки, творящегося за окном... Такая практика начинает появляться в Ярославской области. Есть опыт ведения метапредметов "Проблема", "Смыслопрактика" в старшей и основной школе, попытки включить в этот диалог всю семью... Пора перестать бояться говорить с детьми о настоящем.

Пора снять маски ментора» и «всезнающего учителя», и быть… человеком, у которого есть вопросы к власти, сомнения и неудовлетворенность миром «за окном», занимать осознанную гражданскую позицию… Иначе… молодые избиратели опять пройдут мимо урн, где будет покоиться прах их свободы. Иначе… Империя будет торжествовать, управляя желудками, переваривающими все: идеологический фарш, бесконечные комедийные шоу и мыльные оперы…

Иначе… дети возьмут основания и смыслы у ультраправых… И тогда режиму мало не покажется ))

А с ГТО все понятно. Империи нужны враги и белокурые бестии, чтобы трудились и обороняли мыльные пузыри. Ну и еще. После тренировок (подтягиваний и кроссов, плавания и стрельбы и т.п.) сил ни на что другое не останется. Особенно на "вредные" мысли...

Комментарий был изменен с момента создания (KSapegin, чт, 17/04/2014 - 11:22).


Инновационные практики неформального образования в Ярославской области

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн