Учащиеся должны познакомиться с методами управления ходом луча света; с понятиями «линза» и «виды линз (выпуклая, вогнутая, собирающая, рассеивающая)», «фокус линзы» и «оптическая сила линзы»; усвоить положение об изменении оптической силы линзы на уровне применения знаний в новой ситуации, знания о «работе линзы» на уровне применения их в незнакомой ситуации; учиться применять знания о работе линзы к объяснению физических экспериментов; к объяснению и анализу явлений окружающего мира.
Задачи урока:
Образовательные:
Выделить значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания. Продолжить знакомство учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений.
Дать знания о величинах, характеризующих работу линзы. Обосновать связь между фокусным расстоянием, кривизной и материалом линзы. Расширить представление учащихся о свойстве обратимости луча - одной из основных характеристик электромагнитного излучения.
Проконтролировать уровень усвоения правил хода луча через линзу и подтвердить его экспериментально. Формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
Подчеркнуть взаимосвязь закона преломления и правил прохождения лучей света через линзу как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений; выявить противодействующие стороны в явлении преломления света и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
Развития мышления:
Проверить уровень самостоятельности мышления школьника в применении знаний в различных ситуациях. Продолжить формирование умений обобщать явления по разным признакам. Работать над умением делать логические заключения на основе анализа уже известных связей; сравнивать явления, делать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний; выделять главную причину, влияющую на результат (формировать «зоркость» в поисках).
Формировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения; умения развертывать доказательство на основе данных.
Основное содержание: презентация 1.
Линза. Характерные особенности линз. Слайд 1.
Понятие фокуса линзы и ее оптической силы. Слайды 2, 3.
Преломление света при прохождении границы раздела двух сред.
Ход луча в линзе. Слайды 4-7.
Демонстрации: Фрагменты диафильма «Построение изображений в линзах».
Проблема:
Зависит ли качество изображений от расположения и набора линз в объективах? Практическая работа: применение разных объективов. Презентация 2.
Домашнее задание:
Проект:
Предложите проект линзы, меняющей фокусное расстояние. Где такое устройство можно использовать?
На каком явлении основана работа вашего прибора?
Что меняется в вашей линзе при изменении фокусного расстояния?