Малькевич Светлана Викторовна,
учитель английского языка,
МБОУ СОШ № 15 г.Азов, Ростовская область
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (Опыт работы)
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья, так, например, введены различные формы государственной аттестации обучающихся: единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация внедряются федеральные государственные стандарты. Закон об образовании, ФГОС регламентируют организацию и модернизацию российского образования. Главной их идеей является формирование новой личности, которая готова к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире. Какое место отведено начальной школе? Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
В документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» политика государства определена следующим образом: «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий». Отражение этого мы видим в ФГОС [1,с.89], как формирование универсальных учебных действий учащихся.
«Современная система образования должна быть интересной, устремленной в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А успешной формой реализации практических знаний может послужить проектная деятельность.
Исходя из этого, я пришла к выводу о том, что для организации работы учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка наиболее эффективным является направление реализации проектной деятельности как средства формирования УУД учащихся начальной школы.
Метод этот не нов. Он был разработан Джон Дьюи и В.Х. Килпатриком в 20 годы в США. Практически параллельно с американскими учеными в России занимался проектной деятельностью Шацкий Стан.Тимоф. (Избранные педагогические сочинения.)
Современные методические наработки по этой теме представлены :
И.Л. Бим. Теория и практика обучения немецкому языку; Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностранные языки в школе.
Н.Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд
Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе.
К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников
М.Б. Рахманина. Типология методов обучения иностранным языкам: Автореф. дисс.
Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык позволяет ввести учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения, письма, аудирования, формирует такие качества личности как инициативность, умение работать в коллективе, умение защитить свою точку зрения, а так же формирует устойчивый интерес к изучению предмета. Уверена, что наиболее перспективным в этом направлении является проектная деятельность, которая может быть реализована как на уроке, так и во внеурочное время.
На мой взгляд, привлекать внимание и мотивировать деятельность учащихся на уроках даже в начальной школе становится все труднее и труднее, современное поколение детей практически ничего не воспринимает на веру и пытается критически воспринимать поступающую информацию. Многие учащиеся являются активными пользователями сети интернет, но используют время, проведенное в сети далеко не всегда с пользой. Проектная же деятельность предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, а также формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий и помогает научиться планировать свое время с пользой для себя.
Полностью разделяю точку зрения многих коллег, что, получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности.[2, с 284] На уроках иностранного языка я стараюсь привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами.
Совсем недавно по инициативе моих учеников, мы стали разрабатывать проекты и в электронном виде в форме презентаций по правилам чтения, и составления элементарных кластеров построенных по принципу избыточности для интерактивной доски по различным темам.
Предлагаю рассмотреть на примере проекта «Мой дом», какие же УУД формируются у учащихся в процессе проектной деятельности. Данный творческий проект имел по форме организации как индивидуальную, так и групповую работу, средней продолжительности. На этапе мотивации учащимся было предложено рассмотреть естественную, понятную детям ситуацию, где появляется главная героиня мультфильма «Маша и медведь», которая не обладает спокойным нравом, а зимой иногда любит покататься на роликах прямо в доме. Учащимся было предложено подумать и объяснить, всегда ли можно делать у себя дома или в квартире то, что хочется? Как к этому отнесутся соседи? И, есть ли разница в том, где ты живешь: в квартире или в доме? После обсуждения предложенной ситуации самые активные ребята предложили рассказать о своем доме (квартире) будущего с обоснованием ответов и вся группа их поддержала.
Сегодня выучить язык означает овладеть речевым поведением в естественных ситуациях. Такие естественные ситуации я и стараюсь создавать на своих уроках. На стадии сбора информации мы знакомились с лексикой и грамматическими конструкциями по данной теме, которые были необходимы для создания проекта, а также читали небольшие тексты для поиска и сбора информации и смотрели учебные фильмы о том, какие же могут быть дома. В результате дети определились, где бы они хотели жить и мы определили то, к чему учащиеся должны прийти в итоге проекта.
На деятельностной стадии и стадии создания продукта, учащиеся с интересом разрабатывали тексты с обоснованием, почему бы они хотели жить в доме или квартире и его (ее) описанием. Наша работа строилась в соответствии с намеченным планом. Те, учащиеся, которые имели затруднения в описании своего дома, получили поддержку детей их группы. После создания монопроекта, учащимся предлагалось разделиться на 2 группы и обсудить вместе те преимущества, которые они для себя выделили. Дети четко аргументировали ответы, выражая собственную точку зрения, слушали ответы одноклассников и пытались найти то общее, что их объединяет.
На презентационной стадии и стадии рефлексии каждый участник группы защищал свой проект в ситуации близкой к естественному общению, после чего каждая группа старалась обосновать преимущества своего выбора и один учащийся представлял уже интересы всей группы. Дети смогли четко определить последовательность высказываний с учетом конечного результата. И те фразы и выражения, которые использовались при защите, были корректно отобраны и понятны собеседникам.
Как бы вы, уважаемые коллеги, отнеслись к тому, что дети из достаточно благополучных семей хотят жить совсем одни? У меня таких оказалось 5. А что вы скажете о красном доме с черной крышей без травы и солнышка. Естественно, что такие результаты меня насторожили, и я обратилась за помощью к психологу. После работы с психологом мальчик Леша попросил свой дом для доработки и у красно-черного дома засияло солнышко и даже появились цветы. Итоги проекта дали почву для размышлений и для дальнейшей работы. Мы тесно сотрудничаем с родителями и в этот раз им было предложено ознакомиться с работами и попытаться узнать проекты своего ребенка. Каково же было их удивление, когда они познакомились с итогами наших проектов. Конечно, мы наметили совместную работу в будущем. После защиты проектов мы выяснили, что большинство учащихся (7) хотели бы жить в своем доме в городе, потому что в доме много места (детям не очень нравится делить с братом или сестрой комнату), нет соседей, и в одном доме даже был собственный гидрогенератор вырабатывающий элекроэнергию; несколько учащихся (2) хотели бы жить в доме в сельской местности потому, что там можно разводить животных и там чистый и свежий воздух и лишь 3 учащихся из группы хотели бы жить в квартире на последнем этаже потому, что любят высоту. Самое ценное, что мы с детьми в этой работе партнеры, мы сотрудничаем, анализируем, обобщаем полученные знания, вместе приходим к выводу.
Продолжая работу по технологии проектной деятельности, отмечая интерес детей к созданию проектов, но испытывая недостаток времени, я пришла к выводу о создании программы или курса организации внеурочной деятельности детей «Английский через творчество» (http://malkevichsvetlana.org.ru/).
Программа рассчитанной на 3 года, начиная со второго класса. Цель данной программы – формирование устойчивого интереса к иностранному языку, создание естественных речевых ситуаций на английском языке, раскрытию творческих способностей личности каждого ребенка. В настоящее время программа успешно реализуется в нашей школе.
Результатом реализации проектов во внеурочной деятельности стали спектакли: «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Фина» для учащихся 4 класса; новогодний утренник для учащихся всей начальной школы подготовленный с детьми 3 класса «Канун Рождества», выпуск стенгазет по различным темам, подготовка и проведение «Дня Земли» (1 марта) на экологическую тему с изготовлением кормушек, а так же составление путеводителя по заповеднику «Ростовский».
Особое место в нашей проектной деятельности занимает мультфильм на английском языке «Лисичка», в котором учащиеся выражают обеспокоенность загрязненностью нашего городского пляжа и призывают не мусорить и не ломать деревья во время отдыха. Этот мультфильм показан учащимся 3-7 класс и получил множество положительных откликов, кроме того, ко мне обращаются учащиеся разных классов с предложениями продолжить снимать мультфильмы по их собственным сценариям на английском языке и к этой работе желают присоединиться учащиеся других школ. Зрителями наших спектаклей и утренников, стали мои коллеги других школ и их учащиеся. Теперь моя программа внеурочной деятельности активно используется и в других школах города.
Трудно представить себе реализацию таких замыслов, если б не успешное взаимодействие как со школьными коллегами – это психолог школы, который помогает в составлении психолого-социальной характеристики класса, где у каждого учащегося подгруппы определяются его личностные, индивидные и субъектные свойства личности для успешной организации групповых форм работы, с классными руководителями; так и городскими организациями - это и дом детского творчества, совместно с детской киностудией которого мы создали мультфильм «Лисичка» на английском языке на экологическую тему, и студенты филиала Донского педагогического колледжа в г.Азове совместно с которыми мы проводим утренники на английском языке. И, конечно же, долгосрочные проекты с последующим выступлением невозможны без поддержки родителей, которые принимают в технической подготовке активное участие.
По итогам нашей работы я создала копилку разработок и материалов, презентаций, творческих проектов учащихся которой я охотно делюсь с коллегами, прислушиваясь к их замечаниям и пожеланиям, участвую в форумах, размещаю публикации учебно-методических материалов на своём личном сайте. Я нахожусь в постоянном поиске, анализирую успехи и неудачи и ставлю новые цели.
Одна из следующих – это создание мультфильма с героями удивительной страны Буквляндии, которые помогают учить моим малышам алфавит и осваивать непростые правила по чтению. Используя уникальную методику обучения чтению моего учителя – заслуженного учителя РФ Ижогиной Т.И., мне всегда хотелось, чтобы жители так любимой учениками страны заговорили голосами детей. Наша работа уже началась, и первым выйдет мультфильм, главными героями которого будут буквы алфавита английского языка, а в дальнейшем мы планируем снять все сказки по правилам чтения.
В связи с изменением подхода к обучению и учащиеся, и учителя, и школа в целом переходят на новый уровень передачи знаний, их усвоения и управления школой в целом, результаты изменений представлены в следующей схеме, которую вы видите на слайде.
А что мои ребята, ради которых это все затеяно? Анализ результатов проделанной работы показывает стабильно высокий результат в течение 5 лет по моему предмету, (75-84% качество знаний), (100%) успеваемость.
Реализация проектной деятельности в обучении дает свои положительные результаты. Несмотря на то, что я работаю учителем английского языка в начальной школе, в средней школе мои выпускники подтверждают свои знания победами и призовыми местами как во всероссийской олимпиаде школьного уровня, так и городского. Ежегодно для учащихся своей школы я разрабатывала и проводила олимпиады для 3 и 4 классов. А в этом году по моей инициативе проведена олимпиада по английскому языку на муниципальном уровне для учащихся 4 класса и моя ученица Барскова Полина заняла 1 место. Перед вами на слайде всё то, чего достигли мои дети и я в процессе работы. И я уверена, что при введении государственной итоговой аттестации в 4 классе мои ученики покажут достойные результаты.
Следуя мудрому наставлению К.Д. Ушинского «Без чувства стремления к самосовершенствованию в человеке умирает учитель», я стараюсь не останавливаться на достигнутом.
Успехи моих детей – это и мой успех, который отмечен за период с 2011 г тремя благодарственными письмами мэра г. Азова.
Важной составляющей моего профессионального развития считаю стабильное участие в региональных семинарах и конференциях по проблеме проектная деятельность как средство формирования УУД учащихся начальной школы при обучении английскому языку.
В ноябре 2012 и 2013 гг принимала участие в работе 8 и 9 межрегионального семинара в Лазаревском.
В Феврале 2013 в г Мытищи обменивалась опытом с лучшими учителями Подмосковья, победителями конкурса «Педагог года Подмосковья».
Стала активным участником педагогических десантов (или пед.поездов)
Принимаю участие в конференциях проводимых ДПК по диссеминации опыта и за активное вовлечение студентов Азовского филиала Донского педагогического колледжа в инновационную деятельность, награждена грамотой администрации ДПК.
За организацию и совершенствование учебно-воспитательного процесса награждена грамотой администрации Дома Детского Творчества.
В апреле 2013 года стала лауреатом областного конкурса «Учитель года Дона – 2013».
Я считаю проектную деятельность очень важным аспектом в преподавании всех предметов, поскольку она помогает ученику раскрыться в ситуации естественного общения, планировать и оценивать свою работу самостоятельно, успешно усваивать знания не отдельного предмета, а идет к метапредметному изучению жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам, изучающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Мы увлеклись поиском удивительного и необычного в простых окружающих их вещах и научились мыслить критически.
В дальнейшем планирую развивать проектную деятельность обучения.
У меня появилась уверенность, что изучение иностранного языка в сочетании с другими общеобразовательными предметами расширяет индивидуальную картину мира ребёнка; воспитывает толерантность, способствует становлению социокультурных образов, развивает мышление, внимание, память.
Для меня очень важно, чтобы результатом плодотворного сотрудничества всего педагогического коллектива начальной школы стали вот такие ученики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.:Просвещение, 2004. – 96с.
|