Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2. Имя прилагательное как часть речи. МАОУ СОШ № 73. Ахатова Валия Байрамовна учитель русского языка и литературы, Ахатова Елена Владимировна учитель информатики и ИКТ

Submitted by Валия Байрамовна Ахатова on чт, 03/04/2014 - 13:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ахатова Валия Байрамовна, Ахатова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 73, учитель русского языка и литературы, учитель информатики и ИКТ

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Уметь употреблять имена прилагательные в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Учебник для 5 класса по русскому языку. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2007. - 303 с. для общеобразовательных учреждений.

Используемая методическая литература: 

1. Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова - Практическая методика русского языка. 5 класс. Издательство: Просвещени. 2010г.

2. Ладыженская Т.А. (ред.) Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. М.: Экзамен, 2009. — 253, [3] c. — (Серия "Учебно-методический комплект").

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, карточки с заданием (Приложение 1), интерактивная доска, Интерактивные упражнения выполнены с помощью интернет ресурса -  http://learningapps.org.

Используемые ЦОР: 

Призентация к уроку русского языка. 5 класс. Имя прилагательное как часть речи.

Интерактивное упражнение 1.

Интерактивное упражнение 2.

Интерактивное упражнение 3.

Интерактивное упражнение 4.

Краткое описание: 
<p>Урок русского языка для 5 класса, общеобразовательной школы, с использованием на уроке авторской презентации разработанной при помощи средств google и интерактивных упражнений выполненых в интернет сервисе -&nbsp;http://learningapps.org, можно использовать на любой интерактивной доске, на экране монитора или при помощи проектора. Урок выполнен в форме путешествия по карте знания, где учащиеся сами делают открытия.</p>

Класс 5.

Продолжительность урока 1 час.

Тема урока «Имя прилагательное как часть речи»

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок первый в разделе «Имя прилагательное»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока:  Уметь употреблять имена прилагательные в словосочетаниях, предложениях и тексте

Задачи урока:

  1. Знакомство с ролью имён прилагательных в речи; пополнение практического опыта учащихся в употреблении прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

  2. Формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных; развитие логического мышления.

  3. Воспитание внимания и уважения к слову.

                                 

       Цель урока: достичь образовательных результатов:

Личностный результат: выражать положительное отношение к процессу познания

Метапредметный результат: уметь сравнивать, выявлять закономерности; делать выводы; уметь работать в группе.

Предметный результат: знать роль прилагательных в предложении; уметь определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

Задачи урока:

   Знакомство с ролью имён прилагательных в речи; пополнение практического опыта учащихся в употреблении прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

   Формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных; развитие логического мышления.

   Воспитание внимания и уважения к слову.

Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, карточки, интерактивные упражнения.

Оборудование: презентация, карточки.

Технология: ИКТ

 

Опорные понятия, термины: часть речи; имя прилагательное; морфологические признаки; синтаксическая роль.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Технологическая карта урока.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

ЦОР

I. Организационный момент.

 

Проверяет готовность к уроку, настраивает ребят на урок

Вступительное слово учителя.

Добрый день! Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с загадок (Слайд 2):

1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.

2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов - столько беленьких жильцов.

Слушают учителя, отгадывают загадки.

Настраиваются на работу на уроке.

положительное отношение к учебному процессу

 

 

Слайд 2

II. Формулирование целей урока.

 

- Что помогло вам отгадать загадки? (Имена прилагательные)

- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи» (слайд 3).

- Сформулируйте цель урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? (Слайд 4)(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль)

-  А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?

Отвечают на вопросы.

 

 

Записывают тему урока в тетради.

 

Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока.

познавательные: осознавать познавательную задачу

Слайд 3

 

 

Слайд 4

III. Новая тема

 

- Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути «Карта путешествия» (Слайд 5).

Открывать ее мы будем постепенно.

Давайте сначала посмотрим, какое же значение имеет имя прилагательное.

  

- Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание (Слайд 6).

   Работа с текстом (стр.224, параграф 102).

   Прочитайте текст, затем добавьте слова и скажите, какое описание отличается большей полнотой.

                        Дятел (Слайд 7).

   Живёт у нас в лесу птица. Эта птица с пестринками, а на затылке у неё пёрышки. У птицы клюв.

   Для справок: чёрная; белыми; яркие, красные; сильный острый прямой.

- Какой вывод вы можете сделать? Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?

(Слайд 8)

- Правильно, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда похожих предметов. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

- Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? А что же тогда обозначает имя прилагательное?

Вывод: Правильно, имя прилагательное обозначает признак предмета (Слайд 9).

Вот мы с вами и открыли значение имени прилагательного.

Вернемся снова к «Карте путешествия» (Слайд 10). Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.

   (Слайд 11)

- Ребята, перед вами стихотворение «Черёмуха» С. Есенина. Прочитайте его

- Разделите тетрадь на две колонки. В первую выпишите прилагательные из этого стихотворения, оставив место для заголовка этой колонки.

-На какие вопросы отвечают прилагательные? Давайте озаглавим первую колонку. Запишите: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

   (Слайд 12)

- А теперь найдите прилагательные в стихотворении И.Токманова и выпишите их во вторую колонку. На какие вопросы они отвечают? Запишите ЧЕЙ? ЧЬИ? в заголовок второй колонки

 

 

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

   (Слайд 13)

- Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Чей?

(Слайд 14)

- Мы с вами вновь возвращаемся к «Карте путешествия». Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические признаки прилагательного.

  (Слайд 15, Интерактивное упражнение 1)

-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

I вариант – черемуха душистая

II вариант – небо ясное

- Изменилось ли прилагательное (да)?

Значит, прилагательное изменяется по падежам.

А какая часть речи помогает нам определить падеж (Имя существительное)?

  

Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного (род и число)?

- Определите род и число существительных.

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа (Нет, они согласуются)?

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род (Нет)?

   (Слайд 16)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Итак, Вы сделали третье открытие.

Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль.   (Слайд 17)

(Слайд 18, Интерактивное упражнение 2)

- Внимательно посмотрите на предложения.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните.

Стоит з.. лотая ос.. нь.

Падают р.. зные листья.

Ш.. рсть у зайца густая.

У грызунов зубы длинные.

-Подчеркните прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться?

   (Слайд 19)

Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.

Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия». Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное (Слайд 20).

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Читают текст, добавляют в него прилагательные, делают вывод о том, какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

  Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

   Делают вывод.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Читают стихотворение, выписывают из него прилагательные в колонку.

 

 

Отвечают на вопросы.

Делают записи в тетради.

 

Читают стихотворение И.Токманова, выписывают из него прилагательные во вторую колонку.

Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос.

 

  

 

 

Делают вывод

 

  

 

 

 

 

  

Записывают в тетрадь,

один ученик у доски.

 

 

Отвечают на вопросы.  

 

 

 

 

Проверяют себя, сравнивая с доской.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Определяют род и число существительных.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Делают вывод.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях. Читают предложения, списывают их  в тетрадь, ставят пропущенные буквы. Подчёркивают имена прилагательные.

 

 

   Делают вывод.

 знать роль прилагательных в предложении; уметь определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

 

 

 

уметь сравнивать, выявлять закономерности; делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

   Уметь делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    уметь сравнивать, выявлять закономерности; делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь делать вывод

 

 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

Слайд 15, Интерактивное упражнение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

Слайд 18, Интерактивное упражнение 2

 

 

 

Слайд 19

Слайд 20

IV. Закрепление.

 

А теперь потренируемся на практических заданиях.

   (Слайд 21)

- Внимательно посмотрите на слова. Какое слово является прилагательным?

Зелень, прекрасный, замечательно, красота

  (Слайд 22, Интерактивное упражнение 3)

- Следующее задание. Сколько имен прилагательных в стихотворении?

Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные.
(7)

  (Слайд 23)

- Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения. Скажите, пожалуйста, каким членом предложения являются прилагательные в предложении: Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.

   (Слайд 24, Интерактивное упражнение 4)

- К данным прилагательным подберите по смыслу существительные.

Добросовестный             погода

Фарфоровая                    рассказ

Интересный                   чашка

Ненастная                      ученик

Вкусный                          хвост

Лисий                              пирог

- Ребята, я вам раздам карточки, в которых вы должны в скобках определить падеж, число и род прилагательных.

КАРТОЧКА (Приложение 1)

Задание: обозначьте в скобках падеж, число и род прилагательных.

В морозные дни солнце восходит багровое( ), в тяжелом ( ) дыму. И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый () стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими ( ) облаками и задул по седым ( ) ивам ровный ( ) и теплый ( ) ветер.

 

 

 

Выполняют устно.

Ответ: Прилагательное – прекрасный.

 

 

 

Выполняют устно.

Один ученик у доски, другие ему помогают.

Читают стихотворение.

Ответ: в нём 7 прилагательных

 

 

 

 

 

 

   Записывают предложение в тетради, выделяют основу. Основа предложения – красота хрупкая и уязвимая.

 

 

Работают в группах.

После выполнения в тетрадях один ученик выходит к доске и выполняет.

 

 

 

 

    Самостоятельно работают по карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь работать в группе

 

 

 

 

Слайд 21

 

 

 

Слайд 22, Интерактивное упражнение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

 

 

 

 

 

Слайд 24, Интерактивное упражнение 4

V. Домашнее задание.

 

  ( Слайд 25)

   Страница 224, параграф 102, упр. 267

Записывают домашние задание

 

Слайд 25

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

(Слайд 26)

- Какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет имя прилагательное?

- Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.

- Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное.

- У вас на партах три разноцветных кружка (Приложение 2, слайд 27): зелёный – тему понял, могу применить свои знания и поделиться ими; жёлтый – тему урока усвоил частично, надо потренироваться; красный – мне многое непонятно. Какой кружок выбираете вы?

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Выбирают смайлики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 26

 

 

Приложение 1

                                                                                                 

ФИ:

ФИ:

Задание: обозначьте в скобках падеж, число и род прилагательных.

 

Задание: обозначьте в скобках падеж, число и род прилагательных.

 

В морозные дни солнце восходит багровое(                               ), в тяжелом (                     ) дыму. И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый (                    ) стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими (                       ) облаками и задул по седым (                     ) ивам ровный (                           ) и теплый (                       ) ветер.

 

В морозные дни солнце восходит багровое(                               ), в тяжелом (                     ) дыму. И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый (                    ) стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими (                       ) облаками и задул по седым (                     ) ивам ровный (                           ) и теплый (                       ) ветер.

 

 

Приложение 2

   

 

Презентация.

 

Интерактивное упражнение 1

Интерактивное упражнение 2

Интерактивное упражнение 3

 

Интерактивное упражнение 4

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн