II. Формулирование целей урока.
|
- Что помогло вам отгадать загадки? (Имена прилагательные)
- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи» (слайд 3).
- Сформулируйте цель урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? (Слайд 4)(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль)
- А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?
|
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока в тетради.
Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока.
|
познавательные: осознавать познавательную задачу
|
Слайд 3
Слайд 4
|
III. Новая тема
|
- Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути «Карта путешествия» (Слайд 5).
Открывать ее мы будем постепенно.
Давайте сначала посмотрим, какое же значение имеет имя прилагательное.
- Какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание (Слайд 6).
Работа с текстом (стр.224, параграф 102).
Прочитайте текст, затем добавьте слова и скажите, какое описание отличается большей полнотой.
Дятел (Слайд 7).
Живёт у нас в лесу птица. Эта птица с пестринками, а на затылке у неё пёрышки. У птицы клюв.
Для справок: чёрная; белыми; яркие, красные; сильный острый прямой.
- Какой вывод вы можете сделать? Какую дополнительную информацию несет имя прилагательное?
(Слайд 8)
- Правильно, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда похожих предметов. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
- Скажите, пожалуйста, что обозначает имя существительное? А что же тогда обозначает имя прилагательное?
Вывод: Правильно, имя прилагательное обозначает признак предмета (Слайд 9).
Вот мы с вами и открыли значение имени прилагательного.
Вернемся снова к «Карте путешествия» (Слайд 10). Теперь нам предстоит следующее открытие – вопросы, на которые отвечает эта часть речи.
(Слайд 11)
- Ребята, перед вами стихотворение «Черёмуха» С. Есенина. Прочитайте его
- Разделите тетрадь на две колонки. В первую выпишите прилагательные из этого стихотворения, оставив место для заголовка этой колонки.
-На какие вопросы отвечают прилагательные? Давайте озаглавим первую колонку. Запишите: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?
(Слайд 12)
- А теперь найдите прилагательные в стихотворении И.Токманова и выпишите их во вторую колонку. На какие вопросы они отвечают? Запишите ЧЕЙ? ЧЬИ? в заголовок второй колонки
- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
(Слайд 13)
- Молодцы! Мы совершили второе открытие на нашем уроке.
Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Чей?
(Слайд 14)
- Мы с вами вновь возвращаемся к «Карте путешествия». Следующее открытие, которое нам предстоит, – это морфологические признаки прилагательного.
(Слайд 15, Интерактивное упражнение 1)
-Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:
I вариант – черемуха душистая
II вариант – небо ясное
- Изменилось ли прилагательное (да)?
Значит, прилагательное изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж (Имя существительное)?
Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательные.
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Какие морфологические признаки можно определить у существительного (род и число)?
- Определите род и число существительных.
- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа (Нет, они согласуются)?
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род (Нет)?
(Слайд 16)
Сделаем вывод: прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.
Итак, Вы сделали третье открытие.
Но у нас впереди еще одна неисследованная область – синтаксическая роль. (Слайд 17)
(Слайд 18, Интерактивное упражнение 2)
- Внимательно посмотрите на предложения.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните.
Стоит з.. лотая ос.. нь.
Падают р.. зные листья.
Ш.. рсть у зайца густая.
У грызунов зубы длинные.
-Подчеркните прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться?
(Слайд 19)
Вывод: имя прилагательное в предложения являются определением или сказуемым.
Итак, ребята, мы открыли всю «Карту путешествия». Вы отличные исследователи! Так что же такое имя прилагательное (Слайд 20).
|
Слушают учителя.
Читают текст, добавляют в него прилагательные, делают вывод о том, какую дополнительную информацию несёт имя прилагательное.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
Слушают учителя.
Читают стихотворение, выписывают из него прилагательные в колонку.
Отвечают на вопросы.
Делают записи в тетради.
Читают стихотворение И.Токманова, выписывают из него прилагательные во вторую колонку.
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.
Отвечают на вопрос.
Делают вывод
Записывают в тетрадь,
один ученик у доски.
Отвечают на вопросы.
Проверяют себя, сравнивая с доской.
Отвечают на вопрос.
Определяют род и число существительных.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
Слушают учителя.
Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях. Читают предложения, списывают их в тетрадь, ставят пропущенные буквы. Подчёркивают имена прилагательные.
Делают вывод.
|
знать роль прилагательных в предложении; уметь определять морфологические признаки и синтаксическую роль.
уметь сравнивать, выявлять закономерности; делать выводы.
Уметь делать выводы
уметь сравнивать, выявлять закономерности; делать выводы.
Уметь делать выводы
Уметь делать вывод
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15, Интерактивное упражнение 1
Слайд 17
Слайд 18, Интерактивное упражнение 2
Слайд 19
Слайд 20
|
IV. Закрепление.
|
А теперь потренируемся на практических заданиях.
(Слайд 21)
- Внимательно посмотрите на слова. Какое слово является прилагательным?
Зелень, прекрасный, замечательно, красота
(Слайд 22, Интерактивное упражнение 3)
- Следующее задание. Сколько имен прилагательных в стихотворении?
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные. (7)
(Слайд 23)
- Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения. Скажите, пожалуйста, каким членом предложения являются прилагательные в предложении: Красота нашей земли хрупкая и уязвимая.
(Слайд 24, Интерактивное упражнение 4)
- К данным прилагательным подберите по смыслу существительные.
Добросовестный погода
Фарфоровая рассказ
Интересный чашка
Ненастная ученик
Вкусный хвост
Лисий пирог
- Ребята, я вам раздам карточки, в которых вы должны в скобках определить падеж, число и род прилагательных.
КАРТОЧКА (Приложение 1)
Задание: обозначьте в скобках падеж, число и род прилагательных.
В морозные дни солнце восходит багровое( ), в тяжелом ( ) дыму. И в это утро поднялось такое солнце. На реке был слышен частый () стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими ( ) облаками и задул по седым ( ) ивам ровный ( ) и теплый ( ) ветер.
|
Выполняют устно.
Ответ: Прилагательное – прекрасный.
Выполняют устно.
Один ученик у доски, другие ему помогают.
Читают стихотворение.
Ответ: в нём 7 прилагательных
Записывают предложение в тетради, выделяют основу. Основа предложения – красота хрупкая и уязвимая.
Работают в группах.
После выполнения в тетрадях один ученик выходит к доске и выполняет.
Самостоятельно работают по карточкам.
|
Уметь работать в группе
|
Слайд 21
Слайд 22, Интерактивное упражнение 3
Слайд 23
Слайд 24, Интерактивное упражнение 4
|