В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов.
Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.
Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у обучающегося внутренней мотивации. Компетентный обучающийся должен быть способен выходить за рамки предмета, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентного человека отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению не эффективные решения, словом обладать критическим мышлением.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке.
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях, а также повышения качества подготовки выпускника. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности. Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции:
-Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем).
-Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий).
-Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов).
-Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
-Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).
Качество подготовки выпускников начальной школы сегодня рассматривается с позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов второго поколения.
Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» .
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции.
Иерархия компетенций
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в такой предметной компетенции по истории, как способность выделять в любом историческом событии борьбу интересов различных сторон.
Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями и ролью в образовании.
Структурные компоненты компетенции
Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:
- название компетенции;
- тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
- круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;
- социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
- смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
- знания о данном круге реальных объектов;
- умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
- способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);
- индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативной подготовленности.
Древо компетенций
Построение «древа компетенций» имеет целью иерархическую систематизацию трех уровней компетенций: ключевых, общепредметных, предметных.
Ключевые компетенции
|
Общепредметные компетенции
|
Предметные компетенции
|
Математика
|
Русский язык
|
Информатика
|
Коммуникативная компетенция
|
Устный диалог
|
|
Задание вопросов собеседнику
|
|
Конструирование ответа на вопрос
|
Диалог в письменной форме
|
Использование древнегреческих апорий для объяснения математических парадоксов
|
Самопрезентация в форме резюме
|
Использование электронной почты для переписки
|
Полилог (коллективная дискуссия)
|
Групповая работа при выполнении математического проекта
|
Ролевая форма представления текста произведения
|
Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)
|
Литература.
- Зимняя И.А. «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Иванов Д.А. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании». //Журнал «Завуч». №1. 2008.
- Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 272 с.
Реализация ФГОС в школе-интернате
С сентября 2011-2012 учебного года школа- интернат начала работать по стандартам 2го поколения. Коллективом интерната была проведена следующая подготовительная работа: -создана рабочая группа; - разработан план – график по введению ФГОС НОО в ОУ, который включал организационное обеспечение введения ФГОС, нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС, кадровое обеспечение перехода на ФГОС, информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС НОО, материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО, мониторинговое сопровождение; -утвержден план внутришкольного контроля внедрения и реализации ФГОС; -проведена работа по созданию нормативно-правовых документов, в том числе положения по написанию рабочей программы учителя (в которой разграничены базовый и повышенный уровни, формирование УУД), положение об оценочной деятельности ( с учётом «Портфолио» и Листов самоконтроля); -разработана ООП НОО школы-интерната; -разработаны рабочие программы по предметам для детей с ЗПР с учётом требований ФГОС; -разработана программа внеурочной деятельности обучающихся 1 класса; -библиотекарь школы-интерната своевременно сделала заявку на приобретение комплекта учебников для 1 класса по ФГОС (УМК «ШКОЛА РОССИИ»; -проведена курсовая подготовка учителей, директора школы; -укомплектован штат узких специалистов для организации мониторинга образовательных результатов и своевременной коррекции развития школьников; -приобретён ноутбук. Все усилия были напрасны. 1 сентября 2011 года был открыт 1 класс. Обучение начал 1 обучающийся, который в сентябре- октябре 2011 года прошёл лечение в РКПб г. Ижевска и для дальнейшего обучения определён в СКОУ VIII вида. Педагоги получили возможность подготовиться теоретически. Тем более, что ИПК и ПРО были организованы курсы для учителей начальной школы по различным разделам Концепции, авторы ФГОС выпустили брошюры, УМК «Школа России» -методические рекомендации к различным предметным областям. 1 сентября 2012-2013 учебного года по ФГОС в школе- интернате начали обучение первоклассники (8 чел.) и второклассники (3 чел.) Поступили с диагностической целью Находятся на учёте у психиатра Находятся на учёте у невролога Наблюдаются у окулиста Логопедические нарушения Неврозоподобный энурез Неврозоподобный энкопрес РОП ЦНС СДВГ дезартрия ОНР III ст. 1 класс 50% 75% 75% - 88% 50% 88% 50% 12% 2 класс - 100% 67 % 33% 100% - 100% - - итого 50% 82% 73% 33% 91% 50% 91% 50% 12% В ходе первой четверти были выявлены проблемы: 1.Обучающиеся с диагнозом ЗПР, проживающие в детских домах республики, обучаются в массовых классах общеобразовательных школ и не получают своевременно коррекционную помощь узких специалистов, на уроках учитель в них не заинтересован, что ведёт к стойкому отрицательному отношению к учёбе. 2.Противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей: -неготовность к школьному обучению. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни. Согласно диагностики у 90,4% детей, поступающих в школу-интернат внутренняя позиция школьника еще не была сформирована, что нашло отражение в предпочтении игровой деятельности и отношений дошкольного типа, отсутствии желания ходить в школу, негативных установках в отношении школы и учебы; - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться; - до 90% обучающихся 1-2 классов дублируют обучение; -есть обучающиеся, которые учатся в 1 классе 3-ий год. 3.Невозможность реализации системно- деятельностного подхода. Нарушение принципов: • Принцип деятельности. Обучающиеся с ОВЗ не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю.» Из-за низкого уровня протекания мыслительных поцессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля впадают в истерику, паникуют. Итог подвести не могут- забыли, какие задачи ставили на урок. (понимание приходит в середине 3 класса) • Принцип непрерывности. До 80 % детей, поступающих в 1 класс находятся в психологическом возрасте 3х летнего ребёнка., т.е они ещё не наигрались. • Принцип минимакса. Безопасный минимум? БЕЗОПАСНЫЙ для кого? Если для ученика с ОВЗ, то минимум, прописанный в ФГОС. Для такого ребёнка максимум. А снизить эту планку нельзя, так как нет учебников с грифом «одобрено МО РФ». В каждом классе есть темы, которые не могут быть приняты ребёнком с ОВЗ. • Психологическая комфортность, предполагающая снятие всех стессообразующих факторов. Как снять? Если в классе обучаются дети с различными диагнозами, да ещё и с девиантным поведением, для которых рекомендовано индивидуальное обучение. • Принцип творчества. Учителя- люди творческие, могут предложить различные темы для проектов. А кто их потом будет делать? В массовой школе- родители. А в школе- интернате на самоподготовках сидят обучающиеся их двух классов (1 (ЗПР) и 2 (ЗПР); 3 (ЗПР) и 4 (ЗПР) и один воспитатель. Реализация технологии сотрудничества возможна с конца 2 класса, а по требованию ФГОС - с первого. 4.Специфика школы-интерната позволяет комплектовать классы в течение всего учебного года. Обучающиеся вводятся в состав воспитанников. 100% воспитанников школы- интерната начинают обучаться у нас после воспитания в других гос.учреждениях – приют, детский дом, речевая школа, причем некоторые уже сменили до нас несколько учреждений. 30% воспитанников школы- интерната были возвращены приёмными родителями из патронатной семьи на полное государственное обеспечение. С приходом новичка начинается сложный процесс принятия его в коллектив, что приводит к нулю все усилия МПК по организации образовательного пространства. Процесс может затянутся до двух месяцев. Обучающиеся после лечения в РКПб выбывают из числа воспитанников и продолжают обучение в СКОУ VIII вида. 5.Несоответствие материально- технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС. В кабинетах начальной школы нет доступа к ЦОР, один ноутбук , не по всем предметам имеются диски, предусмотренные УМК. 6.Контрольно-оценочная деятельность- поле деятельности работающего педагога, а для общеобразовательных классов и классов повышенного уровня- всё составлено авторами УМК. В 2012-2013 учебном году МО УР предложило для выпускников начальной школы контрольные работы. Текст каждой был представлен на 5-6 листах. Обучающиеся, увидев объем, сразу отказывались её выполнять. В 2013-2014 учебном году 1(ЗПР)-3(ЗПР) классы обучаются по ФГОС. Классы обновились на 50%. Заканчивается первая четверть, но не заканчивается адаптационный период. Поступившие пришли со стойкими нарушениями поведения, низким уровнем мотивации, дефицитом познавательных способностей и как следствие неготовности к обучению по ФГОС. Они уже привыкли, что учитель не обращает на них внимание и отказываются заниматься на уроках. В ходе первой четверти 2013-2014 учебного года были выявлены проблемы: 1.Для релаксации в массовых школах в кабинетах оборудованы игровые зоны(за счёт средств родителей).В школе- интернате в корпусах игрушек минимум. 2. Поступают дети необследованные на ПМПк, или с изъятыми заключениями. Вместо того, чтобы сразу составить план коррекционной работы педагоги вынуждены провести полную диагностику, затягивая тем самым адаптационный период. 3. Отсутствие инструментария для проведения мониторинговых исследований оценки УУД. Частью такого мониторинга является и психологический мониторинг, который представляет собой систему постоянного отслеживания процесса личностного развития обучающихся. В школе- интернате только один специалист. Что достаточно только для формальной работы. 4. Образовательный процесс должен обеспечиваться специальными программами. Раньше такие программы были, но на них основываться нельзя, а новых- нет. Обсуждение и принятие специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ неотъемлемая часть федерального государственного стандарта общего образования, причём такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ. СФГОС- базовый инструмент реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ. Чем раньше начнётся практическая реализация СФГОС, тем лучше.
|