Участник:Рыжова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ №7 г. Балаково Саратовской области
Класс: 2 «А»
Предмет: окружающий мир
УМК: « Начальная школа XXI века»
Тема: Что такое семья?
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учитель: Рыжова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Балаково
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная работа, фронтальная работа
Цели педагогической деятельности: создать условия для определения отличий семьи от любой другой группы людей; показать значение семьи в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: понимать, что семья - это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье; получат возможность научиться: определять и называть родственников.
Метапредметные:
регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям);
познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;
коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру;
смыслообразование -осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Этапы урока
Обучающие и развивающие
компоненты,
задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы взаимо-действия
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
5
6
I.
Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать
Фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.
Актуализация знаний
Беседа на тему «Моя семья», разгадывание ребуса, стихотворение, работа с толковым словарём С.И.Ожигова
Предлагает учащимся разгадать ребус 7Я, прочитать пословицы о семье
ПРИЛОЖЕНИЕ
-А кто для вас семья?
Чтение стихотворения:
Семья М. Шварц
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Две бабушки,
Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит: Во! – семья.
Отвечают на вопросы, дают развернутые, аргументированные ответы, показывая знания по ранее изученной теме
Читают из словаря
Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания
1. Презентация
« Семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
1. Знакомятся с новой информацией слайдовой презентации, проводят обсуждения.
1. Фронтальная работа.
Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.
2. Работа с учебником
2. Организует работу по учебнику
- Прочитайте текст «Сколько
поколений в семье Саши?»
- А сколько поколений живет в семье каждого из вас?
Назовите представителей поколения, которых вы знаете.
- Рассмотрите иллюстрацию
и расскажите о своей семье .
2. Самостоятельно читают текст, отвечают
на вопросы, выполняют
задания учебника.
2. Индивидуальная и фронтальная работа.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные:доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта
- Рассмотрите иллюстрации. Какое настроение они у вас вызывают?
- Прочитайте и решите логи-
ческие задачи.
4. Рассматривают ил-
люстрации, анализируют их, отвечают на вопросы, решают логические задачи, выполняют задания на внимательность.
4. Работа в парах
5. Физкультминутка
5. Проводит физкультминутку.
5. Выполняют физические упражнения.
5. Фронтальная работа.
6. Работа с учебником
6. Организует работу по изучению материалов учебника:
- Прочитайте стихотворения
А. Барто. « Разговор с дочкой»
- Как вы понимаете выражение «не хватает теплоты»? О какой теплоте говорит мама? Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?
ПРИЛОЖЕНИЕ
6. Читают материал учебника, анализируют его, делают собственные выводы. Отвечают на вопросы, рассуждают о семейных обязанностях. Рассказывают о том, как проводят досуг члены семьи, какие праздники отмечают все вместе, как к ним готовятся.
Выходят к доске и размещают портреты своих мам.
6. Фронтальная работа,
работа в парах
IV. Пер- вичное осмысление и закрепление
Выполнить по карточкам
Поясняет задания, выполня-
емые учащимися; организовывает работу по осмыслению; даёт возможность каждому ученику назвать своих родственников, которых он знает
ПРИЛОЖЕНИЕ
Самостоятельно вы-
полняют задания с генеологическим древом своей семьи
Вывешивают на доску генеалогическое древо семьи
Индиви-
дуальная работа и фронтальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике ,осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения
Закончите мою фразу:
Сегодня на уроке………… Я понял................
Мне понравилось……..
1. Отвечают на вопросы.
2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Домашнее задание
Учебник, с. 64-69.
Завершить работу с генеалогическим древом семьи, узнать как можно больше информации .