ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ – ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ТМКОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО
Сучкова Е. А________ Кукарева З.В________ протокол № ___ от ____
«___» ___________ 2013г. «___» __________ 2013 г. «___» _________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (НЕНЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
Первая квалификационная категория
2013 – 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предусматривающего изучение родного (нерусского) языка, Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, школьного учебного плана.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку составлена в соответствии:
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа».
- с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано - Ненецкого) Автономного округа».
- с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания.
- Концепции - Национальная школа. Серия «Федеральная программа развития образования» Под ред. Кузьмина М.Н. – М.: «Новый учебник», 2003.
Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.
Курс родного (ненецкого) языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о ненецком языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах ненецкого языка; об основных нормах ненецкого литературного языка;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по родному языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры ненецкого народа, средством приобщения к богатствам ненецкой культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.
В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Курс ненецкого языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве ненецкого языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Учитывая то, что сегодня обучение родному языку происходит в сложных условиях, когда происходит ослабление позиций родных языков, связанных с разрушением традиционных языковых коллективов при укрупнении посёлков, нет должной мотивации молодого поколения коренных народов при изучении родных языков. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами родного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства на родном языке, соблюдая этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения ненецкому языку 9 классе углубление и расширение знаний учащихся по фонетике, морфологии, синтаксису и лексике ненецкого языка;
__ совершенствование навыков связной речи на ненецком языке, обогащение знаний по истории, культуре ненецкого народа, любви к родному краю.
На уроках ненецкого языка как можно больше должна звучать полноценная родная речь, способствующая эстетическому воспитанию учащихся, помогающая им видеть и чувствовать прекрасное и познавательное в самом языке: его благозвучие, силу, меткость, выразительность средств, неисчерпаемые возможности, которыми располагает родной язык для выражения мысли. Это основа, на которой прививаются школьникам любовь и бережное отношение к родному языку, желание постичь его, овладеть литературной формой.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению родного (ненецкого) языка в школе.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Учебный предмет «Родной язык» в школе имеет познавательно-практическую направленность.
По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами ненецкого литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых, изучающих ненецкий язык; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – овладение речевой деятельностью и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики ненецкого языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках родного языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
На каждом уроке школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
Каждая языковая единица, включенная в языковый компонент «Обязательного минимума…» должна быть усвоена с точки зрения ее функционирования в речи.Учащиеся школ самодийской группы языков усвоят звуковую систему, нормы орфоэпии и орфографии родного языка, научатся правильно произносить и обозначать на письме звуки и звукосочетания, исправлять недостатки в речи, обусловленные диалектными особенностями. Усвоение выразительных средств устной речи поможет прибрести навыки выразительного чтения предложений и текстов, разных по структуре, содержанию, эмоциональному настрою.
Изучение лексического состава родного языка обогащает словарный запас учащихся. Они постепенно приобретают навыки употребления в речи синонимов, антонимов, устойчивых словосочетаний.
Усвоение речевых умений и навыков осуществляется путем выполнения различных устных и письменных работ творческого характера:
- Слушание текста, читаемого учителем или самостоятельное чтение его учащимися;
- Пересказ (изложение) небольшого сюжетного текста по плану или без него;
- Составление простого плана по данному тексту;
- Описание предмета, животного, человека;
- Сочинения по картине или данной теме – о семье, о друзьях, о родном крае, о помощи старшим.
С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, и творческие работы. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: диктант, тест, изложение, списывание, сочинение, устное сообщение.
Виды творческих работ:
· развернутые ответы на вопросы по изученному литературному произведению;
· устный и письменный пересказ (изложение) художественного текста;
· устное и письменное сочинение-повествование с элементами описания на заданную тему ( о природе родного края в разные времена года . о какой-либо поездке, об экскурсии в краеведческий музей).
Указания по обучению ненецкому языку
В процессе обучения родным языкам финно-угорской группы решаются следующие задачи:
- обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению и письму);
- развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.
Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам финно-угорской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально – региональным компонентом.
При изучении родного языка в диалектных условиях учителю предстоит:
- учитывать диалектную природу речи учащихся и систематически корректировать ее в соответствии с нормами литературного языка;
- выполнять упражнения, направленные на усвоение орфоэпических норм;
- творчески организовывать работу по предупреждению и устранению различных диалектных ошибок;
В целом задачи изучения родного языка на продвинутом этапе сводится к следующему:
- дать учащимся определенный программой объем знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, а также общие сведения о языке.
- привить умения пользоваться полученными знаниями на практике;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи школьников, обучить их нормам литературного языка;
- сформировать у учащихся прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки выразительного чтения;
- выработать речевые умения;
- привить интерес и любовь к родному языку путем раскрытия его своеобразия и характерных особенностей;
- приобщить учащихся посредством изучения родного языка к культуре своего народа, его истории;
Презентацию учебного материала важно производить поэтапно с учетом уровней языка и их системности, коммуникативных сфер и задач обучения. При таком подходе в качестве методических принципов обучения выступают коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, а критерием отбора, интерпретации и организации учебного материала служат речевые умения и навыки учащихся, которые должны быть сформированы в основной школе.
Описание места в учебном плане
Согласно учебному плану для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «Родной язык» входит в образовательную область «Филология» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русским языком. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы. Отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
1)
2)
3)
4)
5)
Метапредметные результаты:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации)
- Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
- Владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение самостоятельно вести поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.
- Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст.
- Умение создавать устные и письменные тексты разных жанров, типов, стилей.
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм родного литературного языка
9) Выпускник национальной школы должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
В аудировании:
- понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;
- понимать магнитофонную запись. Речь диктора радио, речь персонажей спектаклей, кинофильмов;
- слушать и понимать речь окружающих;
В говорении:
- соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;
- выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие.
- владеть выразительными средствами устной речи;
- описывать увиденное и услышанное, давать им оценку;
- составлять различные высказывания по ситуации;
- пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного , отвечать на вопросы по тексту.
В чтении:
- читать текст с оптимальной скоростью;
- выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;
- понимать содержание художественных произведений, газетных и журнальных статей, параграфов учебников;
- устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;
- задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
В письме:
- выполнять письменные работы с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
- письменно отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного;
- кратко или полно излагать содержание прочитанного, услышанного;
- давать описание различных предметов, животных, пейзажей;
- писать различные изложения (подробные и сжатые);
- писать различные сочинения по заданной теме, по прочитанному литературному произведению;
Предметные результаты:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Планируемые результаты обучения предмета
Знать к концу обучения в 9 классе:
· соотношение звуков и букв, гласные и согласные звуки; типы слогов и особенности слогоделения в ненецком языке;
· орфоэпические нормы литературного языка;
· основные правила правописания, обусловленные фонетическими закономерностями ненецкого языка;
· различие между словосочетанием и предложением;
· виды предложений по цели высказывания;
· главные и второстепенные члены предложения;
· нераспространенные и распространенные предложения;
· знаки препинания в изученных типах предложений;
· различие между грамматическим и лексическим значением слова, между антонимами, синонимами;
· основные способы словообразования в ненецком языке (аффиксация, словосложение);
· понятие о тексте, теме и основной мысли текста и способах связи предложений;
Уметь:
- Выделение отличительных признаков грамматического строя ненецкого языка, других языков самодийской группы и грамматического строя русского языка.
- Овладение правильной разговорной речью, правильное употребление в разговоре деепричастий, прилагательных, глаголов.
- Грамотное употребление лично-притяжательных и лично-назначительных форм имен существительных.
- Умение проговаривать звуки ненецкого алфавита: ’, ”, нг, в, ць, з-д.
- Умение выделения места и значимости роли ненецкого языка в строю языков народов России
Основное содержание учебного предмета
I. Введение: наша Родина Россия, многонациональность. Ненецкий язык-язык предков, его место в семье народов России. (1 ч)
II Ненэцие″ вади″ Диалекты ненецкого языка. Ненецие” вада’ тэнз”. Тундровой,
лесной диалектхана падвы’ вади, вади” хари, лахарё намдорма, хэтыбава,
толабава, падыбава, переводхана ваде”ма. нямна -3ч
III/ Тензебтенгова. Лично-притяжательной вади нгока нгамгэм′ вадета мирбида
Меситоимения вада″, толыр″ма вада″. Глагол. глагол′ мирбя -3ч
IV. Фонетика. Графика. Орфография.-4ч
Мун″ няби буква″. Ненэця″ вада′ алфавит/ Я, ю,е,е буква″/ Ь няби Ъ букваха′/ Вади″
манэсар″ма саир″
V.Морфология Существительной вада″. Лично-предназ-ной сущ-ой вади″ мирбя″
Существительной вади″ манэсар′ма саир″ Местоимения вада″ Глагол, глагол′ мирбя″ Хари′
нямна нгэда местоимения″ мирбя″ Хари′ нямна нгэда местоимения″ именительной падеж′
мирбя″ Хари′ нямна нгэда местоимения″ винительной падеж мирбя Местоимения вади″
манэсар″ма саир″. Глагол вада″. Глагол′ельцевы мирбяда (сов. вид). глагол′ тянем пэрма
серта.
Глагол′ нгопой пэрма серта. Глагол′ пява пэрма серта. Глагол вади″ манэсар″ма саир″
Деепричастия вада″. Янговам′ вадета″ деепричастия″ Союз вада″. Вади″, предложения″
янгрембада вада″. Союз″ тэнз″. Междометия′ вада″. Междометия′ пуномдад″, ваде″ма -15ч
VI/Синтаксис. Синтаксис’ нямна: простой няби сложной предложения’ тэнз”, мирбя”;
хэтыр”, падарт’ падыбава; харё” сертабава; нггани вадаха” пэрма. Словосочетания
Вади″ нясъюмбава (словосочетания) Нясъюмбада вади″ тэнз″ Няслангова (сог-е),вади″ падеж
нензимтембава (управл-е), вади″ ня″лава (примыкаеие) . Предложения. Подлежащей′ мирбя″
Сказуемой′ тэнз″ Глаголхат вэтавы сказуемой. Нгопой нюмгад нгэда сказуемой. Нюмгат
вэтавы сказуемой.. Предложением манэсар″ма саир″-9ч
VII Тензибтенгова. (повторение)
Учебно-тематический план
№ п.п.
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
диктант
|
тест
|
На развитие речи
|
Сочинения
|
Изложения
|
I.
|
Введение
|
1
|
|
|
|
|
II
|
Ненэцие вади″ нямна
|
3
|
|
|
1
|
1
|
III.
|
Тензебтенгова.
Лично-притяжательной вади нгока нгамгэм′ вадета мирбида
Меситоимения вада″, толыр″ма вада″.
Глагол. глагол′ мирбя
|
3
|
1
|
|
1
|
1
|
IV
|
Фонетика. Графика. Орфография.
|
4
|
1
|
4
|
2
|
|
|
Вади″ манэсар″ма саир″
|
|
|
|
1
|
|
V
|
Морфология
|
15
|
2
|
3
|
2
|
2
|
VI
|
Синтаксис
|
7
|
|
|
|
1
|
VII.
|
Тензибтенгова.
|
1
|
|
|
1
|
|
|
ИТОГО:
|
34
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечения
Для учащихся:
1. М.Я.Бармич Ненэця' вада. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений.- С-Петербург: Просвещение, 2007.
2. Е.Н.Самойлова. Русско – ненецкий тематический словарь. Учебное пособие для 5-9 классов. – СП:.: Просвещение, 2008.
3. М.А.Ненянг Русско-ненецкий разговорник. Учебное пособие для учащихся средней школы. – СПБ.: Дрофа, 2005 г
4. М.Я.Бармич. Е.М.Талеева.Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 классов. Часть 1. – СПб.: Просвещение, 2002.
5. М.Я.Бармич. Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 кл. общеобр.учредж. Часть 2.- СПб.: Просвещение, 2007.
6. М.Я.Бармич. Практикум по лексике ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся 9 – 11 кл. общеобр.учредж. Часть 3.- СПб.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
1. М.Я.Бармич. Практикум по ненецкому языку. Пособие для педагогических училищ. - Ленинград: Просвещение, 1979.
2. М.Я.Бармич. Ненецко - русские языковые связи. Пособие для учителей ненецкого языка. –СПб.: Просвещение, 2002.
3. Е.Г.Сусой Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов. - г. Нарьян – Мар, 1991.
4. А.Б.Соктоев Фольклор ненцев Памятники фольклора народов Сибири и дальнего Востока. – Новосибирск: Наука, 2001.