I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
|
1. Диалог Антошки и биолога на с. 36.
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Какова роль биологии в жизни современного человека?
Составление плана (роль биологии). 1 3
2. – Вспомните, что вы уже знаете из начальной школы.
Учитель фиксирует на доске факты, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.
В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1
– Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий»? разных царств? (§2, 4–5.)
– Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? (4-й класс.)
– Чем может, а чем не может питаться человек? (Жизненный опыт.)
|
Учебник, иллюстратив-ный материал по экологии и физиологии человека,
посвящённый здоровому образу жизни.
|
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
|
II. Совместное открытие знаний.
|
Учитель просит ребят открыть учебник на с. 36–40. 1
По мере изучения роли биологии в жизни людей рядом с вопросом на доске фиксируются свойства живого.
Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание. 2
1. Группа №1.
– С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни.
– Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше?
– Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния?
– Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»?
Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку. 1 3
2. Группа №2.
– С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей. 1 2
– Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне?
– Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы:
Какие вещества должна включать пища человека?
Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы?
Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему?
Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1
3. Группа №3.
– Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. 3
– Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4. 1 2 2 3
– Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать?
Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье.
4. Группа №4.
– Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу? 1 2 2 3
Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху.
Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. 3
|
|
Коммуникативные УУД
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию
в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)
Регулятивные УУД
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
|