Сетевой проект «Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом»
Номинация: конкурс социально значимых проектов
«Я, ты, он, она - вместе целая страна»
«Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
Авторы: Агакий Андрей, Нагуманов Артур,
Нагуманова Мадина, Шиянов Юсуп .
МОУ ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»
Саратовского района Саратовской области, 2-4 классы
Руководители: Бразда Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов.
Шиянова Людмила Виталиевна, учитель начальных классов
МОУ ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»
Саратовского района Саратовской области.
г. Саратов, 2014
Тема проекта: «Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
Цель проекта: рассказать о своей многонациональной школе, призвать молодое поколение к изучению истории родного края.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать сведения о народах, проживающих в нашем селе.
2.Обогатить кругозор школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего
и других народов;
Объект исследования - обычаи и традиции народов нашего села.
Методы работы – наблюдение, анкетирование, анализ литературы.
Гипотеза – наша творческая группа предположила, что если мы будем знакомиться с культурой других народов, научимся лучше понимать друг друга.
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………….
2.Основная часть……………………………………………………
3.Заключение…………………………………………………………
4.Список используемых источников и литературы…………
Введение
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» сто тысяч «я»!
Эти слова Роберта Рождественского не утратили свою актуальность и сегодня. Ведь мы – граждане России – самого большого многонационального государства на нашей планете. В ней живут вместе десятки больших и малых народов. Россияне – это русские и удмурты, татары и чуваши, буряты и калмыки, коряки и чукчи, адыгейцы и осетины, евреи и эвенки, башкиры и якуты, а также представители многих других национальностей. Свое единство не раз показывал народ и в дни великой радости, и в беде. Никогда не исчезнут из народной памяти гордость за Великую Победу над фашизмом и память о той страшной цене, которую за неё заплатили. Мы, живущие в двадцать первом веке, не знающие дыма пожарищ и воя снарядов над головой, с благодарностью вспоминаем подвиг прадедов в тылу и на фронте, почитаем живущих среди нас участников войны, потому что нам предстоит принять их эстафету. Нам предстоит создавать будущее России. Продолжая традиции старших, мы должны преумножить славу России, и от гражданской позиции каждого из нас зависит будущее многих новых поколений.
«Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
Эту тему для проекта мы выбрали не случайно.
Мы живём в небольшом селе с очень интересным историческим названием совхоз «15 лет Октября» Саратовского района. В 1994-е -1996 годы, когда была сложная обстановка в стране - Чеченская война, межнациональные конфликты в совхоз прибыло более 20 семей –беженцев из Чечни, вынужденных переселенцев Армении, Нагорного Карабаха, Сумгаита, Азербайджана, Дагестана и других союзных республик. Жители нашего села приняли всех, помогали им обустроиться, обжиться, и многие остались здесь. Создали новые семьи, родились дети. Так в селе появились и интернациональные семьи.
В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, молдаване, кумыки, лезгины, армяне, азербайджанцы.
Но все мы очень дружны и различий не видим, ведь мы все имеем одно общее имя – Человек. И все имеем одинаковые права: это право на учёбу, право жить в любом уголке нашей страны, право на свободу своих мыслей и убеждений, право участвовать в жизни общества.
Нас (в начальной школе)20 абсолютно разных, непохожих друг на друга ребят.
А какие красивые имена у учащихся нашей школы: Мадина, Артур, Юсуп, Темирлан, Андрей, Диана, Мухамед-Али, Нурия, Согдиана, Ольга, Сергей, Евгения, Марат, Шамиль, Константин, Полина. Все мы сотканы из противоречий и парадоксов: один добродушный, интересный собеседник, другой серьезный и молчаливый, третий иногда мешает вести урок, но в серьезных ситуациях на его помощь можно рассчитывать. У каждого из нас есть своя мечта, свое видение будущей жизни, хотя мы еще учимся в начальной школе, и интересы могут кардинально поменяться.
Мадина – девочка из многодетной интернациональной семьи: её папа-татарин, мама-русская. Она скромная, внимательная, наверное, станет учителем или воспитателем детского сада, любит опекать малышей.
Андрей тоже из интернациональной семьи: отец –молдаванин, мама-русская, Андрей мечтает стать слесарем, он очень любит конструировать, собирать детали машин, интересуется техникой.
Темирлан и Марат –ребята, родители которых прибыли из г.Грозного ещё детьми. Мальчишки любят возиться с овцами, хотят быть фермерами, поднимать сельское хозяйство в селе.
Шамиль, как мама, мечтает стать врачом.
Мама Сергея - украинка, а папа из семьи поволжских немцев. Сергей всегда имеет свое мнение и смело его высказывает.
Оля серьёзная и принципиальная, но на мир смотрит добрыми глазами.
У каждого из нас есть чему поучиться: Марат – ответственный, отзывчивый, всегда приходит на помощь: помочь в дежурстве – пожалуйста, принять участие в мероприятии – пожалуйста. Личность разносторонне развитая.
Диана строга к себе и к окружающим, но при этом сдержанна, приветлива.
Полина любит петь и танцевать. Мама Полины приехала к нам в село из г.Баку (Азербайджан).
У Артура можно научиться, не лицемерить, не скрывать свое отношение ко всем и ко всему.
Женя – энергичная, активная, полна задора и легка на подъем. Может организовать любое мероприятие. Конечно мы все очень разные, но, в то же время, такие одинаковые в своем стремлении стать еще лучше.
А еще все мы любим спорт. На спортивной секции учитель физической культуры Власов Игорь Викторович разучивает и играет с нами в подвижные игры народов России.
Посещаем танцевальный кружок «Росинка», театральный кружок «Искусство сцены», вокальную группу «Подсолнухи», кружок «Самоделкин». Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные! У мальчишек и девчонок одинаковые права- смеяться и грустить, учиться и играть.
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ведь каждый из нас индивидуальность,
И в этом конечно и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы.
Мы дети все, мы просто дети!
Нам ссориться не нужно!
«Здесь Братство-обычай, а Дружба-закон!»
Махтумкули*
(великий туркменский поэт)
Вы спросите: «Есть ли проблемы в многонациональном коллективе (школе, классе)?»
-Да, как в любом обществе!
1.Как сохранить индивидуальность в многонациональном классе.
2.Как объединить и сплотить коллектив.
3.Как научиться понимать друг друга.
Наша группа, участвуя в коллективном творческом проекте, пришла к выводу, чтобы решить эти проблемы вовсе не обязательно «открывать Америку», а нужно просто научиться уважать друг друга, быть терпимыми, толерантными, уметь сотрудничать.
Мы думаем, что различия нас только дополняют и обогащают.
«Вместе мы- сила!»
Наша школа- одна большая дружная семья.
Много субботников и воскресников мы проводим в селе.
Каждую весну учащиеся школы вместе с родителями и учителями благоустраивают деревню, очищают от мусора родник и парк. А какая аллея при въезде в село-загляденье!
Ни это ли пример нашего сотрудничества?! Недаром казахи говорят: «Счастлив народ того села, жители которого живут в мире и согласии».
Да, все люди разные, у каждого свои корни. Мы поняли одно - знакомясь с культурой других народов, мы лучше научимся понимать друг друга.
Дни национальной культуры в нашем селе.
Наши национальные культуры богаты и разнообразны.
На всех праздниках в едином действе переплетаются русские, украинские, белорусские, казахские, узбекские, чечено-кумыкские песни, танцы и обряды. «Нет лучшей силы, чем содружество через искусство и творчество», - считают педагоги нашей школы и воплощают эту истину в жизнь.
В этом году директором нашей школы Рянзиной Н.Ю.был сделан первый шаг к открытию в школе совхоза «15 лет Октября» кабинета-музея национальных культур для распространения опыта работы программы «Школа миротворчества».
Благодаря программе «Школа миротворчества» у наших учащихся сложилось своё представление о понятиях: «толерантность», «содружество», «разнообразие культур».
В школе проводится много командных соревнований, праздников: в феврале ребята участвовали в шумном праздничном мероприятии «Широкая Масленица». В этом заслуга не только нас, но наших любимых родителей. Они готовили вместе с нами костюмы, эмблемы, приветствие, различные сладости для Ярмарки, участвовали во всех конкурсах. Все мы были молодцы, но особенно отличился Таймасханов Ислам и его папа, которые выиграли в конкурсе «Ох, уж эта гиря…». Перетягивание каната и конкурс «Первый блин комом» насмешил всех- играли наши бабушки и дедушки.
Дорога с дорогой сходится, а народ- с народом.
(казахская мудрость)
Традиционно 21 марта мы проводим казахский праздник весеннего равноденствия «Наурыз – символ новой весны». Готовиться к празднику начинаем заранее: вместе с казахскими семьями очищаем улицы села, сажаем деревья, занимаемся благотворительностью. В этот праздник принято вспоминать древние легенды за дастарханом* (скатерть для угощения).
Так и в этом году к Новруз-байраму *(праздник Весны) мы подготовили красивую казахскую легенду о красном тюльпане: о влюбленных, которые спасаясь от злодея, превратились в красные тюльпаны. Как гласит легенда, именно с тех пор, бескрайние степи украшают эти цветы. Представление было дополнено национальными танцами и песнями. А потом пили чай с баурсаками и хворостом, играли в народные игры.
4 ноября в рамках празднования Дня единства в нашей школе прошло много интересных дел: конкурс рисунков «Толерантность-это…»; литературно-музыкальная гостиная
«С Россией вместе», урок толерантности «Шаг навстречу».
Самым известным татарским праздником является «Сабантуй» (праздник плуга). Отмечают его в июне, в честь окончания посевной поры.
Все жители села небольшими группами или семьями отправляются на место праздника-майдан*( — meydan) — по-персидски означает любую открытую площадку, парк или площадь). Обычно, это поляна с ровной площадкой и обязательно близ парового поля. Здесь проходят состязания по национальной борьбе куреш*( Упоминания о борьбе куреш встречаются еще в шестом веке. В старину ни одно мероприятие у кочевников не обходилось без борьбы на поясах).
На Сабантуе проводится много конкурсов, сложных для участников и смешных для публики. Особенно комичной кажется игра, участникам которой надлежит вытащить зубами монетки, насыпанные в посудину с катыком* (кислым молоком). Не перепачкаться во время неё было, конечно же, невозможно.
Ураза-байрам
Второй по значению праздник ислама, который называют еще и малым (большой - Курбан-байрам). Праздник окончания поста приходится на начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр .
Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза, затягивающаяся на много часов. В эти дни посещают родственников и друзей. Празднично одетые семьи выходят на прогулку. Обязательна раздача милостыни.
В этот день принято дарить подарки женам и детям, а накануне праздника обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями. Мусульмане, проживающие в нашем селе, стараются собрать вместе всех за трапезой.
На столе обязательно присутствуют традиционные блюда из баранины, а также хлеб, зеленые финики, изюм, инжир, фисташки и миндаль. Как правило, на Ураза-байрам готовят несколько овощных, рыбных и мясных салатов и закусок, бульон или суп из баранины, а также не менее 3-4 блюд из жареной или тушеной баранины с гарниром из картофеля, кабачков или риса. Ураза-байрам — это праздник сладостей. Накануне хозяйки пекут различные пирожные, печенья, бисквиты, готовят фруктово-ягодные и молочные десерты, варят сладкие компоты и сиропы.
В этот день ходят в гости друг к другу и поздравляют с праздником, угощают яствами и дарят подарки.
Мы за чаем не скучаем
Как хорошо, что в школе есть возможность заниматься в кружке «Национальная кухня»!
Руководитель кружка Елена Васильевна учит нас не только готовить национальные блюда, но и правильно вести беседу за столом, встречать и провожать гостей.
Гостей встречаем чаем, приготовленным в национальных традициях русского, казахского и татаро-кумыкского народов.
Постигать культуру народов помогает нам и кружок «Самоделкин». Здесь ребята мастерят кукол. Делаем их из дерева, соломы, лыка, лоскутов ткани, глины и даже из камыша. А какое удовольствие взрослым и детям доставляют представления с готовыми куклами! Это и сценки, и пьесы, и хороводные игры, выступления бродячих кукольников-масхарабозов *(Помните из истории ? В Средней Азии в кишлаках, на базарах выступали бродячие артисты-кукольники. Куклы повторяли образы различных известных персонажей и героев литературных произведений: сказок, эпоса.)
Нам ещё много что есть рассказать, но это уже другой проект… А лучше приезжайте к нам в гости- увидите всё сами.
Заключение.
В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.
В процессе работы мы познакомились с культурой разных народов, узнали их характерные особенности. Познакомились с национальными блюдами. Изготовили образцы национальных костюмов. Провели много мероприятий. А главное наша школа стала ещё сплоченнее и дружнее! Мы разные, но мы - ВМЕСТЕ!
Пусть мы такие разные-
У нас одна семья.
И дружба народов.
Не просто слова.
Дружба народов
На все времена.
Пусть на нашей планете.
Исчезнет вражда.
Пусть мирные звёзды над миром горят.
И дружба не знает границ и преград!
Литература
В проекте использованы фотографии из личного фотоальбома авторов, из семейного альбома учеников Нагумановых, Шиянова.
- ru.wikipedia.org
- Журнал «Куклы в народных костюмах» выпуск№12,23, 2012 Россия Изд.ООО «Де Агостини».
- Народы России. Атлас культур и религий.
- Народы России (подарочное издание), Ф. Х. Паули.
- Культурное Наследие Народов РФ `Энциклопедический словарь.
|