Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Три времени и зеркально-осевая симметрия в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова ».

Фото пользователя Марина Павловна Баранова
Размещено: Марина Павловна Баранова - пн, 08/06/2009 - 05:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баранова Марина Павловна
Место работы, должность: 
Преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Ильинка Хабаровского района Хабаровского края
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
помощь в рассмотрении временнОй структуры романа и, как следствие, в понимании основной идеи романа. Подвести к пониманию разделения общества по иерархии власти, показать героев, вписывающихся в структуру власти и НЕ вписывающихся в неё. Подготовить основу для сопоставления двух категорий героев в разных временнЫх структурах романа и, как следствие, выходу на основную мысль автора в структуре романа.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Учебник- хрестоматия по  литературе М.С.Кутузова "В мире литературы. 11 класс".

2. Энциклопедия М.А.Булгакова, 1996г.

3. Материалы по определению типов и видов нечистой силы, написанные монахами итальянских и немецких монастырей 15-17 веков. 

4. "Тайны романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", статья,  журнал "Радуга", Киев, 2002г, альтернативное прочтение.А.Барков. 

5. http://m-bulgakov.narod.ru/index.html  

 


 

Используемое оборудование: 

1. доска "Смарт"

2. проектор

3. компьютеры на 4 группы учащихся, соединенные с доской и главным компьютером преподавателя.

Используемые ЦОР: 

КОНСПЕКТ  УРОКА  В  NOTEBOOK

Краткое описание: 
конспект урока для доски "Смарт" в программе Notebook используеьтся на нескольких этапах урока для учителя: на 1 этапе урока - тема и эпиграф, показ фрагментов х/ф Валерия Бортко "Мастер и Маргарита", проверка опросного листа в группах. Объяснение домашнего задания группам. Совместная работа класса и преподавателя над системой временных координат в романе. Для учащихся: выведение выполненных заданий для 4 групп на экран доски "Смарт" с компьютеров 4 групп и совместная работа с системой координат, просмотр отрывков из х/ф "Мастер и Маргарита" В.Бортко. Конспекты даны в приложениях урока.

 

Открытый урок по литературе в 11 классе.
 
      Тема: «Три времени и зеркально-осевая симметрия в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова».
      Цели: ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________ 
               _______________________________________________________________
               _______________________________________________________________
              
      Доска (смарт):
 
Эпиграфы к уроку: 
1. «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия».                                                                П.Флоренский.
 
2. «… истина есть единая сущность о трёх ипостасях… я говорю о числе «три» как внутренне неотделимом от неё… Вне ТРЁХ ипостасей нет ни одной, нет Субъекта Истины».                                                              П.Флоренский.
 
Оборудование урока.
1.Ватман с осевой симметрией, мелки для рисования 3-х цветов/ или заготовка осевой симметрии с вынесенными ниже словами и стрелками на экране доски «Смарт», заготовленная заранее.
2.DVD диск с отрывками из Х/ф «Мастер и Маргарита»: Пилат и Иуда, Картины современной Москвы, Комната Воланда перед балом и пр. (6 эпизодов в целом).
3.Проектор на доску смарт.
4.Список имен героев романа (выведенный заранее на доску «Смарт»), 1-ый лист блокнота (распределён по группам на раб. столах 4-х компьютеров).
5.Треугольники для каждой из 4-х групп с подписями на 2-м листе блокнота(выведено на раб. столах 4-х компьютеров). 
Одна таблица для доски «Смарт» с записью построения временнОй схемы для самопроверки 4-м группам.
6. Приложения к уроку.
 
Ход урока. (Орг. момент – 1 мин.)
1.     Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте. Вы прочли роман Булгакова "М и М", сейчас я с вами изучаю этот сложный по структуре и содержанию роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Поытаемся постичть все заложенные в него смыслы поэтапно, изучая слой за слоем и текст, и подтекст романа. Сегодня просмотрим фрагменты экранизации романа режиссёра Бортко и впоследствии _ театральные постановки. 
Тема сегодняшнего  урока - «Три времени и зеркально-осевая симметрия в романе».
            Чтобы рассмотреть произведение с этой точки зрения, необходимо мгновенное узнавание героев, их слов и дел. Попробуем выяснить, близко ли знакомы вы с персонажами романа. А наградой за труд узнавания персонажей станет полноценная валюта – этикетки с нарзанных бутылок.
Вы работаете в 4 группах, а мне сегодня помогает раздавать призы Кавецкий Никита, его испытания еще впереди. (2 мин.)
 
Группы садятся у заранее подготовленных компьютеров.
 
           Узнайте, о ком идет речь, чьи слова вы видите на своих рабочих столах компьютеров. Ваши руки по окончании работы увидит мой помощник. Начали! (5мин.) (См. Приложение №1).
 
Нарзанные этикетки дают право выбора выступления группы: 1 группа - 7шт, 2 группа - 8шт, 3гр. - 5шт, 4гр. -2шт. Т.о. очерёдность определена - 2гр., 1гр., 3гр., 4гр. 
 
2. Знание романа поможет вам сейчас просмотреть внимательнее эпизоды из фильма «М и М», показанного в декабре по РТР. Режиссер фильма Валерий Бортко талантливо экранизировал одноименный роман М.А.Булгакова. 
 
Задача у  4-х групп одна: проанализируйте увиденные эпизоды, что и кого вы увидите в них, чем обединены выбранные отрывки?
 
3. Просмотр(15 мин.), проекция на экран доски "Смарт" через компьютер:
а. Понтий Пилат и Афраний о роли руководителей и народа.
б. Патриаршие пруды, сцена разговора Воланда и Берлиоза с Бездомным о планах, Боге.
в. Сеанс  в «Варьете», сцена - монолог Воланда о москвичах.
г. В кв. №50, сцена перед балом Сатаны – о боли в колене, о свите.
д. Мастер отпускает Пилата на Свободу.
е. Эпилог: 2 года спустя. Монолог человека во френче.  
 
4. Беседа с выходом на цели и задачи урока. (4 мин.)
    –Что же увидели: место, люди (Кто и о чем говорят, должности, родственные связи, социальное место в иерархии подчинения), не люди. 
NB! – выход на три времени: Ершалаим, Москва – то, что было в истории человечества,  Воланд -  над временем, но та же иерархия власти.
( см. Приложение 2)
 
5. Заполняем ватман на доске с осевой симметрией. (1-3 мин.). Либо заполняем систему координат на слайде доски «Смарт»– все группы работают вместе с преподавателем.
– Зачем Булгакову понадобилось ввести в роман три времени?
– Есть ли родственные связи между героями в каждом времени? ответ -
– Какие же отношения их связывают? ответ - 
·        ПП и Афрания? - Служебные.
·        Берлиоза и Бездомного? - Служебные.
·        Воланда и его свиты? - Служебные.   
 Т.Е. иерархия власти в 3-х временах.
Чёткое разграничение полномочий начальника и подчиненного.
 
– Для чего автор показывает эти отношения читателю? Да еще в трёх временах?
Ответ (предполагаемый): Это дает возможность увидеть изменения отношений в человеческом обществе по следующим социальным ступеням:
– власть           в их развитии, совершенствовании,
– толпа            шлифовке душевных качеств.
– личность       решению социальных и житейских                                     задач отношений др/другом. (3мин.)
 Вывод (предполагаемый): автора интересует – изменились ли люди внутренне с течением эпох, изменилось ли их отношение к власти, все ли одинаковы, как формируются нравственно, как выдерживают сваливающиеся на них власть и невзгоды? (5-7 мин.)
    Из вывода вытекают и следующие логические вопросы:
·        Люди ведут себя неизменно, ведь власть не претерпела качественных изменений во времени.  
Вопрос: – Почему в фильме В. Бортко некоторые актёры играют 2 роли и где именно? А зачем режиссёру так строить игру?
Ответ: – Троичность времени подтверждает, что герои соединены во времени связями, вытекающими из их социального положения в прошлом (Ершалаимское время), настоящем (московское время), инфернальном (потустороннем Воландовском) временах. Об этом ли сказано в эпиграфе урока?
Обсуждение эпиграфа урока. (2-3мин.)
·        есть правители: Воланд, кесарь Тиверий, Сталин (за кадром). На доске "Смарт" располагаем на  системе координат отношения временнЫе  власти. Приложение №3.
Задание 4-мгруппам:
– Достройте социальные связи по трём временам. Каждая группа вытягивает по 2 треугольника с социальным статусом героев. Каждая группа получает список имен героев на своих компьютерах.  Все 8 треугольников показаны на проекторе на доске «Смарт» Через 10 мин. группы аргументировано, опираясь на текст романа, расскажут о своём выборе героев для каждой стороны треугольника. (см. Приложение 4)
Звонок 45 мин.     Конец 1 урока.
 
На втором уроке группы выбирают очередность выступления (нарзанные этикетки), работают самостоятельно 10-12 минут.
Порядок работы выступлений: Выступают по 2 чел. от группы, дополняют остальные трое. Вопросы по ходу доказательства могут задать любые представители других групп-оппонентов (учащиеся знакомы с ним по работе с другими темами).
Учитель:
– В процессе споров и обсуждений родилась истина. Всё расставлено по местам.
Выяснили значение авторского замысла с использованием трёх времён в романе. – –
 
– Скажите, а все ли герои романа вписываются во временную социальную троичность времени? У всех ли есть по два симметрично-осевых прообраза? Все ли сюжетные линии повторяются в дни ершалаимского нисана 29 года и мая месяца в Москве 1929года?
Ответ (предполагаемый): остались герои, связанные с театром «Варьете», и некоторые главные герои романа.
- А их мы оставим на рассмотрение и обсуждение на следующий урок. Для этого вы получаете
Д/З.
Задания группам.
1.     Найти и охарактеризовать героев, не вписывающихся в повторяющийся троичный мир романа.
2.        Заполнить параллель времени (события) Московского по таблице Ершалаимского. Обосновать выбор режиссера на игру одним актёром сразу двух ролей в фильме. Приложение №5.
3.     Найти прототипы героев в современной автору «М и М» Москве.
 
 
 
 
  

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн