1. «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П.Флоренский.
2. «… истина есть единая сущность о трёх ипостасях… я говорюо числе «три» как внутренне неотделимом от неё… Вне ТРЁХипостасей нет ни одной, нет Субъекта Истины».П.Флоренский.
Оборудование урока.
1.Ватман с осевой симметрией, мелки для рисования 3-х цветов/ или заготовка осевой симметрии с вынесенными ниже словами и стрелками на экране доски «Смарт», заготовленная заранее.
2.DVDдиск с отрывками из Х/ф «Мастер и Маргарита»: Пилат и Иуда, Картины современной Москвы, Комната Воланда перед балом и пр. (6 эпизодов в целом).
3.Проектор на доску смарт.
4.Список имен героев романа (выведенный заранее на доску «Смарт»), 1-ый лист блокнота (распределён по группам на раб. столах 4-х компьютеров).
5.Треугольники для каждой из 4-х групп с подписями на 2-м листе блокнота(выведено на раб. столах 4-х компьютеров).
Одна таблица для доски «Смарт» с записью построения временнОй схемы для самопроверки 4-м группам.
6. Приложения к уроку.
Ход урока. (Орг. момент – 1 мин.)
1.Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте. Вы прочли роман Булгакова "М и М", сейчас я с вами изучаю этот сложный по структуре и содержанию роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Поытаемся постичть все заложенные в него смыслы поэтапно, изучая слой за слоем и текст, и подтекст романа. Сегодня просмотрим фрагменты экранизации романа режиссёра Бортко и впоследствии _ театральные постановки.
Тема сегодняшнего урока - «Три времени и зеркально-осевая симметрия в романе».
Чтобы рассмотреть произведение с этой точки зрения, необходимо мгновенное узнавание героев, их слов и дел. Попробуем выяснить, близко ли знакомы вы с персонажами романа. А наградой за труд узнавания персонажей станет полноценная валюта – этикетки с нарзанных бутылок.
Вы работаете в 4 группах, а мне сегодня помогает раздавать призы Кавецкий Никита, его испытания еще впереди. (2 мин.)
Группы садятся у заранее подготовленных компьютеров.
Узнайте, о ком идет речь, чьи слова вы видите на своих рабочих столах компьютеров. Ваши руки по окончании работы увидит мой помощник. Начали! (5мин.)(См. Приложение №1).
Нарзанные этикетки дают право выбора выступления группы: 1 группа - 7шт, 2 группа - 8шт, 3гр. - 5шт, 4гр. -2шт. Т.о. очерёдность определена - 2гр., 1гр., 3гр., 4гр.
2. Знание романа поможет вам сейчас просмотреть внимательнее эпизоды из фильма «М и М», показанного в декабре по РТР. Режиссер фильма Валерий Бортко талантливо экранизировал одноименный роман М.А.Булгакова.
Задача у 4-х групп одна: проанализируйте увиденные эпизоды, что и кого вы увидите в них, чем обединены выбранные отрывки?
3. Просмотр(15 мин.), проекция на экран доски "Смарт" через компьютер:
а. Понтий Пилат и Афраний о роли руководителей и народа.
б. Патриаршие пруды, сцена разговора Воланда и Берлиоза с Бездомным о планах, Боге.
в. Сеанс в «Варьете», сцена - монолог Воланда о москвичах.
г. В кв. №50, сцена перед балом Сатаны – о боли в колене, о свите.
д. Мастер отпускает Пилата на Свободу.
е. Эпилог: 2 года спустя. Монолог человека во френче.
4. Беседа с выходом на цели и задачи урока. (4 мин.)
–Что же увидели: место, люди (Кто и о чем говорят, должности, родственные связи, социальное место в иерархии подчинения), не люди.
NB! – выход на три времени: Ершалаим, Москва – то, что было в истории человечества, Воланд - над временем, но та же иерархия власти.
( см. Приложение 2)
5. Заполняем ватман на доске с осевой симметрией. (1-3 мин.). Либо заполняем систему координат на слайде доски «Смарт»– все группы работают вместе с преподавателем.
– Зачем Булгакову понадобилось ввести в роман три времени?
– Есть ли родственные связи между героями в каждом времени?ответ -
– Какие же отношения их связывают? ответ -
·ПП и Афрания? - Служебные.
·Берлиоза и Бездомного? - Служебные.
·Воланда и его свиты? - Служебные.
Т.Е. иерархия власти в 3-х временах.
Чёткое разграничение полномочий начальника и подчиненного.
– Для чего автор показывает эти отношения читателю? Да еще в трёх временах?
Ответ (предполагаемый):Это дает возможность увидеть изменения отношений в человеческом обществе по следующим социальным ступеням:
– власть→ в их развитии, совершенствовании,
– толпа →шлифовке душевных качеств.
– личность→решению социальных и житейских задачотношений др/другом.(3мин.)
Вывод (предполагаемый): автора интересует – изменились ли люди внутренне с течением эпох, изменилось ли их отношение к власти, все ли одинаковы, как формируются нравственно, как выдерживают сваливающиеся на них власть и невзгоды? (5-7 мин.)
Из вывода вытекают и следующие логические вопросы:
·Люди ведут себя неизменно, ведь власть не претерпела качественных изменений во времени.
Вопрос:– Почему в фильме В. Бортко некоторые актёры играют 2 роли и где именно? А зачем режиссёру так строить игру?
Ответ:– Троичность времени подтверждает, что герои соединены во времени связями, вытекающими из их социального положения в прошлом (Ершалаимское время), настоящем (московское время), инфернальном (потустороннем Воландовском) временах. Об этом ли сказано в эпиграфе урока?
Обсуждение эпиграфа урока. (2-3мин.)
·есть правители: Воланд, кесарь Тиверий, Сталин (за кадром). На доске "Смарт" располагаем на системе координат отношения временнЫе власти. Приложение №3.
Задание 4-мгруппам:
– Достройте социальные связи по трём временам. Каждая группа вытягивает по 2 треугольника с социальным статусом героев. Каждая группа получает список имен героев на своих компьютерах. Все 8 треугольников показаны на проекторе на доске «Смарт» Через 10 мин. группы аргументировано, опираясь на текст романа, расскажут о своём выборе героев для каждой стороны треугольника.(см. Приложение 4)
Звонок 45 мин. Конец 1 урока.
На втором урокегруппы выбирают очередность выступления (нарзанные этикетки), работают самостоятельно 10-12 минут.
Порядок работы выступлений: Выступают по 2 чел. от группы, дополняют остальные трое. Вопросы по ходу доказательства могут задать любые представители других групп-оппонентов (учащиеся знакомы с ним по работе с другими темами).
Учитель:
– В процессе споров и обсуждений родилась истина. Всё расставлено по местам.
Выяснили значение авторского замысла с использованием трёх времён в романе. – –
– Скажите, а все ли герои романа вписываются во временную социальную троичность времени? У всех ли есть по два симметрично-осевых прообраза? Все ли сюжетные линии повторяются в дни ершалаимского нисана 29 года и мая месяца в Москве 1929года?
Ответ (предполагаемый): остались герои, связанные с театром «Варьете», и некоторые главные герои романа.
- А их мы оставим на рассмотрение и обсуждение на следующий урок. Для этого вы получаете
Д/З.
Задания группам.
1.Найти и охарактеризовать героев, не вписывающихся в повторяющийся троичный мир романа.
2.Заполнить параллель времени (события) Московского по таблице Ершалаимского. Обосновать выбор режиссера на игру одним актёром сразу двух ролей в фильме.Приложение №5.
3.Найти прототипы героев в современной автору «М и М» Москве.