Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конкурс социально-значимых проектов "Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Выберите действие:

Сетевой проект «Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом»

 

Конкурс социально – значимых проектов «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

 

Закамская поэтесса Наталья Разбитнова

"Ей в этом мире было интересно жить..."

 

 

                                                                             Проектная работа

                                                                             Байдаковой Натальи Витальевны,

                                                                             учителя начальных классов

                                                                             МАОУ «СОШ № 119» г. Перми

 Оглавление

 1. Введение  

 2. «Ей в этом мире было интересно жить...» 

  2.1   Начало начал

  2.2 «Себя найти и стержень обрести…»                                 

  2.3  «О человеке судят по делам…»

  2.4   Мечты поэтессы

 2.5   Поэтическое наследие

 3. Заключение

 4. Приложения

 5. Ресурсы   

 

1.Введение

В память о ней есть  информация в местной газете «Весь Закамск», сборник  произведений  «Берег луны», ежегодный районный Фестиваль памяти «Ангелы, зажгите свечи звезд!» среди учащихся начальных классов. Она есть в памяти сотен и сотен закамчан, учеников и их родителей, культурных и общественных деятелей Перми.  О ней с благодарностью вспоминают бывшие учителя, одноклассники, друзья, читатели газеты «Кировец», поклонники таланта и творчества – многие и многие  жители Перми. Они и сегодня заряжаются ее оптимизмом. Кто она,  талантливый человек, человек  добрейшей души, человек неравнодушный, которому было до всего дело, человек, которому  интересно было в этом мире жить?

Наш край огромен и красив,

 В нём много городов,

 Бескрайних рек, холмов и гор,

 Ручьев, полей, лесов.

  Но главный - это человек,

  Он славит Пермский край навек

 Речь идет о ласковом, нежном и бесконечно добром человеке.   С огромными и немного грустными глазами, излучающими тепло и свет. О талантливой звездочке, такой хрупкой внешне и в то же время невероятно сильной духом. Умной, общительной, понимающей и отзывчивой девушке, которая восхищала необыкновенно радостным, открытым и солнечным отношением к жизни. Именно такой была Наташа Разбитнова. Прекрасный и удивительно светлый человек. И мы говорим  с  Наташей, чувствуем  её рядом.  А она в ответ согревает нас теплом своего таланта.Её никогда не называли по отчеству. Для закамцев она всегда была Наташей, Наташенькой Разбитновой.

 

Цель проектной работы:

- на основе анализа документальных источников, материалов семейного архива, воспоминаний, личных бесед, интервьюирования  составить целостное описание жизненного и творческого пути поэтессы Разбитновой Натальи Борисовны;

-  создать подборку стихов поэтессы для детей начальной школы.

 

Перед  исследованием поставлены следующие задачи:

- собрать, проанализировать материалы семейного архива, отзывы и воспоминания родителей, одноклассников, учителей, друзей, культурных деятелей Закамска о Разбитновой Наталье;

- на основе изучения источников информации, их анализа составить рассказ о жизни, творчестве и личностных качествах этого человека;

- познакомиться с поэзией закамской поэтессы и выделить стихотворения для детского творчества.

 

Гипотеза

Часто рядом с нами  живут  (или жили) удивительные люди, которые, несмотря НИ НА ЧТО, не утратили  интереса к жизни, которым «на дела Времени всё так и не хватает», с которых можно и нужно брать пример. Знакомство с поэзией Н. Разбитновой следует начинать с начальной школы, поскольку её произведения интересны и актуальны для детей младшего школьного возраста.

 

Актуальность темы исследования

Знакомство с яркими личностями, их судьбами, соприкосновение с жизнью людей, сумевших, несмотря на обстоятельства,  сохранить позитивное  восприятие мира и не потерять интереса к жизни, всегда оказывало огромное влияние на формирование человеческой души. Добрые, искренние строчки стихотворений поэтессы не могут оставить равнодушными никого – ни взрослых, ни детей. Своим творчеством она старалась оживить людские сердца.

 

Объект исследования – жизнь и творчество Разбитновой Н.Б.

 

Методы исследования:

социологический опрос

интервьюирование

беседа

изучение личного  архива

осмысление и анализ

описание

 

Практическая значимость

Практическая значимость работы в том, что результаты исследования педагоги могут применять при проведении классных часов с целью воспитания личностных качеств, кружков и факультативов краеведческой и литературоведческой направленности. Выбранные по тематике стихотворения для детей младшего школьного возраста могут быть изучены на уроках литературного и внеклассного чтения с целью знакомства с поэзией местной поэтессы Натальи Разбитновой.

 

Этапы исследования

1.Определение темы, цели и задач исследования

2.Гипотеза

3. Социологический опрос

4. Изучение документальных материалов, беседы, интервьюирование

5. Исследование поэзии поэтессы

6. Описание результатов

Определившись с темой, целью, задачами исследования, выдвинув гипотезу, я обратилась  к обучающимся начальной школы  с социологическим опросом «Знаешь ли ты…», чтобы выяснить, знают ли о герое будущего исследования младшие школьники и, если знают, что именно. Обработанные  результаты показали, что имя Разбитновой Натальи  в начальной школе известно многим,  о ней слышали даже первоклассники.  (Приложение 1).

 

2.1 Начало начал…

Родилась Наташа в Закамске (отдаленный Кировский район г. Перми - общепринятое народное название)  2 августа 1975 года. Научилась  читать очень рано - в 4 года.  Девочка  стала незаменимой помощницей воспитателей, нередко читая сказки для своих ровесников в детском саду.

Писать  стихи начала с того времени, когда научилась их самостоятельно записывать.   Никто и не мог тогда предположить, что лет через двадцать она, уже взрослая, вот точно также будет читать стихи для собравшихся  зрителей. Но только уже  свои.

Училась в школе № 69 (ныне Гимназия № 6). Педагоги вспоминают, что Наташа "была яркой,  неординарной девочкой". Она всех удивляла в школе своей любознательностью и неравнодушным отношением ко всему, что происходило вокруг. Из воспоминаний классного руководителя Смирновой Людмилы Васильевны: «Умная, общительная, понимающая и отзывчивая девушка, которая восхищала необыкновенно радостным, открытым и солнечным отношением к жизни. Именно такой была Наташа Разбитнова. Прекрасный и удивительно светлый человек».

Мама девочки Лидия Николаевна вспоминает любопытный факт, что к моменту поступления в школу в доме Разбитновых не осталось ни одной не прочитанной Наташей  книжки. Выручала «чеховская» библиотека (библиотека  № 7  им. А.П.Чехова – центральная районная закамская библиотека). Книги, поэзия стали главным  увлечением. В особенности ее интересовали Пушкин, Достоевский, Толстой, Гончаров, Гюго, а вскоре любимыми настольными книжками стали и сборники поэтов Серебряного века. А однажды она попросила маму купить ей сборник Волошина. «А разве ты знакома с его творчеством?» - удивилась Лидия Николаевна.  «Ну, конечно, мама!» - как само собой разумеющееся, пожала плечами дочь.  К слову, Наташе было тогда лет 10.

             - Здравствуй, Пушкин! Заходи.

           Ну, как дела?

               Нынче вечером такой мороз,

                  А вчера всю ночь метель мела…

                Э, да ты и рукопись принес!

                 Молодец! Давай зажжем свечу

                 И чудесный вечер проведем.

                Я толпы сегодня не хочу,

                  Будем только мы с тобой вдвоем

                     Что это? Какой-то странный сон?

                      В комнате со мной сидел поэт…

                         Здесь был… Пушкин? Ну, конечно, он:

                        Пил, смеялся и читал сонет.     

                      Камнем навалились двести лет…

                     Тишина, темно, весь город спит,

                     Лишь открыта книга на столе,

                       Да свеча по-прежнему горит.

(Н.Разбитнова «Вечер с А.С.Пушкиным") 

 

С  книгами она уже не расставалась никогда, любила их, относилась бережно,словно к живым существам. А как же иначе? «Книга - не вещь, она – одухотворенный спутник».

 

2.2 «Себя найти и стержень обрести…»

 Неудивительно, что после школы вопроса «Куда пойти учиться» не стояло. Выбор был сделан гораздо раньше – в тот миг, когда Наташа впервые взяла в руки книгу. Она поступает  в Пермский Государственный Университет  - на филологический  факультет. Хорошей школой стала для нее работа  корреспондентом в газете "Кировец", куда она впервые пришла в 19 лет. На протяжении более 10 лет основной ее темой всегда были события культуры и искусства, благодаря чему она познакомилась со множеством интересных творческих людей района – писателями, художниками, музыкантами. Ни одно интересное событие не проходило мимо  Наташи, до всего ей было дело, каждая строчка в ее статьях была искренней и настоящей. Наверное, поэтому  те, о ком она писала, становились ее близкими друзьями. Вспоминает, не сдерживая слез, директор Закамской галереи  Андронова Альбина Валерьевна:  «Наташенька была  ласковым, нежным и бесконечно добрым человеком.   С огромными и немного грустными глазами,  излучающими тепло и свет. Это талантливая звездочка, такая хрупкая внешне и в то же время невероятно сильная духом».

 Наташа была  разносторонним человеком. Увлекалась музыкой, окончив в своё время закамскую музыкальную школу по классу домры. Очень любила живопись, интересовалась театром.

 А ещё Наташа очень любила Каму – любимое место отдыха закамцев, прекрасно плавала и даже «моржевала».

Как рассказывает Лидия Николаевна,  что таким образом они решили оздоровить  Наташу, и ей действительно становилось легче.

 

Солнце играет с тихой рекой:

 Прыгает в воду луч золотой.

Речка лениво, как в полусне,

Чайку качает на плавной воде.

(Н.Разбитнова «Солнце играет…»)

 

Трудно найти человека, который бы так же нежно и  трепетно относился к природе, как Наташа. Она прекрасно знала родные  пермские леса и очень любила лес. На одной из полян даже вырастила плантацию подснежников! Кроме того была заядлым, невероятно удачливым грибником.  Просто природа чувствовала Наташино тепло и  отвечала ей взаимной любовью…

 

Посмотрите, как  фиалки расцветают  на  аллее:                                         

 Улыбаются  смущённо,раскрывая  лепестки;

  На  изящных  тонких  ножках фиолетовые  феи

  Собрались  весёлой  стайкой, как  цветные  мотыльки.

  Во дворе – такое чудо,невозможно оторваться:

   Кружит голову пьянящий горьковатый аромат.

   Это веточки черемух начинают распускаться,

   Превращая серый город в белоснежный райский сад.

   А толпа неприхотливых одуванчиков  обычных

   Протянулись вдоль дороги золотистой полосой.

                                       (Н.Разбитнова «Цветы»)

 

Рыжей кошкой на окошко                           

Солнце прыгнет на рассвете,

 Теплой лапой гладит щёку

  И, смеясь, щекочет нос:

                                                 Просыпайся, лежебока,

                                                 Там тебе налили реку,

                                                 Там тебе раскрыли небо

                                                  Высотой до самых звезд.

Там тебе грибов и ягод

По лесам, по перелескам

 Набросали, накидали –

  Приходи и собирай.

                                                  Там цветов ковер нарядный,

                                                  А на речке так чудесно,

                                                   Хочешь – плавай и купайся,

                                                   Хочешь -  просто загорай.

 А волнушки на опушке

 На траве расселись лихо,

Словно рыжие веснушки

На ободранном носу.

                                                   (Н.Разбитнова «Прощание с летом»)

 

 

2.3  «О человеке судят по делам…» 

Важной частью её жизни были стихи - незабываемые, светлые и глубокие, так быстро полюбившиеся всем.  Стихи Натальи Разбитновой звучат негромко, словно капель, падающая весной с крыш.  Наверное, поэтому  их можно читать бесконечно. Поэтесса ведет неспешный живой разговор с читателем и звездным небом.

 

Я хочу вам в день весенний

Подарить стихотворенье!

Ни варенья, ни печенья

У меня с собою нет,

Но зато есть вдохновенье

 И мое стихотворенье

Вам понравится, наверно,

Больше вафель и конфет,

В каждой строчке – по улыбке!

Ну, а если по ошибке

Прочитаю что неверно –

Я исправлюсь в тот же час.

Пусть мое стихотворенье

Вам поднимет настроенье,

Потому что я старалась

Сочинять его для вас!

(Н.Разбитнова «Я хочу вам…»)

Небо – это синий океан

Без конца, без края, без начала…

Облаков печальный караван

В поисках надежного причала

Проплывает и уходит прочь,

Увозя фантазии и грезы.

А на землю наступает ночь,

А на небо высыпают звезды –

Драгоценности неведомых глубин:

Жемчуга, алмазы, изумруды;

И луна – сверкающий дельфин…

Небо – это трепетное чудо.

Утром поднимается со дна

Солнечная рыба золотая.

Я ее поймаю из окна

И свое желанье загадаю.

(Н.Разбитнова «Небо – это синий океан...")

                                       

«Для меня любое время поэтическое» -  говорила  поэтесса.

Ветер нес сухие листья,

    Плакал лес смолою сосен:

 По тропинке золотистой

   Тихо шла царица – осень.

А за нею, завывая,

 Заметая след метелью,

   Пронеслась зима седая,

     В снег укутывая ели.

     А потом, пугая зиму

         Ярким солнцем, песней звонкой,

           Шла весна – легко, красиво,

   По проталине зеленой.

      А на старой рыхлой кочке,

      Щедро солнцем обогретой,

      Словно аленький цветочек,

    Робко прорастает лето.

                                                                                                                                   (Н.Разбитнова «Времена года»)

 

Наталья Разбитнова – лауреат нескольких российских поэтических конкурсов. В 2000 году Наташа победила  на областном Пушкинском поэтическом конкурсе,  отправив на него 9 своих стихотворений (вместо строго оговорённых 5-6-ти).  Читая их, одна из женщин – судей расплакалась, а потом  твёрдо сказала: «Публикуем все девять!».  Так, в сборнике «Свет и тень» появились первые Наташины публикации. Лучше всего о человеке говорят его поступки. На весь свой гонорар Наташа купила огромную мягкую игрушку – леопарда. И была счастлива, как ребенок!

В 2003 году вышел её первый поэтический сборник «Подними на минуту глаза». Наташа писала о мечтах, о счастье и грусти,  о природе и, конечно, о весне - её любимом времени года.

 

Удивись весне,

Улыбнись весне,

Посмотри, как все

Просыпается!

Тает старый снег,

И янтарный свет

В бирюзе небес

        возрождается.

И в сиянье глаз,

Словно в первый раз,

Расцвела душа

         яркой радугой.

И все знают – вновь

К нам пришла любовь,

К нам Весна пришла –

           и я радуюсь!

(Н.Разбитнова «Удивись

весне»)

 

Наташу очень любили дети.   Она с удовольствием делилась   своим   творчеством с ними.

 

                                           Жил – был львенок в зоопарке.

                                            Вдруг к нему пристала галка.

                                            Бормотала, бормотала,

                                            Но совсем не уставала.

                                           Львенок слушал и мечтал,

                                           Чтобы галку кот украл.

                                           А потом исчезла галка,

                                           И ему вдруг стало жалко!

                                           Лев пошел ее искать

                                           И нашел гнездо галчат.

                                           И сейчас у львенка в клетке

                                           Галка кормит малышей.

(Н.Разбитнова «Дружба»)

 

2.4. Мечты поэтессы

Главной  мечтой Натальи Разбитновой было устроить в родном Закамске  фестиваль детского творчества, в котором каждый участник получил бы подарок.

И такой фестиваль появился и неслучайно, что он получил имя Наташи Разбитновой. Правда, Наташе не довелось на них побывать.

В стенах Закамской галереи и Гимназии № 6 с 2007 года проходят фестивали «Ангелы, зажгите свечи звезд!», посвященные памяти поэтессы. В рамках фестиваля проходят конкурс чтецов «Серебряное перышко» и конкурс рисунков  «Каляка - Маляка». Ученики всех закамских школ принимают в нем активное участие.

 

 

Последние два года Наташа  мечтала о втором сборнике стихов.  Но вышел он уже без неё.  Его презентация состоялась  21 марта 2007 года в   Выставочном зале Кировского района.

В сборнике «Берег луны» 124 стихотворения.  Наташа сама подобрала иллюстрации к книге. Это работы уральского художника Станислава Круппа.   А  в заглавии подписала: «Спасибо всем,  кто помог,  кто верил  и надеялся…»

 

Подними на минуту глаза,
Посмотри на звезду в тишине,
Что блестит и дрожит, как слеза:

Это я обращаюсь к тебе. 

 

(Н.Разбитнова «Подними на минуту…

 

Заветная Наташина мечта осуществилась. Но у неё было очень много планов, а потому на деньги, полученные от реализации этого сборника, её родные и друзья планируют издать новый – «Нарисуйте мне весну». В него войдут не только стихи и проза Наташи, но и воспоминания о ней самой.

6 октября 2006 года  после продолжительной болезни ушла из жизни   Наталья Борисовна Разбитнова.

                                                               

    Земля моя, когда меня не будет,

       Пусть птицы мои песни распевают,

               От них чуть – чуть добрее станут люди

                                         И снег холодный поскорей растает.                              

      ...

           Я скоро прилечу, и будем вместе

           Сиять на небе яркими лучами,

               И слушать, как мои стихи и песни

               Читает кто – то долгими ночами.

                                                                        (Н.Разбитнова «Земля моя…»)

Это одно из последних стихотворений Натальи, которое она написала, уже не вставая с кровати. Но настроение у поэтессы было, как всегда, приподнятое. Ведь она творила его под любимую «Лунную сонату» Л. Бетховена.

 

 

 

2.5. Поэтическое наследие

Исследовав творчество Натальи Разбитновой, я пришла к выводу, что поэзия поэтессы адресована читателям разных поколений.  Есть стихотворения для более взрослой аудитории (любовная лирика, философские размышления о смысле жизни, вечности, одиночестве и т.д.) и адресованные детям. Выделив круг стихотворений для детей, я определила перечень произведений, которые подходят младшим школьникам. Данные произведения можно условно разделить по тематике:

 

I группастихотворения «Самым маленьким»: «Снежок и вьюга», «Дружба», «Как божья коровка ключ потеряла», «Осинка», «Сарай», «В синем небе солнце пляшет…»,  «Драка».

                                           Тревожно шепчет робкая осинка:

                                          «Уходит лето, и желтеть пора.

                                          Ах, как не хочется прощаться

                                          С цветами, солнцем и теплом!

                                          И как не хочется склоняться

                                          Под проливным дождем!»

                                                                        (Н.Разбитнова «Осинка»)

 

II группастихотворения о природе: «Течение», «А в темном лесу…», «Ветер треплет…», «Ночной дождь»,  «Я так ждала…»,  «Снова небо хмурится…», «Солнце играет…», «Радуга», «С неба льется теплая вода…», «Египетские мотивы», «А вечером вдруг расцвела сирень», «Небо – это синий океан…», «Цветы», «Скажите мне, что за певец…», «Звезд холодных свет хрустальный…», «Ночь безлунная, бездонная…», «Соловушка», «Едва касаясь розовых берез…», «Одноглазая собака».

                                   Скажите мне, что за певец незримый

                                       Всю ночь щебечет так неумолимо

                                       Бесхитростную песенку свою,

                                       Подобно виртуозу – соловью?

                                       Ее мотив, простой и гениальный,

                                       Согреет звезд холодных

                                       свет хрустальный,

                                       И самой сложной трели соловья

                                       Он ближе и милее для меня.

                                            И точно так шиповник наш уральский,

                                       Чей аромат пленяет ночью майской,

                                        Мне кажется ничуть не меньше розы

                                       Достойным и поэзии, и прозы. 

                                                                        (Н.Разбитнова «Скажите мне, что за певец…»)

 

III группацикл «Времена года». Его можно классифицировать по самостоятельным блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

«Зима»: «Снова падают хрупкие звездочки…»,  «Зимняя песня», «Просто о зиме», «Первый снег», «Зима», «Первый снег пришел тихонько…», «Зимнее утро», «Ночной порою белой кошкой…», «Снежный барс»,  «Кружила, плясала метель…», «Зимы последние денечки», «До весны осталось...".

                                                                                                                          Снова осень туманами дышит.

                                            Значит, скоро наступит зима,

                                            И по самые – самые крыши

                                            Заберутся в сугробы дома.

 

                                       И в лесу принарядятся ели

                                       В серебристые шубы снегов,

                                       И закружат, завоют метели

                                       Среди белых полей и лугов.

 

                                       И река заблестит под покровом

                                       Синевато – хрустального льда.

                                       Что поделаешь – очень суровы

                                       На Урале у нас холода.

                                                                        (Н.Разбитнова «Просто о зиме»)

 

«Весна»: «Когда придет весна…», «Весенние стихи», «Перезимовали», «Весеннее солнце», «На дворе…», «Капельки весны», «Дожидаясь первого тепла…»,  «Все поет, звенит и тает…», «Наконец весна вернулась в город…»,  «Пестрая бабочка», «Весна в открытое окно…», «Теплый дождь…», «Удивись весне», «В проруби вода звенела…».

                                                 Солнечными зайчиками,

                                                 Розовыми мячиками

                                                  Раскатался по небу

                                                  Золотистый луч.

                                                  Улыбаясь ласково,

                                                  Согревая радостью,

                                                  Вышло солнце красное

                                                  Из-за зимних туч.

                                                  Облака оттаяли

                                                  И несутся стаями,

                                                  Золотя хрустальные

                                                  Зеркала небес,

                                                  Там, где отражается

                                                  И река – красавица,

                                                  И пригожий молодец –

                                                  Корабельный лес.

                                                  Вьюгами разграбленный,

                                                  Льдинами раздавленный,

                                                  Город оживляется:

                                                  Перезимовал,

                                                  Что зимой потравлено –

                                                  То весной поправлено.

                                                  И вокруг объявлено:

                                                  Час весны настал.

                                                                         (Н.Разбитнова «Перезимовали»)

 

«Лето»: «»Даже если в небе тучи…», «Лето», «Белые ночи», «Снова ночь на Земле…», «Когда огромные глаза прохладных звезд…», «Августа звезды печальные…», «Прощание с летом».

Как я люблю эти белые ночи июня,

                       Алый шиповник, цветущий под самым балконом,

                Тоненький месяц, такой ослепительно юный,

                И зарождение звезд в вышине небосклона.

 

                    Вздох тишины и случайные шорохи листьев,

               Шелест травы, набирающей силу земную,

                    Воздух, ещё по-весеннему свежий и чистый,

        Теплого ветра застенчивые поцелуи.

 

                          Ранний рассвет, расцветающий розой востока,

                               Дремлющий Камы поток утомленно – неспешный,

               И соловья, что поет под окном одиноко

          И оттого почему-то особенно нежно.

(Н.Разбитнова «Белые ночи»)

 

«Осень»: «Осени усталая печаль», «Осенний берег…», «Тихо – тихо…», «А над рекой…», «Город осенью опечален…»,  «Осень», «Льет слезы осень…», «Мучает дождь…»,  «Из осени – в зиму…»,  «Бабье лето – время звездопада»,  «Снимаю с листьев паутины…»,  «Журавли собираются в стаи…», «Вслед за осенью...".

                                                                                                                                          Тихо – тихо…

                                             Это осень,

                                             Ступая неслышно, прошла по траве.

                                             Ударилась оземь и пурпуром пышным

                                             Деревья украсила в каждом дворе.

                                                 Ясно – ясно…

                                             Это небо

                                                       Раскрыло над нами прозрачную даль,

                                                     И красное лето за птичьею стаей

                                                     Спешит, покидая  наш северный край.

                                                     Шелест, шорох…

                                                  Это ветер

                                                      В пустынной аллее гоняет листву.

                                                       Целый ворох он крутит и вертит,

                                                         Пытаясь развеять тумана тоску.

                                                      Горько, пряно…

                                                  Это пламя

                                                         Осенних последних горящих костров.

                                                          Клен багряный струится, как знамя,

                                                            Приветствуя осень – царицу ветров.

(Н.Разбитнова «Тихо-тихо…»)

 

IV группа«Стихи обо всём»: «Ноктюрн», «Шел метеоритный дождь…», «Каждому лету…», «Подними на минуту…», «Вечер с А.С. Пушкиным», «Ёлку наряжу…», «Встрепенулись свечи…», «Включите мне солнце!», «Отчего ты плачешь, звездочка…», «Селенарий», «Колыбельная», «Ангелы, зажгите свечи звезд…», «На переезде», «Я солнечный остров ищу…»,  «Земля моя…».

 Каждому лету – солнце и радость,

 Каждому ливню – ленточки радуг,

 Каждому небу – ласточек стаю,

 Каждой Вселенной – вечную тайну.

 

  Каждому детству – кучу игрушек,

  Каждому носу – россыпь веснушек,

  Каждой картине – крепкую раму,

   Всем ребятишкам – добрую маму.

 

 Каждой поляне – яркий цветочек,

 Каждой вороне – сыра кусочек,

 Каждой синице – звонкое пенье,

 Каждой странице – стихотворенье.

(Н.Разбитнова «Каждому лету…»)

 

Вывод: все представленные произведения Натальи Разбитновой доступны и актуальны для детей младшего школьного возраста. Знакомиться с творчеством поэтессы можно, начиная с первого класса. Так как книги с произведениями Натальи Разбитновой выпускались ограниченным тиражом, в будущем планирую составить буклет стихов поэтессы для начальной школы.

 

3. Заключение

Всю свою непродолжительную, но очень яркую и насыщенную жизнь этот удивительный человек, Наташа Разбитнова, дарила окружающему миру свою любовь и нежность. Своими стихами она старалась оживить людские сердца. Она мечтала о том, что от её стихов люди станут добрее  и ближе друг другу и вспомнят, что они рождены для радости и счастья. И поймут, наконец,  что самая большая ценность – это жизнь.  Наташи не стало, но с нами остались её стихи и светлая память о ярком, незабываемом, красивом человеке, который жил рядом. Стихи Н.Разбитновой интересны, популярны всем без исключения. Она учила видеть красоту, верить в лучшее и, как сказала её верная поклонница, «мы будем по – прежнему читать её добрые, искренние строчки, и наши глаза будут чаще подняты к небу, а не опущены вниз, к земле». Поэтическое наследие Натальи Разбитновой поможет подрастающему поколению увидеть красоту родного края, поверить в лучшее, ответить на многие вопросы, лучше узнать жизнь в разных её проявлениях.

 Пример жизненного и творческого пути Разбитновой Наташи  показывает, что интерес к жизни – это притяжение, это удивление, это восхищение ею, это стремление познать новое. Взять на себя ответственность за событие, происходящее в пределах твоего восприятия, занять определённую позицию по отношению к конкретному проявлению жизни и сделать шаги, привносящие радость и гармонию - и это есть интерес к жизни! Иметь внутренний настрой везде и во всём видеть радость и интерес. Радость от любого общения, от любого труда, от каждого проявления Жизни – вот что такое интерес к жизни. Интерес к жизни – это есть служение Жизни во всех её проявлениях! А удивительные люди, которые, несмотря НИ НА ЧТО, не утратили  интереса к жизни, с которых можно и нужно брать пример, порой живут (или жили)  совсем рядом.

 

                                                                                                                                       Приложение 1

 

 

Результаты социологического опроса

                                                      «Знаешь ли ты…»

(О Разбитновой Наталье)

 

Проводился опрос обучающихся  1 – 4 классов МАОУ «СОШ № 119» г. Перми

Всего респондентов 105

(Фиксировалось число респондентов,  отвечавших на поставленный вопрос положительно)

 

Вопрос

1а класс

(24 респондента)

2 б  класс

(26 респ.)

3 в класс

(25 респ.)

4 а класс

(30 респ.)

Знакомо ли вам это имя?

14

22

25

30

Считаете ли вы стихи Разбитновой Натальи интересными, популярными?

10

15

19

26

Можете ли вы назвать произведения поэтессы?

7

12

17

26

Как вы думаете, будет ли с годами расти популярность поэтессы?

20

24

25

30

Слышали ли вы о Фестивале памяти поэтессы «Ангелы, зажгите свечи звезд!»?

14

19

24

30

Хотели бы вы участвовать в Фестивале, посвященной памяти  посвященной памяти Н. Разбитновой?

19

21

18

25

Есть ли желание познакомиться с новым сборником поэтессы, который скоро выйдет в свет?

 

22

 

25

 

23

 

27

Хотите ли иметь буклет стихов поэтессы?

 

 

 

 

 

 Выводы: имя Разбитновой Натальи знакомо многим ученикам начальной школы. Первоклассники  просто слышали о ней, большинству второклассников, третьеклассников и четвероклассников известно её  творчество. Многие ребята знают биографию поэтессы. Ребята гордятся тем, что родились и  живут  в том же месте, где и жила  Наталья Разбитнова,  ходят по тем же улицам, смотрят  на то же небо, реку, разговаривают с теми же людьми, с которыми общалась  она. Многие ребята хотели бы иметь буклет стихов поэтессы, поскольку у них нет сборников ввиду их ограниченного тиража.

                                                                                                                       

РЕСУРСЫ:

 

1. Воспоминания, впечатления, отзывы людей, которые знали лично Н. Разбитнову.

2. Газеты «Весь Закамск» (2007 – 2013 гг.)

3. Материалы личного архива семьи Разбитновых.

4. Н.Б.Разбитнова. Берег луны: стихотворения. Пермь: Перм. Кн. Изд-во, 2007 г.

5. http://v-zakamsk.narod.ru/427.htm

6. http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/68546083.228/0_a04a8_1833919_XL

7.http://www.uralkartina.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/_________________4ed9136d79c19.jpg

8. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/664/88664924_g3_p5b.jpg

9. http://www.n-kam.ru/images/art/krupp/06.jpg

10. http://school27.ucoz.ru/svecha/razb1.jpg

11. http://gym6-perm.narod.ru/14/62/poet.jpg

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн