Проект "Моя малая родина"
для учащихся 2 класса МОУ "СОШ ст. Тарханы Саратовского р-на Саратовской обл."
Учитель Осадчая Елена Александровна
«Групповая работа, как форма организации проектной деятельности»
План реализации проекта "Моя малая родина"
Осадчая Е.А., учитель начальных классов
Учащиеся 2акласса МОУ «СОШ ст. Тарханы Саратовского р-на Саратовской обл.»
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Одной из главных воспитательных целей учителя начальной школы является создание условий для формирования коммуникативных компетенций детей, способствующих организации совместной деятельности.
В связи с этим сотрудничество “учитель – дети – родители” в рамках групповой работы - особая педагогическая задача. Решение данной задачи особо удачно реализуется в проектной деятельности.
Групповая работа позволяет:
детям
получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них не могут включиться в общую работу класса;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование, опыт публичных выступлений);
учителю
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием сотрудничества в классе;
родителям
наблюдение за реальной картиной в классе: взаимоотношения детей и взрослых, умение осуществлять взаимопомощь, договариваться.
Цель:
В ходе реализации проекта – расширить знания о родном округе;
развитие навыков общения и работы в малых группах, сотрудничества со взрослыми, анкетирования и анализа полученной информации.
Планируемые результаты:
Личностные
1. Формирование чувства гордости за свою малую родину.
2.Осознание личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные
1.Развитие способности принимать и корректировать цели и задачи учебной деятельности.
2. Умение проговаривать последовательность действий.
3. Развитие умения работать по предложенному учителем плану.
4. Освоение технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
1.Формирование умения решать задачи творческого и поискового характера
2. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материалы школьного музея, информацию, полученную на уроке, в ходе беседы с односельчанами и родственниками, выполнять индивидуальные задания
3. Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками и взрослыми
4. Умение перерабатывать полученную информацию и представлять её в форме выступления (сообщения, презентации)
5. Формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять небольшие тексты.
Коммуникативные
1. Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
2. Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
3. Формирование умений осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации и работать с ней.
4. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне текста).
5. Способность слушать и понимать речь других.
6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Этапы работы над проектом
Мотивация учащихся.
Формулирование и рассмотрение тем проекта.
Формирование малых групп.
Планирование работы над проектом.
Распределение ролей в группах по реализации проекта в соответствии с планом.
Выполнение заданий по реализации проекта детей совместно с родителями.
Консультации учителя.
Защита проекта.
Рефлексия.
Пошаговое описание этапов реализации проекта:
Работа над проектом началась с беседы на классном часе, посвящённой 76 годовщине Саратовского района. На классный час с беседой были приглашены члены краеведческого музея школы. В ходе выступления и дальнейшей беседы у учащихся возникли вопросы истории жизни нашего села.
На втором этапе работы над проектом учитель обсуждает с детьми вопросы, вызвавшие наибольший интерес и предлагает следующие темы, записанные в виде кластера:
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Люди
Улицы
Прошлое
Достопримечательности
В процессе коллективного обсуждения учителем формулируются темы проекта:
"Прошлое нашего округа"
“Достопримечательности ”
“Люди моего округа, которыми можно гордиться”
“Такие разные улицы”
3. Деление на группы осуществляется по желанию обучающиеся.
Далее проводится выбор каждой группой темы проекта, определяется примерное содержание темы.
На четвёртом и пятом этапах предусмотрена работа в группах:
1) Каждая группа получает конверт с карточками, на которых записаны пункты плана работы над проектом, обучающиеся в группах определяют порядок деятельности по реализации проекта:
поиск информации по теме проекта;
фотографирование, интервьюирование;
составление и набор текста на компьютере;
оформление работы на альбомных листах, ватмане или презентации на компьютере;
подготовка и защита проекта.
2) Участники группы договариваются, какую работу будет выполнять каждый член группы, оговаривается возможная помощь от родителей. Выполняются задания по реализации проекта, получают индивидуальные и групповые консультации учителя, проводят репетиции представления проекта.
На восьмом этапе в рамках внеклассного мероприятия– защита проекта “Моя малая родина”.
На этапе “Рефлексия” проводится работа по анализу выполненной работы и самооценка учащихся, оценка совместной деятельности в группе (дерево успеха)
Значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой сверстников. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого первоклассника в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами. Постепенно обучающийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.
Родители в реализации данного проекта – активные участники. Совместная работа с детьми имеет огромный воспитательный потенциал.
Вместе с детьми нашли информацию в Музее школы, общаясь с людьми, которые жили и живут в посёлке, посетили поселенческую библиотеку, ДК п.Тарханы.
Дети сделали вывод, что знаменитым может стать каждый: и учитель, и строитель, и военный. Любой человек, который любит свой край и много делает для его развития.
Работа над проектом имела большое значение в воспитании наших детей: повысила познавательную активность, интерес к истории родного края, дала возможность почувствовать гордость за людей, которые жили и живут рядом с нами.
|