Тема 1. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент системы образования.
Создание современной информационно-образовательной среды (ИОС) является основным информационно-методическим условием реализации основной образовательной программы общего образования.
Согласно ФГОС ОО информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.
Структура ИОС включает учебник (центральный элемент), компоненты учебно-методического комплекса (УМК) и дополнительные образовательные ресурсы (электронные приложения). Предоставляется возможность изучения предмета на основе единого информационного поля, реализуемого через взаимосвязь компонентов комплексов.
Функционирование ИОС образовательной организации обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.
Учебный процесс в ИОС образовательной организации, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:
- увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей, в т.ч. географии;
- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; принимать участие в работе виртуальных школ;
- повысить интерес к географии за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
- развивать учебную инициативу. Способности и интересы учащихся;
- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.
Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. ИКТ называют интерактивными, т.к. они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ними в диалог, что составляет особенность методик новых информационных технологий. Электронные образовательные ресурсы лежат в основе ИОС образовательной организации и могут выполнять различные функции: быть учителем, объектом обучения, или же сотрудничающим коллективом, досуговой (игровой) средой.
Образовательная парадигма сдвигается в сторону использования моделей онлайн-обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процесса. В центре образовательного процесса – обучающийся, ученик. Учитель из транслятора знаний превращается или в модератора, или в навигатора, или в тренера и помощника образовательного процесса. А использование новых информационных технологий способствует переакцентированию с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности.
Современная жизнь требует таких учебных планов, которые бы развивали компетентность и исполнительские навыки. Учебные программы акцентируются на то, как будет использоваться информация, а не на то, какова информация.
Использование геоинформационных систем требует совершенствования материально-технической базы школы освоения новой ИОС, полное обеспечение кабинета географии современными техническими средствами обучения.
|