Submitted by Николай Александрович Чернов on Tue, 25/03/2014 - 12:16
Агрегатные состояния вещества Молодоженова Лариса Викторовна, учитель физики Разделы: Преподавание физики -------------------------------------------------------------------------------- Цели урока: •Образовательная: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твердое тело. •Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов. •Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя. Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, сосуд с водой, в котором плавают кусочки льда (температура 0оС), демонстрационный термометр, термос, модели кристаллических решеток, набор кристаллических и аморфных тел. Тип урока: урок усвоения нового материала. Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулировка целей и задач, постановка перед учащимися учебной проблемы). 3.Этап усвоения новых знаний. 4.Этап закрепления новых знаний (мини-конкурс загадок). 5.Этап информации для учащихся о домашнем задании. Это первый урок главы «Изменение агрегатных состояний вещества». Он связан с темами предыдущей главы. Весь урок сопровождается показом презентации «Агрегатные состояния вещества», в которую помещен необходимый материал по данной теме. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. (Приложение 1. Слайды 1, 2) Сообщение темы урока, целей и плана урока. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала На этом этапе используется фронтальный опрос и беседа с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу. Приложение 1. Слайд 3 – Из чего состоит вещество? – Дайте понятие «внутренняя энергия тела». – От чего зависит внутренняя энергия тела? – В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Приложение 1. Слайд 4). 3. Этап усвоения новых знаний Изложение нового материала. Изложение нового материала начинается с простейшей демонстрации: из термоса достаю лед, помещаю в стеклянный сосуд с ледяной водой. Спрашиваю, где мы можем наблюдать похожую ситуацию? Проблемный вопрос: значит возможна ситуация, в которой, при некоторых температурах вещество может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии? Приложение 1. Слайд 5. – Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? – Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Заслушиваются мнения учащихся) Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды. Приложение 1. Слайды 6, 7, 8. (Поочередно рассматриваются особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества). Приложение 1. Слайд 9. Делаются выводы: В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкостей и газов при одинаковых температурах различна. Процесс перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло и кинетическая энергия движения молекул возрастает. А в переходе «газ – жидкость – твердое тело» процесс перехода связан с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются. Приложение 1. Слайд 10. Поэтапно заполняется схема определения фазовых переходов. Переход «твердое тело – газ» вызывает у учащихся затруднение, эти процессы не рассматриваются в рамках основной школы 8 класса. Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой (сублимирует кусочек льда в морозный день). Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах – сублимирует. Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации десублимация. При этом вещество из газообразного переходит в твердую фазу (выпадение инея). Вывод: существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация. 4. Этап закрепления новых знаний На этом этапе решается следующая учебно-воспитательная задача: закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала. Отвечать право выбора предоставляется всем. Отвечает первым тот, кто первый поднимает руку. Викторина: 1. Что за невидимка: в дом не просится, а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух, газ, пар) 2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман) 3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь) 4. На всех садится, никого не боится. (Снег) 5. Что в гору не вкатишь? (Вода) 6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град) 7. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать На землю падает опять. (Вода) 8. Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз) Отвечая на такие интересные вопросы-загадки, ученик лучше запоминает пройденный материал. Такая форма закрепления новых знаний способствует повышению интереса к предмету и выработке у учащихся в природных явлениях видеть физику. 5.Этап информации учащихся о домашнем задании Учебно-воспитательная задача этого этапа состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Подведение итогов урока, как работал класс, кто работал особенно активно, оценивание самих активных. Что нового узнали на уроке? Кратко рассказать о четвертом состоянии вещества – плазме. Приложение 1. Слайд 21. Домашнее задание: параграф 12, задачи из сборников к учебнику Перышкина № 617, 618. Список использованной литературы: 1.Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./учебн. для общеобр.учреждений. 2.Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – /в помощь школьному учителю. 3.Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М.2002. 4.Физика в школе № 4, 1990 год. 5.Сборник задач Перышкин А.В 7-9 классы, «Экзамен», 2008. Электронные издания: Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс» ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.