Опыт работы по теме: "Приобщение детей к русской народной культуре как определяющее условие воспитания патриотических чувств у дошкольников средствами интегративного подхода в педагогическом процессе"
Submitted by Наталья Ивановна Исакова on Tue, 25/03/2014 - 02:15
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств.
Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.
По словам А.В. Запорожца, патриотические чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
Воспитанию нравственно – патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери».
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.
Актуальность выбранной мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: Знание культуры собственного народа, умение понять, желанияприобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Отработав по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более пяти лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий.
Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы.
Россия — наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель моей работы: Создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определились с задачами:
Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
Теоретические основы по приобщению детей к русской народной культуре.
1.1. Проблемный анализ системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Россия - Родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.
Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества, забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье; девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А. Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.»
Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
1.2. Национальная доктрина воспитания и образования в Российской федерации.
В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Из национальной доктрины образования в Российской Федерации:
система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.
Целью доктрины является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, которые представлены в виде возрастных характеристик ребёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:
- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
- уважение к достоинству других;
- стремление к познанию окружающей действительности;
- решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;
- бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружающим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.
В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными. Это - патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие.
Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином - более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создаёт определённые предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки - необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости- русской народной культуре.
II. Система работы поприобщению детей к истокам русской народной культуры.
2.1.Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я была уверена, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.
Большую же часть группы мы превратили в русский уголок, так как, переступая порог своей группы, дети должны сразу попадать в этот сказочный мир русской культуры. Задача формирования образа музея как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому. Мы создали возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Музейный предмет дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребенок учится понимать историческое прошлое родного села, города, страны. У детей развивается устойчивый и углубленный интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.
При создании такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером, знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Оформляя уголок, по возможности подключали родителей. С их помощью изготовили макет русской избы, лавку-«завалинку». И тогда, как «по щучьему велению», в уголке появилась красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в ее любой уголок, похозяйничать там. В народе говорят: «Хорошая печь - гордость печника и хозяйки дома». Печь — ее складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Топили печь дровами — березовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко — тогда и варко», — сказано в русской пословице.
Красный угол избы — стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты из цветов, веток, овощи, фрукты.
Русская изба — это деревянная постройка. Она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, бревна стоят плотно друг к другу — не сдвинуть. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. В русской избе все сверкало чистотой.
Крыльцо — «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях — быть в беседах», — говорит русская пословица. Окна — «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит», — говорили в старину. Красный угол — особое место для гостей. В этом месте стоят стол, скамейки, лавки. Бабий кут, или середа, — правый от печки угол. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Рукомойник — это емкость для мытья рук, ее можно использовать и для мытья посуды.
Ухват — палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи. Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей. Миски, ложки, ковши, крынки — посуда, которую делали из дерева своими руками. Стол, лавки, стольцы (табуретки), сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой. Керосиновая лампа, лучины в темные зимние вечера освещали избу. Ведра — деревянные, клепаные. Коромысло — деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. С помощью коромысла носили ведра с водой.
Колыбелька, люлька, подвешенная к потолку. В нее укладывали малышей спать. Подзоры — кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.
Корыто — емкость для стирки белья. Тяпка — орудие для рубки чего-либо, например капусты. Балалайка — русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.
Лапти — обувь, сплетенная из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.
Самовар — при помощи углей и сапога кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали цветной скатертью, а самовар ставили в центр на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье. В наши дни самовары украшают кухни. Правда, сегодня воду греет не уголь, а электричество.
Сундук использовали для хранения вещей. В сундук складывали приданое для невест. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.
Хозяйка избы — это большая тряпичная кукла. Дети назвали ее Марьей Ивановной. Она встречает и провожает гостей, ведет хозяйство.
Кукла Кузя — домовенок, который оберегает дом.
Макет колодца сделан из маленьких бревен, напоминает настоящий колодец.
Часы с кукушкой висят на стене.
Забор, калитка — дом огорожен забором с калиткой.
Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы народного быта, и поэтому приходится потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь: ухват, кочергу; большие и маленькие деревянные ложки. Закончить оформление русского уголка мы решили сундуком, прялкой с веретеном, рукомойником.
2.2 Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П.В.Киреевский говорил: «Кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит...»
В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям. Например, приговаривая: «Утка шла по бережку, серая по крутому» или: «Поди, птица, домой, поди, серая, домой!»
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Работая с детьми младшей группы, я держала в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.
У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.
Потешки обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать по душе. Игрушки должны быть мягкими, легкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Пословицы и поговорки — это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь — людей насмешишь».
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Загадки — форма словесного народного творчества, образной народной речи получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.
При работе с загадками рекомендую следующее: на стол выставляются фанерные фигуры животных, например петуха, лошади и т. д. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство
души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Она воздействует на душу ребенка. Ребенок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.
Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми. Для работы с детьми мы постоянно пополняли библиотеку сказками. Сказки подбирали по возрастам. В младших группах - яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.
В старших дошкольных группах знакомили детей со сказками, в которых главные герои — люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.). В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения. Так как дети старшего дошкольного возраста пытаются читать сказки самостоятельно, необходимо приобретать книги с крупным и понятным детям шрифтом. Родители тоже могут принимать активное участие в приобщении детей к устному творчеству, приносить любимые книги своих детей в детский сад.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести традицию: ежедневно в одно и то же время, например во второй половине дня, уделять время чтению сказок зарубежных авторов. Знакомство с этими сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре других народов.
Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.
2.3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Невозможно представить русские народные праздники без хороводов. Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличают их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — место хороводных гуляний, покрывающая их травушка-муравушка, кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые... Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении,— ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем. Здесь все зависит от воображения, от того, как малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Знакомство детей с традициями и обрядами начинаю с младшей группы. Для этого очень хорошо подходит кукольный настольный театр. Изготавливаются персонажи пальчикового театра (связанные крючком) и оформляется «уголок ряжения», где дети сами могут выбрать платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.
«Русская изба» помогает детям в группе изображать персонажей сказок в действии: варить кашу в чугунке, пользоваться ухватом, накрывать на стол и угощать, как это делали в старину. Необычная поначалу кухонная утварь при использовании в игре, как правило, доставляет детям большую радость.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому мы рекомендуем, начиная с младшей группы, вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей можно начать с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они научатся играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Андрей-воробей».
Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники.
Если в младшей и средней группах мы сами организовывали детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, беря инициативу на себя, то в старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Они с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы. При этом очень важно, чтобы все атрибуты и игрушки были доступны для применения. Наиболее любимыми для детей часто остаются сказки, с которыми они познакомились впервые в младшей группе. Обогащению знания детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха и др. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах.
2.4. Знакомство с народным искусством.
Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.
Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.
Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. И. Репин приводит слова И. Тургенева: «Вне национальности нет искусства» и замечает: «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самых недр страны». Народное искусство живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми.
Творцы народного искусства постоянно наблюдали за миром животных и растений, образы которых использовали в своем творчестве.
Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. В декоративно-прикладном искусстве народных мастеров выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений
это животные и птицы. Значительное распространение получил и геометрический орнамент в виде кругов, ромбов, розеток, звезд и т. п.
Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую его жизнь.
Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента.
Дымковская глиняная игрушка. Такая игрушка — это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, развивая у детей воображение и восприятие цвета. Эти игрушки знакомят детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, коричневым, красным, черным и лиловым. Роспись дымковских игрушек орнаментальна. Включает всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.
Гжельская керамика. Гжельские гончары изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, кунганы, тарелки, цветочные горшки. Изделия расписывали фигурками животных и птиц, нередко встречались и сюжетные сцены: охота, изображение пейзажа. Палитра гжельской керамики очень своеобразна: нежные оттенки синего, фиолетового цветов, которые наносятся на белый фон. Черный цвет используется преимущественно в прорисовке стеблей букетов цветов и растений, реже как контур, подчеркивающий форму цветка, листьев, изображение птиц.
Городецкая роспись. Городецкая роспись исполняется особым приемом нанесения мазков — «оживок» — на однотонные силуэты цветов, птиц, коней. Чаще всего изображались цветы, напоминающие цветущий шиповник. Крупные цветы
располагались на плоскости предмета, образуя гирлянду и букеты. Растения были разнообразными по цвету: красные, розовые, голубые, синие. Зелень листьев оттеняла эту красочную гамму. Белой краской мастера оттеняли по контуру лепестки листьев, что придавало им нарядность.
Хохломская роспись. Роспись хохломских изделий основана на кистевом приеме, без предварительного нанесения контуров рисунка. В росписи фон остается золотистым, а орнамент в виде завивающихся трав и цветов располагается четкими цветными силуэтами. Этот прием называется верховым, или травным. Он основной в хохломской росписи.
Реальность, проявляющаяся в создании предметов, необходимых в труде и быте, и окрашенная фантазией, порождала самобытность создаваемых образов. Воспроизведение в детских рисунках элементов декоративной росписи дает возможность приобщения к народной культуре и развитию чувства прекрасного.
Используя произведения народного искусства, необходимо учитывать особенности детского восприятия. Оформляя группу предметами народного творчества, не превращайте ее в выставочный зал, делайте эти предметы доступными детям, чтобы дети могли ими пользоваться и в игре, и в работе. Это такие деревянные игрушки, как лошадки, матрешки, деревянная посуда, подносы, ведра, украшенные декоративной росписью. Расписная утварь может служить детям как для игр, так и как образец для рисования.
Самой первой работой детей при ознакомлении с народным искусством может быть работа на бумаге — роспись ложек приемом хохломы. А в качестве образца можно использовать и дымковские глиняные игрушки, очень яркие, красочные и разные по размеру: фигуры людей, сказочных птиц, животных. Дети могут создавать и куклы из бумаги и затем расписывать наряды для них. Таким образом они знакомятся с самыми простыми узорами дымковской росписи: кружочками, точками, черточками. А когда появляется макет самовара с городецкой росписью, дети, сначала только играя с ним, на занятиях по рисованию могут познакомиться и с этой росписью. Дети обычно не скрывают своего интереса и желания получить навыки росписи.
Показывая различные предметы народного творчества, стремилась обратить внимание детей на их художественные достоинства. При этом не забывала создавать такую атмосферу на занятиях, при которой игрушки и предметы искусства побуждали бы детей к самостоятельному и коллективному творчеству.
Работа по ознакомлению с народными промыслами и искусством ведется последовательно, начиная с младшей группы.
Сначала необходимо познакомить детей с предметами рисования: цветными карандашами, красками, гуашью и кисточками. Обращайте внимание детей на то, как надо правильно обращаться с этими предметами. Дальше учите рисовать зернышки (точки), дождик (черточки), колечки, баранки (кружочки), дорожки слева направо и сверху вниз (клеточки), что является начальными элементами дымковской росписи. Поскольку дети данного возраста еще не различают элементы различных росписей, необходимо приобретать всевозможные расписные игрушки: глиняные, деревянные (барышни, птицы, лошадки-каталки, матрешки, дощечки, инструменты). Некоторыми видами этих игрушек дети не только должны просто любоваться, но и играть: на лошадках с городецкой росписью могут катать друг друга, а играя на расписных деревянных ложках и балалайках могут участвовать в концертах для родителей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать игрушку по душе.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с разными видами промыслов: росписью, вязанием, вышиванием. Дети должны видеть в группах кружевные салфетки, скатерти, вязаные носки и варежки, вышитые и нарисованные картины. Работа с детьми по освоению народных промыслов проводится через лепку и рисование. Если нет возможности приобрести глину для лепки, то можно использовать соленое тесто или гипсовые заготовки. К этой работе можно привлекать и родителей, устраивая различные выставки и конкурсы.
Необходимо также вести работу по ознакомлению с творчеством русских художников и их работами, доступными пониманию детей. Например, это работы художника-сказочника В. Васнецова, который открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки: «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке».
В группах обязательно должны быть репродукции картин, чтобы дети могли видеть и различать их виды: пейзажи, портреты, натюрморты. Это позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству. И вполне возможно, что среди ваших талантливых детей появится юный художник. И самое главное для воспитателей — необходимо постоянно заниматься самообразованием: читать соответствующую литературу, например «Азбуку русской живописи» Л. Журовой. Желательно самим посещать музеи, театры, достопримечательные исторические места и привлекать к этому родителей и детей.
Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.
Русская народная игрушка
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи; технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.
А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более четырех тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики из глиняных или деревянных бусинок.
Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.
Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.
Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Игрушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.
Деревянные игрушки. Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Условность формы деревянной куклы способствовала тому, что ее мог сделать даже ребенок.
Нашим национальным достоянием-сувениром стала матрешка. Ее красота шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя «Матрена» было очень распространено среди люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так и закрепилось имя «Матрешка».
Погляди скорее: щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
Соломенная кукла. Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы,— ржаной, пшеничной, ячменной. Если вам летом удастся побывать в деревне, то попробуйте сделать из пучка соломы соломенную куклу. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, их прозвали стригушками. Можно заставить стригушку сплясать, поставив ее на стол или на табурет и постучав по поверхности рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать, как бы танцевать. Такая веселая игрушка делалась раньше между делом — себе на потеху и детям на забаву.
Золотистая солома,
Без сомненья, всем знакома.
Словно сказочные феи,
Поколдуем мы над нею:
Соберем ее в пучочек
И повяжем поясочек —
Ленточку шелковую,
Розовую, новую.
Лоскуточек ситца
Тоже пригодится.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша!
Т. Лисенкова
Тряпичная кукла. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает.
Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребенок может без особого труда сделать себе такую куклу. Если вы рассматривали в музее тряпичных кукол, вы наверняка задавали такой вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать глаза, нос, рот. Со временем кукла от тряпичной до современной претерпела немало превращений. Позже лицо и руки ей стали делать из дерева, лепить из бумажной массы — папье-маше, изготавливать из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина.
И все-таки доставьте себе и детям маленькую радость, попробуйте сделать тряпичную куклу-закрутку. Для начала сверните в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтяните лицо, перевяжите ниткой — и кукла готова. Раньше ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых ярких и красивых лоскутов ситца, яркого кумача можно сшить настоящую одежду. Головной убор можно сделать такой же, как носили в старину: платок, кокошник, которые можно украсить лентами, блестками, бусинами.
Керамические куклы. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастер, отдыхая от основной работы, делал какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Линц, позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления от поколения к поколению.
Куклы-модницы. Нарядная и красивая кукла радует глаз, несет улыбку в наш дом. В куклах многие видят то, что никогда не вернется к нам, — наше детство. Между тем были времена, когда кукла была своеобразным «журналом моды». Сейчас мы можем с помощью журналов мод, телевидения, Домов моды следить за новой одеждой; у наших прабабушек такой возможности не было, и тогда приходила на помощь кукла, костюм которой представлял маленькую копию костюма взрослого человека.
Так кукла становилась своеобразным манекеном. Кукольный промысел процветал. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для них — парадными и домашними нарядами. Кукол часто изготавливали на заказ, добиваясь конкретного сходства с кем-либо. Детям такими куклами играть не разрешали. Для них изготавливали кукол попроще. Появилась лепная бумажная кукла. Новый материал — папье-маше — имел массу преимуществ: куклы делались быстрее с помощью специальных моделей — болвашек.
Многообразен мир современной куклы: куклы научились ходить, говорить, ими можно управлять на расстоянии. Талантливые художники-дизайнеры все делают для того, чтобы кукла радовала, увлекала и, конечно, воспитывала ребенка.
Наташа
Куколка Наташка
В расписной рубашке,
В красных босоножках
Топает на ножках
И кричит упрямо:
«Ната! Папа! Мама!»
Куклу подарили Г
Годовалой Ире,
И теперь не различишь,
Где игрушка, где малыш. Т. Лисенкова
Куклы из ниток. Обрядовые куклы. Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. Со временем культовый смысл фигурок-игрушек стал утрачиваться, их теперь делают чаще всего для знакомства детей как с игрушкой наших предков.
Для изготовления такой куклы подходят нитки мулине, объемная синтетическая нить, шерсть.
Бумажная кукла. Откуда и когда к нам пришла эта игра в бумажные куклы, не может точно сказать никто. Известно, что в XVII веке появились красочные листы с нарисованным на них богатым гардеробом светской дамы. Через сто лет вспомнили об этих листах. И в Англии стала популярной плоская картонная кукла с гардеробом. У нее было шесть комплектов одежды — для всех случаев жизни и всех сезонов. Одежду можно было менять. Вскоре бумажным куклам стали придавать черты популярных исторических персонажей: известных людей, актрис. Оригинальную силуэтную куклу предложил знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. И сейчас художники-модельеры не забывают о бумажной кукле. Игра с бумажной куклой остается увлекательнейшим занятием для ребенка.
Вязаная кукла. Для того чтобы связать куклу, можно использовать остатки цветной пряжи, сделать платье полосатым. Нитки можно использовать различные: хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические.
Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. И. Репин приводит слова И. Тургенева: «Вне национальности нет искусства» и замечает: «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самых недр страны».
2.5. Знакомство с русскими народными играми.
Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания в младенческом и дошкольном периоде жизни ребенка. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. В русских народных играх много юмора, задора.
Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Пока ребенок еще мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками, например «Ладушки» и «Сорока-ворона».
В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.
В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетают ленты. Играть в эту игру могут как несколько человек, так и сразу группа. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этой игре.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».
Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.
Очень часто, помогая детям распределить между собой роли, а иногда и беря одну из ролей на себя, воспитатель поступает не совсем правильно, так как ограничивает самостоятельность детей и их инициативу, а именно эти качества всегда присутствовали в народных играх, и, лишая этого детей, мы можем прийти к утрате ценностных традиций народных игр.
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Вывод:Итак,пятилетний опыт работы с детьми по данной теме помогает мне разрабатывать такую систему воспитательно – образовательной работы, при которой дети приобщаются ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой мне представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа. Такая система работыпозволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа.
Интегрированный подход в педагогическом процессе
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Яна Амоса Коменского, утверждавшего: «Все чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым».
Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Перед началом работы по осуществлению интеграции я разработала ряд важных действий:
- определяю области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
— анализирую и отбираю из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
— учитываю программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— определяю одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
— выявляю основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределяю задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;
— продумываю развивающие задачи;
— использую разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использую большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
- использую в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.);
— учитываю личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
При планировании и организации интегрированных занятий, я считаю важным учитывать следующие условия:
— обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
— в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов беру только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
— при разработке занятия выделяю главное и использую знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала;
— при планировании уделяю внимание тщательному выбору типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определяю оптимальную нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
— на интегрированных занятиях считаю целесообразным использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия — определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях я использую различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
Примерная структура занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной .
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В своей работе с детьми интегрированный подход в педагогическом процессе я включаю в следующие направления:
развитие речи — расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;
ознакомление с окружающим миром — систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;
подготовка к обучению грамоте — развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;
продуктивная деятельность — реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;
музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступно ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить; спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы — все это роднит музыкальную и словесную речь.
ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;
изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску;
драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.
IV. Диагностика для определения уровня знаний детей о русской народной культуре.
Основная цель диагностики - получение педагогом представлений об уровнях и типах развития воспитанников, с целью состояния и прогнозирования дальнейшего развития каждого ребенка. Любое задание предлагается детям в игровой форме, которое не только вызовет интерес, но и за счет эмоциональной положительной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности в целом.
Поверка и оценка знаний каждого дошкольника и группы в целом, позволяет получить реалистичекую картину, сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса
Младший дошкольный возраст
Предметный мир. Труд взрослых
— Иметь представление о предметах, с которыми он встречается ежедневно, их назначении, внешнем виде. Знать существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: «игрушки», «одежда», «обувь», «головные уборы», «мебель», «посуда», «постельные принадлежности», «инструменты».
— Иметь первые представления о музее-избе. Чувствовать связи предметов современного быта с представленными в музее: тарелка, миска, кринка, кувшин, туес; платье, юбка, брюки, рубаха, сарафан; кроссовки, сапоги, туфли, лапти; шапка, шаль, платок, кокошник, панама.
— Понимать, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением,
— Иметь представление о труде взрослых дома: мытье посуды, пола, уборка помещения, стирка, приготовление пищи, сервировка стола. Знать последовательность трудового процесса: цель, материал, инструменты, действия, результаты.
— Иметь представление о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами (шитье одежды из ткани для куклы, лепка миски из глины и т.д.).
Познавательные и речевые умения:
— Использовать разнообразные способы сенсорного анализа предметов и материалов, объяснять выбор того или иного способа. Различать материалы, распространенные в быту и представленные в музее: бумага, дерево, железо, глина, ткань, стекло и т.д. на основе их существенных признаков.
— Группировать предметы (игрушки, обувь, одежда и т.д.) по существенному признаку, аргументировать свое решение. (Молоток, пила, клещи — это инструменты, с их помощью делают мебель, строят избы).
— Устанавливать взаимосвязь между предметами, их строением, материалами, из которых они сделаны.
— Составлять простые описательные рассказы о предметах ближайшего окружения и музея, отражая назначение, качества и свойства предмета и материала, из которого он сделан.
— Бережно обращаться с вещами и материалами, уметь ими пользоваться.
— Проявлять интерес к музею и его экспонатам.
— В ходе трудового процесса общаться со взрослыми.
— Рассказывать о трудовом процессе по схеме-модели.
— Понимать серьезное отношение взрослых к труду.
Игра
Сюжетно-ролевые игры разнообразной бытовой тематики, например: сварим суп; приготовим салат; помоем посуду; накормим куклу обедом; уложим куклу спать; оденем куклу на прогулку; починим стол для мишки; уберем комнату; постираем постельное белье; зашьем дырку на платье куклы; пригласим к кукле гостей и т.д.
Творческие игры. Построение сюжета из нескольких смысловых эпизодов. Включение знакомых потешек, хороводных, подвижных игр в сюжет. Проявление интереса к театрально-игровой деятельности. Участие в совместных с воспитателем играх по сюжету потешек, сказок.
Игровые умения. Ребенок должен понимать поставленную в игре задачу. Действовать по правилам, стремиться к результату. Уметь находить для игры предметы-заменители, изображающие инструменты.
Изобразительное искусство
— Иметь представления о выразительных и сенсорных признаках знакомых предметов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного искусства.
— Знать о выразительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства (яркость, нарядность, узорчатость, связь образов с природой).
— Быть знакомыми с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства (игрушки из глины, из дерева, предметы из резной березы, роспись разделочных досок, подносов, кружево, вышивка, роспись посуды).
— Уметь эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, узнавать ее жанры.
— В предметном изображении — осваивать навыки передачи общих признаков и некоторых характерных деталей образа, относительного сходства по форме, цвету, величине, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к нему. Уметь изображать обобщенный образ.
— В декоративном изображении — уметь создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
— В лепке — путем налепов и узора стеком.
— В аппликации — уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном.
Старший дошкольный возраст
Предметный мир .
— Имеет конкретные представления о предметах быта и их назначении. Знаком с различными материалами — бумага, стекло, металл, дерево, ткань, резина.
— Понимает взаимозависимость назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Знает существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, обувь, постельное белье, умывальные принадлежности, головные уборы, инструменты ит. д. Имеет представление о национальном женском и мужском костюмах, о воинском снаряжении в древности.
Познавательные и речевые умения:
При выявлении особенностей предметов, качеств и свойств материалов ребенок использует различные способы обследования.
Может составлять описание предмета, подчеркивая его характерные особенности, используя сравнения, эпитеты, метафоры.
Проявляет интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня.
Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением, бережно к ним относиться.
Труд взрослых
— должен иметь представления о разнообразных современных профессиях (архитектор, строитель, учитель, библиотекарь, садовник...) и древних ремеслах (резчик по дереву, кузнец, гончар);
— должен быть знаком с материалами, орудиями и результатами труда мастеров, например, у гончара: материал — глина, орудия труда и специальные инструменты — гончарный круг и стеки, результат труда — посуда; у кузнеца: материал — металл, орудия труда — наковальня, горн, кувалда, молот, результат труда — изделия из металла: подкова, кочерга, топор, лопата, серп, коса, меч, копье, шит;
— должен иметь представление о символике в народном творчестве, которой пользуется, скажем, вышивальщица: волнистая линия — вода; косые линии — дождь; горизонтальные линии с точками между ними — символ земли; женщина с поднятыми вверх руками — это весна, жизнь; круги с лучами — солнце; прямые и косые кресты — конь, олень; птица «рабина» или «пава» — символ света, тепла; дуга — радуга, отпугивающая зло.
Ребенок должен иметь представления о труде крестьянина, связи труда со сменой времен года, о структуре конкретного трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности.
Игра
Сюжетно-ролевые игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами.
Игры-драматизации по сюжетам любимых литературных произведений с использованием в игре различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, театр марионеток.
Игры-тренинги (создание различных игровых образов) с использованием мимики, пантомимы, интонации. Создание сюжетов новых игр
Ребенок должен уметь:
— отражать в играх впечатления от реальной жизни и сюжеты литературных произведений;
— изготавливать игрушки-заменители, декорации, атрибуты костюмов для игровых ситуаций;
— организовывать игровую обстановку;
— действовать от имени персонажей, используя соответствующий образ-имитацию;
— передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Декоративно-прикладное искусство. .
Живопись. Закрепляются и углубляются представления о жанрах и средствах выразительности живописи. Ребенок знает сюжеты жанровой живописи: сказки, былины, картины о труде людей и на бытовые сюжеты.
Скульптура. Ее средства выразительности: материал, техника его обработки, композиция.
Архитектура. Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, о роли материала, из которого строится здание, использовании различных архитектурных украшений.
Художественная деятельность детей. Представления, навыки, умения, отношения.
Ребенок умеет создавать выразительный образ, используя полученные знания об искусстве. В изображении предметного мира добивается определенного сходства с реальным объектом.
В декоративной деятельности — может создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью растительных орнаментов и геометрических узоров, чувствуя ритм, симметрию в композиционном построении. Умеет использовать цвета, характерные для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремится к созданию выразительного образа.
В аппликационных работах — использовать разнообразное сырье: бумагу разного качества, ткань, природные материалы.
В лепке — при создании объемных и рельефных изображений — пользоваться различными стеками, штампами, материалами.
Конструирование по типу «оригами».
Создание образов путем закручивания полосок, круга, полукруга, прямоугольника.
Конструирование из природного материала — осваивать способы работы с различными инструментами.
Заключение
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.
Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основа его любви к Родине.
Список литературы
Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред.Каирова И.А., Богданова О.С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999г
Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004