Разработка урока физической культуры по теме «Лыжная подготовка» в 4 классе
Submitted by Ольга Юрьевна Плеханова on пн, 24/03/2014 - 08:55
Разработка урока физической культуры по теме
«Лыжная подготовка»
в 4 классе
Саблин Александр Владимирович,
учитель физической культуры
МАОУ Мальковской СОШ
Цель: повторить теоретическую часть лыжной подготовки через урок-презентацию.
Задачи: напомнить учащимся о значении лыжной подготовки, о требованиях к одежде, обуви и лыжному инвентарю; повторить названия ходов, подъёмов, спусков.
Ход урока:
С наступлением зимы вы, конечно, любите кататься на санках, коньках, лыжах. Катание на свежем, морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет, развивает выносливость, силу, ловкость. Ходьба на лыжах – это полезный и приятный вид активного отдыха.
(Одежда плакаты) Найдите на рисунке одежду для лыжника. Итак, одежда и обувь должны быть: нижнее бельё – трикотажное, брюки и куртка из плотного материала, защищающего от ветра, под курткой свитер, на голове – вязаная шапочка, закрывающая уши. Шарфы и платки на голове не допустимы. На руках должны быть варежки. Обувь должна быть свободная, чтобы одеть две пары носков – хлопчатобумажные и шерстяные.
Как подобрать лыжи и палки по росту? Расскажите по рисунку.
Как правильно сложить и нести лыжи?
Повороты на месте.
Встав на лыжи, надо оттолкнуться левой ногой, согнуть правую ногу в колене и, вынеся её вперёд, скользить на правой лыже. Одновременно с этим левая рука идёт вперёд. Туловище во время скольжения слегка наклоняется вперёд в направлении правой ноги. Когда скольжение будет замедляться, следует оттолкнуться правой ногой и т.д. После освоения ходьбы скользящим шагом без палок переходят к передвижению этим способом с палками.
При передвижении этим способом каждый скользящий шаг сопровождается одним толчком палки. Один цикл хода состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками.
Одновременный бесшажный ход изучается при хорошем скольжении (обсуждение по рисунку).
Существует несколько способов подъёма на лыжах. Применение каждого из них зависит от крутизны горы. Для крутых гор используется подъём способом «лесенка», для более пологих – «ёлочка», а для невысоких склонов – «полуёлочка».
Подъём «лесенкой» осуществляется приставными шагами боком к склону. При этом верхняя лыжа располагается на наружном ребре, а нижняя – на внутреннем. Опираться надо на обе палки, переставляя их поочерёдно.
Этот подъём напоминает ходьбу с разведёнными в сторону носками ног. Встать лицом к склону. Перенести тяжесть тела на правую ногу и, опираясь на правую палку, одновременно сделать шаг левой ногой вперёд – в сторону, поставив лыжу на внешнее ребро, затем подтянуть левую палку к лыже и т.д. Пятки лыж не должны перекрещиваться. Палки для опоры ставят по бокам и сзади лыж, нельзя выносить палки вперёд и опираться на них.
Подъём «полуёлочкой» выполняется ступающим шагом наискось склона. Одна нога скользящим движением продвигается вперёд прямо, а другая ставится на внутреннее ребро с развёрнутым носком наружу.
Спуску на лыжах надо начинать учиться на пологих склонах сначала в основной стойке. Лыжи располагаются параллельно. Ноги слегка согнуты. Туловище слегка наклонено вперёд. Руки немного согнуты в локтях. Освоив спуск без палок, можно приступить к спуску с палками.
Чтобы освоить спуск в высокой стойке, надо слегка согнуть ноги в коленях, туловище немного наклонить вперёд, руки слегка согнуть в локтях, палки расположить сзади. Оттолкнувшись правой ногой и подав туловище вперёд, выполняют спуск по склону.
Низкая стойка используется при скоростных спусках с относительно крутых гор. Чтобы правильно её выполнить, надо после отталкивания глубоко присесть на лыжах, руки вынести вперёд палками назад. При такой стойке труднее сохранять равновесие и поэтому сначала следует освоить спуск в высокой стойке.
Торможение «плугом» выполняется за счёт сведения носков лыж и разведения пяток в сторону. Лыжи при этом ставятся на внутренние рёбра, а ноги слегка сгибаются в коленях.
Торможение «упором» чаще применяется при спуске наискось. Вес переносится на скользящую прямо лыжу, а другая ставится в положение упора – пятка в сторону, носки удерживаются вместе.
Если на пути встречается бугор, то, подъезжая к нему, следует выпрямиться, при наезде на бугор – сгруппироваться, а при съезде – опять выпрямиться. Чтобы преодолеть небольшую впадину, необходимо, подъезжая к ней, сгруппироваться, проезжая впадину – выпрямиться, а после вновь присесть.
Для безопасного падения необходимо присесть и мягко завалиться назад в сторону, повернуть лыжи поперёк и распластаться по склону. В этом случае скорость изменится сразу, что позволит не столкнуться с кем или чем-нибудь. Развёрнутые поперёк склона лыжи позволяют быстро встать после падения.
Закрепление изученного.
· 1.Обувь и одежда должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть сухими, свободными, мягкими. Необходимы лыжный костюм, тёплое нижнее бельё, лыжная шапочка, варежки, тёплые носки.
· 2.Длина лыж должна соответствовать росту лыжника с вытянутой вверх рукой .Лыжные палки должны доходить до уровня плеча лыжника.
· 3.При передвижении с лыжами в руках их необходимо нести под мышкой или на плече. Если палки отсоединены от лыж, то их надо нести в вертикальном положении остриём вниз.
· 4.Лыжные палки на всех спусках нужно держать сзади, не опуская их в снег.
· 5.Спуски на склонах разрешается осуществлять только поочерёдно.
· 6.Не следует обгонять друг друга на узких дорогах, останавливаться и стоять на лыжне спуска, так как это может привести к столкновениям. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить лыжню, при падении на спуске нельзя выдвигать палки вперёд.
· 7.При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону из положения присев.
· 8.Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжне:
· одежда лыжника должна соответствовать погоде;
· не кататься на лыжах при температуре ниже – 14 градусов, а также при сильном штормовом ветре;
· при обморожении поражённое место нужно накрыть чистой сухой мягкой тканью и лёгкими движениями растирать до возобновления кровообращения;