Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2. Онтогенез. Эмбриональный период развития. МАОУ СОШ № 153. Филимошина Ксения Романовна

Размещено: Ксения Романовна Филимошина - вс, 23/03/2014 - 22:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филимошина Ксения Романовна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 153, учитель биологии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебное пособие А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 10-11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2010., 

Используемая методическая литература: 

Галеева Н.Л.  Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Метод. пособ. для учителя. – М.: «5 за знания», 2006– 144 с.

Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2009, № 2. – С.30

Используемое оборудование: 

цифровой USB микроскоп Digital Blue QX5, микропрепараты яйцеклетки, сперматозоида, зиготы, бластулы, гаструлы, нейрулы

Используемые ЦОР: 

таблица «Этапы эмбрионального периода развития»

Краткое описание: 
<p>конспект урока по биологии для 10 класса</p>

План-конспект урока биологии в 10 классе по теме «Онтогенез. Эмбриональный период развития» (с использованием цифрового микроскопа)

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи. 

Обучающие

- сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель;

- познакомить с периодами онтогенеза;

- охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза;

- познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие

- продолжить формирование навыков работы с учебным пособием;

- начать формирование навыков работы с микропрепаратами, отображенными на проекторе с помощью цифрового микроскопа;

- развивать умение анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.

Воспитывающие

 - аккуратное оформление схем в тетради,

Оборудование: учебное пособие А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 10-11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2010., цифровой USB микроскоп Digital Blue QX5, микропрепараты яйцеклетки, сперматозоида, зиготы, бластулы, гаструлы, нейрулы, таблица «Этапы эмбрионального периода развития».

Методы, использованные в ходе урока:

- фронтальный опрос;

- рассказ;

- демонстрация готовых микропрепаратов при помощи цифрового микроскопа;

- самостоятельная работа.

Литература для учителя:

учебное пособие А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 10-11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2010.

Галеева Н.Л.  Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках

биологии. Метод. пособ. для учителя. – М.: «5 за знания», 2006– 144 с.

Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2009, № 2. – С.30

 

Литература для ученика:

учебное пособие А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 10-11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2010.

 

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов».

Фронтальный опрос.

Вспомните:

- Что называется  размножением?

(Способность организма  воспроизводить себе подобных).

- Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

- В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

- Что такое гамета?

(Половая клетка ).

- Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).

- А теперь давайте посмотрим на готовые микропрепараты этих половых клеток.

(демонстрация яйцеклетки).

- А теперь опишите, пожалуйста, самостоятельно, эту клетку по следующему плану:

-  название объекта.

- степень увеличения.

- цвет объекта.

- внешний вид, форма клетки, её размеры.

- Следующий объект, который мы с вами рассмотрим, это сперматозоид

Опишите этот объект по тому же плану:

-  название объекта.

- степень увеличения.

- цвет объекта.

- внешний вид, форма клеток, их размеры.

- Где они образуются?

(В половых железах).

- Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

- В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

- Что образуется в результате  оплодотворения?

(Зигота).

- Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма , а половина – от отцовского).

Давайте теперь посмотрим, как же она выглядит под увеличением:

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).

Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

 Цель урока: изучить процесс онтогенеза, периоды онтогенеза (подробно эмбриогенез), этапы онтогенеза и процессы, протекающие на этих этапах, познакомиться с явлением эмбриональной индукции и влиянием внешней среды на развитие зародыша (эмбриона).

План урока на доске.

1. Онтогенез. Этапы онтогенеза.

2. Эмбриогенез. Стадии эмбриогенеза.

- дробление
- бластула 
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала.

Онтогенез.

Слово учителя.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

- Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.129.

(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от начала её существования и до конца жизни ).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды.

В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion - зародыш ) и постэмбриональный.

 Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов.

Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти.

Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является  постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный.(подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).

http://festival.1september.ru/articles/550303/1.jpg

 Дробление  Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Этапы эмбриогенеза.

 Дробление.

Первый этап эмбриогенеза называется дроблением, потому что образовавшиеся клетки не увеличиваются в размерах. Эти клетки называются бластомерами (греч. blastos – росток, meros – часть ) и сильно отличаются от клеток взрослого организма. Вдавление цитоплазмы, образующееся при делении клетки на две, получило название борозд дробления. Первая борозда дробления проходит в вертикальной плоскости и зигота делится на две одинаковые клетки − стадия двух бластомеров. Бластомеры не расходятся, а делятся второй бороздой дробления так же в вертикальной плоскости, образуя четыре бластомера, затем третьей бороздой дробления в горизонтальной плоскости все четыре бластомера делятся с образованием восьми бластомеров. В дальнейшем, т. е. начиная с четвертого деления, борозды дробления чередуются: вслед за горизонтальным дроблением всегда идет вертикальное и т. д., образуется многоклеточный зародыш.

- Каким способом клетки делятся?

(Митоз).

- Что предшествует митозу? 

(Интерфаза).

- Какие периоды интерфазы Вы знаете?

(Пресинтетический (G1), постсинтетический (G2), синтетический (S)).

 

Митотические деления следуют быстро одно за другим. Интерфазы очень короткие, в основном состоят из синтетического периода, где происходит редупликация ДНК,  постсинтетический период (G2)очень короткий, а пресинтетический (G1) отсутствует совсем. По мере увеличения числа клеток деление их становится неодновременным. Бластомеры все дальше и дальше отходят от центра зародыша, образуя полость. В конце дробления зародыш принимает форму пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток, тесно прилегающих друг к другу. Внутренняя полость зародыша, по началу (соприкасавшаяся) сообщавшаяся с внешней средой через щели между бластомерами, в результате их полного смыкания становится полностью изолированной.

Эта полость получила название первичной полости тела − бластоцель. Завершается дробление образованием одного многоклеточного зародыша − бластулы.

 Бластула.

Давайте посмотрим, как этот зародыш выглядит при увеличении на цифровом микроскопе.

У разных организмов возникающие при дроблении бластомеры располагаются по-разному (это зависит от характера распределения питательных веществ в цитоплазме яйцеклетки). У ланцетника, лягушки, бластула представляет собой полый пузырек, оболочка которого образована одним слоем бластомеров. Внутри полость - бластоцель. У птиц, например, бластоцель практически отсутствует, и бластомеры плотно прилегают друг к другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (лат.morum – тутовая ягода).

У всех животных по размерам бластула не отличается от зиготы, то есть клетки одинаковые по размерам.


- Почему клетки маленькие по размерам?

(Не происходит роста).

Так как митотическое деление зиготы и бластомеров не сопровождается ростом образовавшихся дочерних клеток до объема материнской, после каждого деления размеры бластулы уменьшались. То есть если диаметр зиготы 0,1 мм (млекопитающие), то и диаметр бластулы 0,1 мм. Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен тысяч (у разных видов по-разному), начинается следующая стадия − гаструляция (греч. gaster −желудок).

Гаструла.

Следующий готовый микропрепарат, который мы с вами рассмотрим, это гаструла:

Во время гаструляции продолжающие быстро размножаться клетки становятся очень подвижными и начинают быстро перемещаться относительно друг друга. Гаструляция происходит либо путём впячивания стенки бластулы внутрь (ланцетник),  либо путём перемещения клеток бластулы, либо путём иммиграции клеток в бластоцель. В результате гаструляции зародыш становится двухслойным, у него возникают чётко выраженные пласты клеток, называемые зародышевыми листками. Наружный  зародышевый листок – эктодерма (греч. ectos – снаружи, derma- кожа), внутренний – энтодерма (entos- внутри). У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, вслед за гаструляцией или параллельно ей образуется третий зародышевый листок мезодерма (греч. mesos - средний), который образуется из клеток, лежащих на границе между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции,  как и во время дробления, рост клеток не происходит и зародыш на этапе гаструлы по размерам схож с зиготой. Следующим периодом эмбриогенеза является гистогенез и органогенез.

Гистогенез и органогенез.

У позвоночных животных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия носит название нейрула (новолат. neurula,  уменьшит. от греч. neuron - нерв ). У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша обособляется часть клеток эктодермы в виде пластинки.

И последний на сегодня микропрепарат, который нам необходимо с вами рассмотреть – это участок нейрулы.

 Эктодерма спинной стороны прогибается  по средней линии, края пластинки сближаются и образуется сначала желобок , затем края желобка смыкаются и образуется нервная трубка. Она оказывается погружённой под клетки эктодермы. В последующем из нервной трубки будут формироваться органы нервной системы. Спинная часть энтодермы, располагающаяся непосредственно под нервной трубкой, обособляется  от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из остальной части энтодермы образуется мезодерма и эпителий кишечника. Таким образом образуется осевой комплекс клеток, называемый так потому,  что его клетки оказывают влияние на развитие других частей зародыша. Дальнейшая дифференцировка (различия) клеток приводит к образованию тканей и органов из зародышевых листков. Каким же образом, из зиготы образуются клетки, специализированные на выполнение  различных функций?  Первые этапы дифференцировки определяются цитоплазмой зиготы. Ведь вещества, при образовании яйцеклетки, располагаются в цитоплазме неравномерно. И при дроблении дочерние клетки получают более или менее различные участки цитоплазмы материнской клетки. И бластомеры, имея одинаковый набор хромосом, оказываются неравноценными по составу цитоплазмы. Эти различия и определяют начальные этапы клеточной дифференцировки (различия).

- Составим с вами таблицу, отражающую информацию о том, из каких зародышевых листков образуются те ткани и органы, которые имеются у взрослого организма.

Зародышевый листок

Ткань, орган, системы органов

Эктодерма (внешний слой)

Нервная система, покровы тела (эпидермис), кожные железы, органы чувств, эмаль зубов

Энтодерма (внутренний слой)

Эпителий средней кишки, печень, поджелудочная железа, плавательный пузырь, легкие, жабры

Мезодерма (промежуточный слой)

Мышцы, соединительная ткань, кости внутреннего скелета, кровь, лимфа, половые железы, органы выделения

Таким образом, у разных видов животных одни и те же зародышевые клетки дают начало одним тем же органам. О чем это свидетельствует? 

(О родстве и единстве происхождения).

Изучение вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается наука эмбриология, основателем которой по праву считается академик  Российской академии наук Карл Бэр. Наблюдая за развитием зародыша курицы и зародыша млекопитающих, он обратил внимание на то, что эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи. Это позволило ему в 1828 году сформулировать закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы на ранних стадиях сходны».

Современными представлениями о зародышевых листках наука обязана А. О. Ковальскому, обнаружившему экто-, энто-, и мезодерму у всех групп хордовых.

IV. Закрепление.

Подведём итоги изученного на уроке.

- Что такое онтогенез?
- Какие периоды он включает?
- Эмбриогенез – это……?
- Назовите стадии эмбриогенеза?
- Кратко охарактеризуйте каждую из них?
- Что называют зародышевым листком? Назовите их?
- Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?

V. Домашнее задание.

По учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 10-11 класс», прочитать параграф № 35, выучить записи в тетради и ответить на вопросы в конце параграфа.

Дополнительное задание для желающих: подготовить сообщения на следующие темы:

«Влияние никотина на формирование зародыша в период эмбрионального развития»

«Влияние алкоголя на формирование зародыша в период эмбрионального развития»

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн