№
п/п
|
Дата
План/
Факт.
|
Тема урока
|
Содержание
|
Практические работы
|
Хабаровский компонент/
ЦОРы
|
Домашние задания
|
Прим
|
1. 1
|
|
Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Земля во Вселенной.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Земля- планета Солнечной системы (3 час.).
|
|
|
|
|
|
2. 1
|
|
Как устроен наш мир?
|
Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.
|
|
|
П. 1, созвездия
|
|
3. 2
|
|
Вращение Земли и его следствия
|
Движение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.
|
Знакомство и работа с теллурием
|
|
П. 2. Выуч. дни солнцестояний и равноденствий
|
|
4.3
|
|
Обобщение знаний.
Организация наблюдений за высотой Солнца
|
Составление схемы "Положение Земли в Солнечной системе"
|
|
Организация ведения "Дневника погоды"
|
Наблюдение за высотой Солнца
|
|
|
|
Тема 2. Изображение Земли на глобусе. (5 час.)
|
|
|
|
|
|
5. 1
|
|
Глобус - модель Земли
|
Представление о форме и размерах Земли у древних. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки
|
|
|
П. 3
|
|
6. 2
|
|
Параллели и меридианы. Градусная сеть.
|
Градусная сеть. Параллели и меридианы. Экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги
|
|
|
П. 4
|
|
7. 3
|
|
Географические координаты
|
Географическая широта и географическая долгота
|
|
Определение широты и долготы г. Хаб.
|
П. 5
|
|
8. 4
|
|
Определение географических координат точки по глобусу.
|
|
Определение географических координат точки по глобусу
|
|
П. 6
|
|
9. 5
|
|
Обобщение знаний по теме "Изображение Земли на глобусе"
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Путешествия и их географические отражения (8 час)
|
|
|
|
|
|
10. 1
|
|
Путешествия как способ познания окружающего мира
|
|
Составление краткого географического рассказа о своем путешествии
|
Описание путешествия
|
|
|
11. 2
|
|
План местности
|
План местности, условные знаки, масштаб.
|
|
Путь от дома до школы
|
П. 7
|
|
12. 3
|
|
Ориентирование по плану и на местности
|
Компас, азимут, ориентирование на местности
|
Определение азимутов точек
|
Ориентирование на местности
|
П. 8
|
|
13. 4
|
|
Составление плана местности
|
|
Составление плана местности
|
План школы
|
П. 9 План школы
|
|
14. 5
|
|
Географическая карта
|
Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте
|
|
Координаты крайних точек Хаб. края
|
П. 10
|
|
15. 6
|
|
Многообразие карт
|
Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории
|
|
|
П. 11
|
|
16. 7
|
|
Работа с картой
|
|
Определение расстояний, направлений и геогр. координат
|
|
П. 12
|
|
17. 8
|
|
Обобщение знаний по теме "Путешествия и их географическое отражение"
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4. История открытия и освоения Земли. (5 +1 час)
|
|
|
|
|
|
18. 1
|
|
Географические открытия древности и средневековья
|
|
Составление таблицы "Как люди открывали Землю" (все 5 уроков)
|
|
П. 13
|
|
19. 2
|
|
Великие географические открытия
|
|
|
|
П. 14
|
|
20. 3
|
|
В поисках Южной Земли
|
Открытие Австралии и Антарктиды. Достижение Южного полюса.
|
|
|
П. 15
|
|
21. 4
|
|
Исследования океана и внутренних частей материков. Исследования Хабаровского края
|
Российские путешественники: С.Дежнев ,Е.Хабаров ,В. Беринг, Москвитин
|
|
Землепроходцы Хаб. края
|
П. 16, путешествие1
|
|
22. 5
|
|
Исследования Хабаровского края
|
Н.М.Пржевальский, П.П Семенов-Тян-Шанский, В.К.Арсеньев
|
Проверка таблицы
|
Исследования края
|
Путешествие 2
|
|
|
|
Раздел 3. Природа Земли. (32ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Как устроена наша планета? (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
23. 1
|
|
Облик Земного шара
|
Гидросфера, литосфера. Материки, океаны
|
Нанесение на к/к элементов географической номенклатуры
|
|
П. 17
|
|
24. 2
|
|
Свойства вод Мирового океана
|
Температура и соленость вод МО
|
|
|
П. 18
|
|
25. 3
|
|
Движение вод в Мировом океане
|
Волны, цунами, приливы и отливы
|
|
|
П.19
|
|
26. 4
|
|
Океанические течения
|
Поверхностные течения Мирового океана
|
Нанесение на к/к схемы морских течений
|
|
П. 20
|
|
27. 5
|
|
Моря Хабаровского края
|
|
Описание по плану Охотского моря
|
Моря края
|
Путешествие 3
|
|
|
|
Тема 6. Внутреннее строение Земли
|
|
|
|
|
|
28. 1
|
|
Горные породы и их значение для человека
|
Магматические, осадочные, метаморфические г.п.
|
Знакомство с горными породами
|
|
П. 20
|
|
29. 2
|
|
Горные породы и полезные ископаемые Хабаровского края.
|
|
п/р
|
Горные породы края
|
Путешествие
Дневник краеведа стр
|
|
30.3
|
|
Внутреннее строение Земли
|
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера
|
Знакомство с картой "Строение земной коры"
|
|
П. 22
|
|
31.4
|
|
Движение литосферных плит
|
|
Определение по карте сейсмических районов земного шара.
|
|
П. 23
|
|
32.5
|
|
Землетрясения: причины и последствия
|
|
|
Землетрясения в крае
|
П. 24
|
|
33.6
|
|
Вулканы
|
Вулканы, гейзеры, горячие источники. Образование вулканов, их строение
|
|
Горячие источники края
|
П. 25
|
|
|
|
Тема 7. Рельеф Земли ( 6 ч.)
|
|
|
|
|
|
34. 1
|
|
Рельеф и его значение для человека
|
|
|
|
П. 26
|
|
35. 2
|
|
Изображение рельефа на планах местности и картах
|
Изображения рельефа на планах и карте. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин
|
Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей
|
|
П. 27
|
|
36. 3
|
|
Основные формы рельефа Земли.
|
Основные формы рельефа земли. Рельеф суши и океанического дна
|
|
|
П.28
|
|
37. 4
|
|
Горы.
|
Горы. Хребет и долина. Различие гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Как рождаются и разрушаются горы. Стихийные процессы в горах. Пещеры.
|
Нанесение на к/к элементов номенклатуры
|
|
П.29
|
|
38.5
|
|
Равнины
|
Равнины. Различия их по высоте. Образование равнин и их изменения во времени. Овраги, балки и речные долины .Дюны и барханы.
|
Нанесение на к/к элементов геогр. номенклатуры
|
|
П. 30
|
|
39. 6
|
|
Формы рельефа земной поверхности Хабаровского края
|
|
к/к Хабаровского края
|
Рельеф края
|
путешествие
|
|
40. 7
|
|
Обобщение знаний по теме "Рельеф Земли"
|
Описание местных форм рельефа и воздействие на них человека
|
|
Экскурсия в овраг
|
|
|
|
|
Тема 8. Атмосфера и климаты Земли. (10 Ч.)
|
|
|
|
|
|
41. 1
|
|
Атмосферный воздух
|
Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы .Воздушные массы
|
Составление схемы "Вертикальное строение атмосферы"
|
|
П. 31
|
|
42. 2
|
|
Температура воздуха.
|
Температура воздуха и ее измерение. Суточный и годовой ход температур, различия на разных широтах земного шара. Средняя температура.
|
|
Особенности температурного режима в г. Хабаровске
|
П. 32
|
|
43. 3
|
|
Атмосферное давление. Ветер.
|
Атмосферное давление. Бризы, муссоны.
|
|
|
П. 33
|
|
44. 4
|
|
Облака и атмосферные осадки.
|
Водяной пар в атмосфере. Облака и осадки.
|
|
|
П. 34
|
|
45. 5
|
|
Погода и климат.
|
|
|
|
П. 35
|
|
46.6
|
|
Циркуляция атмосферы
|
|
Составление таблицы "Воздушные массы и постоянные ветры земного шара"
|
|
П. 36
|
|
47.7
|
|
Климаты Земли
|
Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Климатические пояса. Влияние на климат океанов и течений.
|
|
Климаты Хабаровского края
|
П. 37
|
|
48. 8
|
|
Работа с климатическими картами.
|
|
Составление краткой характеристики одного из климатических поясов
|
Составление характеристики климата Хабаровского края
|
П. 38
|
|
49. 9
|
|
Наблюдения за погодой
|
|
Составление графика хода температуры, розы ветров
|
По материалам календаря погоды
|
П. 39
|
|
50. 10
|
|
Обобщение знаний по теме "Атмосфера и климат Земли"
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 9. Вода - кровеносная система Земли (6+1 ч.)
|
|
|
|
|
|
51.1
|
|
Круговорот воды в природе
|
|
Составление схемы "Круговорот воды в природе"
|
|
П. 40
|
|
52.2
|
|
Реки в природе и на географических картах
|
Исток, устье, притоки. Верхнее, нижнее, среднее течение. Речная система, бассейн реки, водораздел, пойма, терраса, дельты и эстуарии. Питание и режим рек. Горные равнинные.
|
Определение элементов речной системы реки Амур
|
Реки края
|
П.41
|
|
53. 3
|
|
Реки Хабаровского края
|
Описание реки Амур по плану. Режим и питание.
|
Описание реки Амур по плану
|
Реки края
|
Путешествие
|
|
54. 4
|
|
Озера.
|
Озера. Происхождение озерных котловин.
|
|
|
П. 42
|
|
55. 5
|
|
Подземные воды. Болота.
|
Подземные воды. Болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны.
|
|
|
П. 43
|
|
56. 6
|
|
Ледники
|
Ледники и их строение. Горные и материковые ледники. Снеговая линия в горах.
|
|
|
П.44
|
|
56.7
|
|
Озера, болота, ледники Хабаровского края
|
|
|
По Хаб. краю
|
путешествие
|
|
|
|
Раздел 4. Географическая оболочка - среда жизни.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 10. Живая планета
|
|
|
|
|
|
57. 1
|
|
Биосфера - живая оболочка Земли.
|
Границы биосферы. Биологический круговорот
|
|
|
П.45
|
|
58. 2
|
|
Закономерности распространения живых организмов на Земле.
|
Экваториальные леса. Леса умеренного пояса. Степи и пустыни. Тундра. Ледяные пустыни
|
Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса
|
|
П.46
путешествие
|
|
59. 3
|
|
Растительный и животный мир Хабаровского края
|
|
|
Описание растительного и животного мира Хабаровского края
|
Путешествие 12 и 13
|
|
60. 4
|
|
Почва как особое природное тело
|
Зависимость свойств почвы от географического положения территории. Охрана почв.
|
Знакомство с рисунками различных почвенных профилей
|
Почвы Хабаровского края
|
П. 47
|
|
|
|
Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности
|
|
|
|
|
|
61. 1
|
|
Понятие о географической оболочке
|
Географическая оболочка как область взаимопроникновения всех земных сфер. Свойства географической оболочки.
|
|
|
П. 48
|
|
62.2
|
|
Природные комплексы как части географической оболочки
|
Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность.
|
|
|
П. 49
|
|
63. 3
|
|
Практическая работа. Составление комплексного описания одной из природных зон
|
|
Составление комплексного описания природной зоны муссонных (кедрово- широколиственных) лесов ДВ
|
|
П. 50
|
|
64. 4
|
|
Природные комплексы своей местности
|
Описание природного комплекса Березовая роща.
|
|
По материалам экскурсии
|
|
|
|
|
Тема 12. Природа и человек
|
|
|
|
|
|
65. 1
|
|
Влияние природных явлений на жизнь людей
|
Человек как жертва природных явлений. Стихийные бедствия и их происхождение. Поведение человека в экстремальных ситуациях
|
Знакомство с о стихийными бедствиями. Краткое описание одного
|
Знакомство со стихийными бедствиями своей местности
|
П. 51
|
|
64. 2
|
|
Воздействие человека на природу Земли
|
Воздействие человека на природу Земли и его масштабы. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство
|
|
|
П. 52
|
|
67.3
|
|
Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы
|
|
|
|
|
|
68. 4
|
|
Обобщение знаний по всему курс
|
Географическая игра
|
|
|
|
|