Проект "Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом"
Конкурс методических разработок
внеклассных мероприятий
среди педагогов по теме Проекта
Внеклассное занятие для учеников 3 класса
Устный журнал "Моя семья - моя радость"
Автор: Аракелян Виолета Амаяковна, учитель начальных классов
МБОУ «Семьинская ООШ», Юрьев-Польского района, Владимирской области
Пояснительная записка
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи; формирует коммуникативные умения детей; умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать.
Проведению мероприятия предшествует большая подготовительная работы. Дети изучают свою родословную вместе с родителями и оформляют генеалогическое древо. Узнают историю происхождения своего имени, что означает имя. Рисуют герб семьи, подготавливают экспонаты для выставки «Умелые руки не знают скуки» и семейные реликвии. Семьи готовят угощение к чаепитию.
Устный журнал «Моя семья – моя радость»
Цели: Пробудить интерес к своей родословной, семейным традициям;
расширить представления о связи времён;
углубить представления об именах, их происхождении и значении;
развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам.
Оформление: на классной доске размещаются гербы и родословные семей. В классе оформлена выставка рукоделий, семейных реликвий, сладостей, приготовленных мамами.
На праздник приглашены родители.
Эмоциональный настрой. Звучит песня «Родительский дом».
Я приветствую вас на нашем празднике, посвящённом всем нам - зрелым и юным, взрослым и детям. Посвящённом тому, что объединяет нас друг с другом - семье. Что вы понимаете под словом «семья»? (выслушиваются мнения ребят)
А вот что о семье говорится в стихотворении М.Лангер
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!!!
Первая страничка нашего журнала «Ты и твоё имя»
Семья – это папа, мама и конечно ребёнок. Родился ребёнок в семье - родители дают ему имя.
Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна…
Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Рассказ детей)
Вопрос родителям: - Почему вы выбрали такое имя своему ребёнку?
Предлагаю вам задание «Ромашка». Нарисуйте ромашку и на её лепестках напишите варианты своего имени. Этими ромашками украсим наш класс.
Смотрите, как красиво и празднично стало у нас.
Вторая страница «Моя родословная»
Все вы счастливые люди, потому что у вас есть и мама и папа, у многих есть бабушки и дедушки.
История вашей семьи началась задолго до вашего рождения. К нашему празднику вы подготовили и оформили родословное древо своей семьи. (дети рассматривают и рассказывают о своей родословной)
Третья страница «Герб нашей семьи». В каждой семье есть свои традиции, предпочтения, любимые занятия. Это то, что отличает одну семью от другой. Это вы и отразили в ваших гербах. Ребята рассказывают о гербах своей семьи.
Четвёртая страница « Добрая пословица ко времени молвится»
О семье в народе много пословиц сложено. Предлагаю вам игру. Я говорю начало пословицы, а вы её конец.
Гость на пороге – счастье в ……( доме)
Дом без хозяйки…… ( сирота)
Дом вести ……..( не бородой трясти)
Яблоко от яблони …….( не далеко падает)
Чем богаты, ……….( тем и рады)
В гостях хорошо, ( а дома лучше).
Игра «Составь пословицу». Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменить падеж, форму, добавить предлоги и частицы.
Семья, куча, туча, страшна. ( Семья в куче не страшна туча)
Дети, тягость, радость. ( Дети не в тягость, а в радость)
Семья, клад, лад, не нужен. ( Когда в семье лад, клад не нужен)
Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, то и душа на месте.)
Пятая страница «Умелые руки не знают скуки» А сейчас ребята предлагаю вам рассмотреть работы, которые сделаны руками ваших родителей. (Все подходят к выставке). По желанию родители проводят мастер-класс по изготовлению не сложной в исполнении поделки.
Шестая страница «Семейные реликвии». В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Предлагаю вам рассказать и показать нам реликвии вашей семьи.
Седьмая страница «Хозяюшки». Как вы думаете, про какой предмет так говорили: «В дом пришёл - всех вокруг собрал». Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся. Наши мамы приготовили свои фирменные блюда к чаепитию. (Мамы показывают и рассказывают по желанию что приготовили).
Мы перелистнули последнюю страничку нашего журнала.
Много нового узнали о своих семьях и семьях своих одноклассников. Каждая семья уникальна по-своему.
Подведём итоги
Дети исполняют песню «Песенка о нашей семье» (На мотив "Песенки о медведях")
Где-то на белом свете наша семья живёт,
Горя и бед не знает, дружною слывёт.
Вместе читаем книги, вместе в кино идём,
В праздник поём и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама бельё стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Наш праздник продолжится чаепитием за столом, который объединит нас ещё раз в одну большую дружную семью. Семьи угощают друг друга, приготовленными своими руками сладостями.
Звучит песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Рефлексия. «Рецепт семейного счастья» от Ирины Беляевой:
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Всё очень хорошенько перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».
Используемые ресурсы
Журналы «Начальная школа», «Классный руководитель»
http://zanimatika.narod.ru/Narabotki6_2.htm
фото работ, используемые в разработке, выполнены моими учениками вместе с родителями
|
На: Конкурс методических разработок. Устный журнал "Моя семья -
Замечательный проект! Вы провели огромную работу по организации этого мероприятия! Браво!
Крышковец Людмила Павловна