Семинар на площадке ЛОИРО
19 марта 2014г.
Тема: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Информационная компетентность относится к числу основных целей образования. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
Что даёт использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности?
1. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.
2. Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов.
3. При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений.
4. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.
Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:
1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем
С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка. На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов.
Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах:
- прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...,
- по рисунку на слайде опиши «..»,
- в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни, как это описано в твоем учебнике,
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на слайде),
- сравни содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи.
- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения),
- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника составь план сражения,
- заполни, составь таблицу…
- создай свой слайд, (презентацию) по теме «...».
Учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.
2. Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий.
3. Уроки компьютерного тестирования.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это не только выполненные упражнения, написанные сочинения, эссе, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы, но и мультимедийные проекты, презентации, фотоальбомы, электронные справочники, фильмы и другое.
В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности
Применение ИКТ во внеурочной деятельности даёт возможность обеспечить каждому ученику собственную траекторию развития, организовать его познавательную деятельность, использовать компьютер и его возможности, системы дистанционного обучения различного уровня для развития коммуникативности учащихся. Особое место во внеурочной деятельности школьников по истории я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Цели краеведческой работы во внеурочное время:
- активизация познавательного интереса школьников к истории;
- формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;
- привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, селу, району, области ;
Считаю, что изучение прошлого и настоящего «Малой Родины» подведет учащихся к осознанию своего места в обществе. В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время. Результат деятельности учащихся
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала.
Этапами исследовательской деятельности является:
• Знакомство со статистическими данными.
• Обсуждение социальных проблем.
• Социологический опрос населения по данной проблеме.
• Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel
• Составление компьютерной презентации.
• Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Этапы организации работы над проектами с использованием ИКТ
1.Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях исторического знания.
2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, предположения, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать исторические процессы, явления.
4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
5. Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования.
6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, размещаются на школьном и личном сайте.
Например « Виртуальный краеведческий музей Сиверской СОШ №3»
Приложение
Проект «Виртуальный музей»
В рамках проекта учащиеся 5-9 классов, выбрав определенный исторический период, страну, используя Интернет-ресурсы, дополнительную литературу, электронные пособия и справочники, должны составить описание музея, который будет уместен в данной эпохе в выбранной стране (тематика музея, стиль, картины художников, мебель, предметы быта, посуда, ювелирные украшения и т.д.)
Цели и задачи
Цели:
1. Образовательная: расширение и углубление знаний в области культурного наследия различных стран, повышения уровня общего образованности за счет использования информации о культуре и быте в различных эпохах.
2.Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию разных народов.
3. Развивающая: развитие интереса к культурно-художественному наследию различных эпох; получение навыков анализа литературы, Интернет-источников и т.д.
Задачи:
- знакомство с историко-культурной составляющей жизни выбранного периода, народа;
- отбор и систематизация материала, его реферирование;
- использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
- публичное представление результатов исследования.
Ожидаемые результаты:
Повышение заинтересованности учащихся к историко-культурному наследию различных эпох, народов, углубление знаний учащихся в области истории архитектуры, быта и искусства, повышение мотивации к изучению истории.
Требуемая IT подготовка
Навыки работы в Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Internet Explorer, программах для сканирования и обработки изображений.
Алгоритм проведения проекта
1 этап – постановка проблемы.
Учащиеся выбирают эпоху и страну, в которой они хотят организовать виртуальный музей.
2 этап – уточнение направления исследования.
На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта, определить список дополнительной литературы, установить характер работы – групповой или индивидуальный, разработать и уточнить критерии оценки проекта совместно с учащимися.
3 этап – объединение и систематизация собранного материала.
4 этап – оформление работы. Каждая группа или ученик должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации или в виде видеоролика, буклета
5 этап – представление результатов работы. Представление итогов работы может быть проведено на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии.
6 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Критерии оценки
1.Полнота охвата всех заданных критериев (насколько глубоко проведено исследование)
2.Аккуратность;
3.Соответствие исторической эпохе.
Определение возможности развития проекта учащимися.
Интернет-источники и электронные пособия:
- СД «История искусства», Кирилл и Мефодий 2003
- СД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Кирилл и Мефодий 2001.
- СД «Всеобщая история». Просвещение МЕДИА 2005.
- СД «История». Просвещение МЕДИА 2005
- www.allcastles.ru
- www.alta-d.ru
Проект «Великая десятка»
Обучающий проект для учащихся 6-8 классов по отечественной и всеобщей истории, позволит школьникам «заглянуть в глубину эпох» и выбрать «десятку» известнейших людей любого времени и государства.
Суть проекта заключается в создании цепи значимых исторических деятелей, внесших наибольший вклад в развитие своего государства.
Цели и задачи:
Образовательная: расширение и углубление знаний в области персональной истории, их актуализация и систематизация.
Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию различных эпох и народов.
Развивающая: развитие интереса к изучению истории; формирование навыков анализа литературы, Интернет-источников и т.д.
Задачи:
Познавательные: знакомство с историей человечества, персонификация истории.
Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования.
Ожидаемые результаты:
В качестве «готового продукта» ожидается сообщение, оформленное в виде мультимедийного ресурса, содержащее описание деятельности десяти великих людей выбранной эпохи, с обязательным уточнением значимости исторического деятеля и указанием использованных ресурсов.
Требуемая IT подготовка:Навыки работы в Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Internet Explorer, программах для сканирования и обработки изображений.
Алгоритм проведения проекта
1 этап – постановка проблемы. Школьники выбирают персоналию исторического деятеля с которого они хотели бы начать построение цепочки великих людей.
2 этап – уточнение направления исследования. Преподаватель уточняет направления исследования. Под его руководством определяется круг источников информации, на основе которых будет проходить исследование. На этом же этапе рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; временные рамки выполнения работы. Если проект носит индивидуальный характер – необходимо уточнить последовательность действий учащегося. Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, Интернет-ресурсов и т.д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.
3 этап – объединение и систематизация собранного материала.
4 этап – оформление работы - мультимедийной презентации, с помощью которой будет происходить представление результатов работы.
5 этап – представление результата работы.
6 этап – подведение итогов.
Рефлексия.
Критерии оценки
Критериями оценки проведенной работы (несомненно, с учетом возрастных особенностей) могут быть:
- достижение цели проекта;
- успешность построения цепочки великих людей, с обозначением их значимости;
- достоверность использованной информации;
- полнота информации;
- общее впечатление от оформления.
Возможность развития проекта
Особенностью проекта может стать возможность его дополнения в зависимости от подключения новых проектных групп, последовательное накопление результатов и, соответственно, создание своеобразной электронной энциклопедии проекта.
Интернет-источники, электронные пособия:
- СД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
- СД «Всеобщая история». Просвещение МЕДИА 2005.
- СД «История». Просвещение МЕДИА 2005
- СД «Россия на рубеже третьего тысячелетия» Республиканский мультимедиа центр 2003.
- http://www.school.edu.ru/default.asp
- http://www.school.edu.ru/catalog.asp?ob_no=33969
- www.100velikih.com
- www. KM. ru
Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
|