- .Организационный момент:
Учитель:
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», познакомимся с новым правилом и научимся его применять на письме.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. На прошлом уроке вам было дано задание, выполнить упражнение 24.
Ученик:
III. Объяснение нового материала (беседа).Презентация (презентация прикреплена внизу странички).
Учитель:
Сегодня, мы будем говорить о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова».
Посмотрите на слова, которые записаны на доске, прочитайте их.
Ученик:
Ст_р_на, к_л_сок, х_л_да, ст_рик.
Учитель:
Запишите число, классная работа.
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание и обозначьте орфограммы.
Ученик 1:
Ст_р_на – ударение падает на гласную А, корень –сторон-, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом – стороны, вторую - сторонка.
К_л_сок – ударение падает на гласную О, корень –колос- нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом колос, вторую – колосья.
Х_л_да - ударение падает на гласную А, корень – холод –, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом холод, вторую - холодный.
Ст_ рик – ударение падает на гласную И, корень – стар -, нужно проверить безударную гласную в корне слова, проверяем словом -старый.
Учитель:
- Скажите, каким образом можно проверить безударные гласные в корне слова?
Ученик:
Безударные гласные в корне слова проверяются на письме ударной гласной в этом же слове.
Учитель:
Какие два основных способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы знаете?
Ученик:
Изменение слова, подбор однокоренных слов.
Учитель:
- Правильно, теперь прочитаем правило на с. 16, которое дано в учебнике.
Ученик:
Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова, нужно изменить слово, или подобрать однокоренное, в котором безударная гласная была бы под ударением.
IV. Закрепление
материала.
Учитель:
Хорошо, теперь поучимся применять правило на письме, выполните упражнение № 30.
Первое слово разберем вместе:
Ночной – ударение падает на букву О, корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О.
Ученик:
Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А.
Н_бесный – ударение падает на гласную Е, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е.
Х_лмистый – ударение падает на гласную И, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О.
Уд_вляться – ударение падает на гласную Я, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И.
К_рмить – ударение падает на гласную И, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О.
Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А.
Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И.
Д_ждливый – ударение падает на гласную И, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О.
Учитель:
-Молодцы, а теперь прочитайте слова, приведенные в упражнении 36.
В_л_сипед, г_мнаст, м_ршрут, к_чевник.
- Можнот ли проверить безударную гласную в корне в этих словах?
Ученик:
Нет.
Учитель:
Если гласную в корне слова нельзя проверить, как определить правильное написание?
Ученик:
Правописание непроверяемых гласных в корне слова, нужно запомнить.
Учитель:
Правильно: правописание непроверяемых гласных в корне слова нужно запомнить.
Приведите примеры слов?
Ученик:
Октябрь, корова, хризантема.
Учитель:
Чтобы закрепить изученный материал, выполним упражнение 37.
|