II. Этап постановки цели и работы по повторению ранее изученной темы 1.Проверка домашнего задания
Учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
На экран телевизора выводится выполненное упражнение.
2.Формулирование темы урока.
. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики? ( умные, настойчивые, упрямые, внимательные).
- Характеризуя себя , вы использовали слова какой части речи? (имена прилагательные)
- А что такое прилагательное? (слова, объединенные общим грамматическим значением «признак предмета» и отвечающие на вопросы какая? Какие? и др.)
- Скажите, пожалуйста , а от какой части речи чаще всего образуются имена прилагательные? ( от имен существительных)
- Сколько н может писаться в суффиксах имен прилагательных ( н –нн)
Запись в тетради темы урока.
3.. Работа с презентацией
(собрать правило по схемам, выполнить графический диктант,, провести самопроверку.)
111 Этап тренировочных закрепительных упражнений.
1. Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст.Определите тему и основную мысль данного текста . К какому стилю и типу речи относится данный текст. (Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
(По Скребицкому…..)
- Докажите, что перед вами текст.
- Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)
- К какому стилю речи относится (к художественному)
- А к какому типу речи можно отнести текст. (Описание)
Найдите в тексте прилагательные образованные от имен существительных при помощи изученных суффиксов.( Буквы вставлены)
Выбранные слова запишите в два столбика Н – НН
Н НН
Звездные лунные
Звериные сонные
Ледяные торжественным
Серебряный стеклянные
таинственный
утренний
Записываем в тетради, обозначая морфемы.
2.Выполнение упражнения в рабочих тетрадях.
3.Работа с тренажёром « Фраза»
1111.Итог урока.
Ученик читает стихотворение: Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Из данного списка начала предложений выберите для себя, о чем бы вы хотели сказать в заключение нашего урока.
- Мне понравился урок, потому что…
- Мне урок не понравился, потому что…
- Хочется сказать спасибо….
- Эта тема мне показалась…… , потому что….
- Я ничего не понял из данной темы и поэтому нуждаюсь в ….
Запись д/ з. Упр288; или упр289 (по выбору учащихся).
Тема: « н –нн в суффиксах имен прилагательных.»
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Структура урока:
Организационный этап;
Этап постановки цели и работы по повторению ранее изученной темы.
Этап тренировочных закрепительных упражнений;
Подведение итогов урока;
Этап информации учащимся о домашнем задании.
Методы контроля учебной деятельности:
Устный и письменный;
Фронтальный, индивидуальный;
Цели: 1) познавательный аспект: углубить и обобщить знания,
полученные при изучении темы; совершенствование умений писать слова с изученной орфограммой.
(собрать правило по схемам, выполнить графический диктант,, провести самопроверку.)
111 Этап тренировочных закрепительных упражнений.
1. Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст.Определите тему и основную мысль данного текста . К какому стилю и типу речи относится данный текст. (Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
(По Скребицкому…..)
- Докажите, что перед вами текст.
- Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)
- К какому стилю речи относится (к художественному)
- А к какому типу речи можно отнести текст. (Описание)
Найдите в тексте прилагательные образованные от имен существительных при помощи изученных суффиксов.( Буквы вставлены)
Выбранные слова запишите в два столбика Н – НН
Н НН
Звездные лунные
Звериные сонные
Ледяные торжественным
Серебряный стеклянные
таинственный
утренний
Записываем в тетради, обозначая морфемы.
2.Выполнение упражнения в рабочих тетрадях.
3.Работа с тренажёром « Фраза»
1111.Итог урока.
Ученик читает стихотворение: Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Из данного списка начала предложений выберите для себя, о чем бы вы хотели сказать в заключение нашего урока.
- Мне понравился урок, потому что…
- Мне урок не понравился, потому что…
- Хочется сказать спасибо….
- Эта тема мне показалась…… , потому что….
- Я ничего не понял из данной темы и поэтому нуждаюсь в ….
Запись д/ з. Упр288; или упр289 (по выбору учащихся).