Submitted by Мария Станиславовна Бабушкина on Tue, 18/03/2014 - 21:22
Урок биологии в 10-м классе "Закон Моргана. Сцепленное наследование." Урок №25 по планированию.
Цели урока:Образовательная - обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий сцепленного наследования, от независимого, способствовать формированию навыков решения генетических задач; Развивающая - обеспечить условия для развития у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи между результатами скрещивания и их цитологическими основами, содействовать развитию у учащихся умений применять знания в нестандартных ситуациях, способствовать развитию логического мышления; Воспитательная – создать условия, обеспечивающие интерес к изучаемому предмету, способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения закономерностей наследования признаков, обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
Ожидаемые результаты урока: планируется, что по окончании урока учащиеся будут понимать особенности сцепленного наследования, будут способны к решению задач на сцепленное наследование признаков, предполагается также, что понимание сути экспериментов Моргана подготовит их к восприятию положений хромосомной теории наследственности.
Формы организации учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная
Эффективность использования интеактивной доски связана прежде всего с возможностью использования функции "перо". Это позволяет учащимся в ходе урока выполнять тренировочные задания в быстром темпе у доски, не теряя внимания класса При помощи интерактивной доски возможно также использование приложения Lerning Apps и практического модуля из каталога цифровых образовательных ресурсов, что позволяет визуализировать задания из этого сложного раздела генетики.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Электронные образовательные ресурсы
1. Организация начала работы на уроке. Повторение.
Формулирует задачи урока. "Мы познакомились с закономерностями наследования, открытыми Менделем, чтобы двигаться дальше, давайте закрепим основные термины темы."
Один из учащихся на интерактивной доске выполняет упражнение «Термины генетики».
Упражнение «Термины генетики» (LearningApps.org).
Организует работу у доски по цепочке. Слайд №1.
Учащиеся выходят к доске и выполняют задания по 2 вопроса каждый
Авторская презентация, размещенная на DocMe.
Слайд №2.
Слайд №3.
Слайд №4.
Слайд №5. Какие из трех пар генов, показанных на хромосомах наследуются независимо? А как будут наследоваться гены В и С?
В процессе фронтальной беседы учащиеся вместе с учителем приходят к выводу, что независимо наследуются гены, лежащие в разных хромосомах.
Гены В и С независимо наследоваться не будут.
Вызывает одного из учащихся решать задачу. Слайд №6.
Решает задачу у доски. Отвечает на вопросы. В процессе решения выясняется, что при анализирующем дигибридном скрещивании в потомстве наблюдается расщепление 1:1:1:1.
2. Объяснение нового материала.
В 1910 г Томас Хант Морган с сотрудниками начинает эксперименты с плодовой мушкой дрозофилой. Дрозофила была выбрана в силу своей дешевизны, т. к. учредители отказались спонсировать эксперименты на кроликах. Слайд №7.
Работают в конспектах, участвуют во фронтальной беседе.
Но и сейчас дрозофила остается любимым объектом генетики в силу многих причин: быстрое размножение(за месяц можно получить 3 поколения), высокая плодовитость.
Слайд №8. У дрозофилы получено большое количество мутаций.
Слайд №9. Простой кариотип.
Как и большая часть генетиков в начале XX века Морган начинает с постановки менделевских скрещиваний. В первом гибридном поколении он, согласно первому закону получает единообразие( все потомки несут доминантные признаки из каждой пары – серое тело и нормальные крылья). Но во втором поколении ученый не обнаруживает классического расщепления (9:3:3:1). Расщепление 3:1. Тогда он решает провести анализирующее скрещивание. Слайд №10.
Слайд №11.
Поставьте себя на место исследователей. Как бы вы объяснили результаты экспериментов? Слайд №12.
Высказывают версии. Предполагают, что признаки наследуются не независимо, т.к. лежат в одной хромосоме.
Попытайтесь объяснить результаты опыта №2. За счет чего появились еще две группы гибридов? За счет чего было нарушено сцепление между генами? Слайд №13.
Предполагают, что сцепление нарушается кроссинговером.
3. Закрепление нового материала.
Приглашает одного из желающих выполнить задание практического модуля на доске.
Ученик решает на интерактивной доске задания модуля при поддержке класса.
Практический модуль из каталога электронных образовательных ресурсов «Понятие о генотипе, как целостной системе: сцепленное наследование»
4. Домашнее задание.
Д\з: конспект, параграф в учебнике, задача на сцепленное наследование в системе «Сетевой город».
Размещено Fri, 21/03/2014 - 06:18 пользователем Елена Леонидовна Тележинская.
Мария Станиславовна, Ваш урок разработан на высоком уровне !!!
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Данная презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера данная информация может быть легко предоставленна в твердую копию.
В Ваших руках применение компьютера на уроках биологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, ВЫ сделали занятия более наглядными и интересными. Исходя из Вашего план-конспекта урока с применением компьютерных систем, компьетер не заменяет учителя, а, наоборот делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Размещено пн, 07/04/2014 - 09:23 пользователем Елена Ивановна Иняева.
Очень трудная тема. И тем приятнее видеть, что трудное учитель старается сделать простым и понятным, наглядным и постигаемым. Пожелаю дальнейших успехов! ЕИ
Комментарий был изменен с момента создания (elenahim, пн, 07/04/2014 - 09:23).
На: Закон Моргана. Сцепленное наследование.
Мария Станиславовна, Ваш урок разработан на высоком уровне !!!
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Данная презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера данная информация может быть легко предоставленна в твердую копию.
В Ваших руках применение компьютера на уроках биологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, ВЫ сделали занятия более наглядными и интересными. Исходя из Вашего план-конспекта урока с применением компьютерных систем, компьетер не заменяет учителя, а, наоборот делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
На: Закон Моргана. Сцепленное наследование.
Мария Станиславовна ваш урок разработан на высоком профессиональном уровне.
На: Закон Моргана. Сцепленное наследование.
Мария Станиславовна, Ваш урок разработан на высоком уровне.
На: Закон Моргана. Сцепленное наследование.
Спасибо, Мария Станиславовна! Урок разработан на высоком уровне. Многие Ваши идеи помогут нетрадиционно подойти к решению изучаемой темы.
На: Закон Моргана. Сцепленное наследование.
Очень трудная тема. И тем приятнее видеть, что трудное учитель старается сделать простым и понятным, наглядным и постигаемым. Пожелаю дальнейших успехов! ЕИ