Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Западно-Сибирская равнина

Данные об авторе
Автор(ы): 
Новожилова Антонина Александровна
Место работы, должность: 

МАОУ "Аландская СОШ", учитель географии

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России;

сформировать у учащихся представление об основных компонентах природы З.Сибири, их проявлении, взаимосвязи и распределении; выявить уникальные особенности природы Западной Сибири, выделяющие ее среди других районов России;

 продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

Карты России: физическая, тектоническая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, учебники, научно-популярные книги.

Используемое оборудование: 

Карты России: физическая, тектоническая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, учебники, научно-популярные книги.

Краткое описание: 
<p>урок географии в 8 классе. тема:&nbsp;<strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:12pt">Западно-Сибирская равнина.&nbsp;</span></strong></p>

Вступительное слово учителя. (Слайд №1 из презентации)

Ребята, обратите внимание на доску, где написаны:

Тема, цели, задачи и план урока:

  1. Географическое положение, история освоения территории.
  2. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
  3. Особенности климата.
  4. Внутренние воды.
  5. Природные зоны.
  6. Растительный мир
  7. Животный мир.
  8. Презентация Надымского района.

Давайте посмотрим на физическую карту нашей Родины и что мы видим

(Показ территории Западной Сибири).

Равнина – на север, 
Равнина – на юг,
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой то гигантский утюг.

Западная Сибирь – это низкая, плоская, сильно заболоченная равнина. Это основная нефтегазоносная база России. Познакомимся поближе с Западной Сибирью.

Для изучения темы, давайте, разделимся на группы по 2-3 человека, и каждая группа будет работать над определенным заданием, которые вы получили заранее на прошлом уроке.

1 группа – топографы работают над определением географического положенияЗападной Сибири.

(Работа по физической карте).

Ответ 1 ученика с показом географических объектов на физической карте.

Западная Сибирь – это величайшая равнина мира – занимает 3 место в мире по площади -(2,6 млн. км2)

– на западе граничит Уральскими горами почти у 600 в. д, 
– на востоке – Среднесибирским плоскогорьем по долине реки Енисей, 
– на юге Западная Сибирь граничит с Казахстаном по государственной границе, 
– на севере омывается водами СЛО, Карским морем и пересекается северным полярным кругом.

Первая картосхема Западной Сибири была составлена М.И. Беловым (запись в тетради)

2ученик 1 группы рассказывает о походе Ермака в Сибирь с показом маршрута его передвижения.

Практическая работа. Учащиеся обозначают на контурной карте границы Западной Сибири.

2 группа – геоморфологи – работают по рельефу, геологическому строению, полезным ископаемымЗападной Сибири.

(Ответы учащихся) По рельефу З.Сибирь представляет плоскую, низменную равнину (Слайд из презентации). В центральной части мы видим приподнятую часть – Сибирские Увалы. Южнее расположены слабо приподнятые наклонные равнины с массой неглубоких бессточных котловин – западин. В земной коре лежит молодая платформа, которая называется Западно-Сибирская плита. Этим отличается от соседних территорий, что позволило выделить Западную Сибирь особо. Высоты в основном от 0 до 200 м над уровнем моря и имеет понижение в северную сторону. Причину особой формы рельефа мы узнали, рассматривая геологическую историю развития западной Сибири? Давайте откроем учебник (Раковская) рассмотрим рис. 89,90, с. 222-223. По рисунку видно, развивалась территория З.Сибири одинаково с Уралом до начала мезозоя, а затем она прогибалась и была морским бассейном, на дне которого горизонтально откладывались мощные толщи песчано – глинистых отложений. Кроме того, осадочный чехол настолько мощный, что неровности фундамента на поверхности не видны. Это и есть главная причина плоского рельефа равнины.

В кайнозое равнина продолжает опускаться. В четвертичный период на северную часть равнины наступает море и ледник, которые давили на земную кору, понижая ее. Реки несли воду на север, на краю ледника образовался большой водоем. Сейчас на месте водоема и лежит наша плоская Западно-Сибирская равнина.

Практическая работа. А сейчас давайте поработаем по тектонической карте России и выясним, какие же полезные ископаемые имеются на этой территории. Главные из них: газ, нефть, мирабилит (наносим на к/к)

3 группа – климатологи работает по климату Западной Сибири.

(Ответы учащихся) Климат З.Сибири – континентальный, достаточно суровый.

4 основные причины сформировали климатические условия территории: (запись в тетради)

1 причина – количество солнечной радиации, получаемое территорией;

2 причина – удаленность от Атлантического и Тихого океанов обусловила континентальность

3 причина – равнинность территории, позволяющая проникнуть воздушным массам с севера и с юга;

4 причина – горы на периферии, отгородившие З.Сибирь от атлантических и центральноазиатских воздушных масс и зимнего центра высокого давления (Азиатского максимума).

Формируются такие климатические пояса: субарктический, умеренный(запись в тетради). Посмотрим климатическую карту Западной Сибири (Слайд – климатические условия) и выясним элементы климата территории (температуру, осадки, влажность, направление ветра по сезонам года). За полярным кругом наблюдается несколько недель полярная ночь.

Итак, мы выяснили, чтона севере климат с холодной, ветреной зимой и прохладным летом, при движении с севера на юг континентальность климата возрастает. Выражается это в увеличении амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности переходных сезонов года, из-за низких температур здесь избыточное, а в южной части достаточное увлажнение и в сочетании с малыми высотами территории и слабой дренированностью приводит к сильной заболоченности – почти до70%.

4 группа – гидрологи работают по внутренним водамЗападной Сибири.

Ответы учащихся. В Западной Сибири обилие внутренних вод: это сотни тысяч медленно текущих, обширных, полноводных рек, голубых озер, болот и артезианских бассейнов.

Крупнейшими реками являются: Обь, Иртыш, Енисей, Пур, Надым, Таз, Тобол.

Озера – Чаны. Тараскуль, Кулундинское, Васюган, Убинское. (Слайд – Внутренние воды и озера Западной Сибири) (запись в тетради). Они в основном имеют весеннее половодье. Питание смешанное. Несут свои воды в СЛО. Давайте посмотрим, на какие группы можно разделить наши озера (Слайд – озера) и запишем их названия на контурных картах.

5 группа учащихся – ботаники и зоологи работали по природным зонамЗападной Сибири.

(Слайды – природные зоны, взаимозависимость природных компонентов, растительный и животный мир Западной Сибири).

При движении с севера на юг здесь отчетливо выражена широтная зональность от тундры до степей (запись в тетради). Во всех зонах значительные площади заняты болотами и озерами. Здесь нет широколиственных и смешанных хвойно-широколиственных лесов, а лесостепная зона имеет небольшую ширину, а степи представлены 3-мя островками. Самую большую площадь имеет лесная зона на подзолистых и подзолисто – глеевых почвах. Около 60% территории занимает лесоболотная зона (запись в тетради). Господствующими лесами являются темнохвойные леса из ели, пихты, кедра, лиственницы. На песках и щебнистых грунтах распространены сосновые леса. Лесостепь в основном сформировалась на лугово-черноземных почвах. Леса представлены в основном осиново-березовыми колками.

(Запись в тетрадях – словарях определения)

Степная зона сформировалась на черноземах и темно-каштановых почвах в условиях засушливого лета и продолжительной суровой зимы. В основном эта зона распахана и выращиваются культурные растения.

Заключительное слово учителя:

Итак, наши “специалисты” завершили свою часть работы, т.е. ознакомили нас с природой Западной Сибири. Мы с вами внимательно слушали их. Давайте проверим, насколько внимательны мы были на уроке, ответив на вопросы теста?

Обобщение темы урока в виде тестирования.

Тесты по теме “Западная Сибирь” (раздаточный материал)

1. Западная Сибирь по площади занимает в мире:

А) 1-е место
Б) 2-е место
В) 3-е место
Г) 4 место

2. Западная Сибирь имеет рельеф, понижающийся:

А) к северу
Б) к югу
В) к центру
Г) к западу

3. В основании Западной Сибири лежит:

А) древняя докембрийская платформа
Б) герцинская складчатость
В) молодая палеозойская плита
Г) байкальская складчатость

4. Главное богатство Западной Сибири:

А) нефть
Б) железная руда
В) газ
Г) алмазы

5. Климат западной Сибири:

А) умеренно континентальный
Б) континентальный
В) резко континентальный
Г) муссонный

6. Притоками Оби являются:

А) Надым
Б) Иртыш
В) Таз
Г) Чулым

7. Какие природные зоны пересекает река Надым

А) тундра
Б) лесостепь
В) тайга
Г) лесотундра

8.Какое растение не растет в Западной Сибири:

А) полярный мак
Б) морошка
В) ель
Г) каштан

9. Какое животное является типичным для тундры:

А) лемминг
Б) лось
В) косуля
Г) тушканчик

10. Какой природный район не имеет границы с Западной Сибирью:

А) Дальний Восток
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Пояс гор Сибири

Подведение итога урока:

“Специалисты” заслуживают сегодня хороших оценок и могут поставить оценки в дневники за то, что нам очень много полезного рассказали, а за тесты оценки узнаете на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф 38, ответить на вопросы после параграфа, дооформить к/к, подготовить сообщение о главных богатствах Западной Сибири.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн