Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока "Отмена крепостного права" по ФГОС

Фото пользователя Валентина Михайловна Соснова
Submitted by Валентина Михайловна Соснова on вс, 16/03/2014 - 13:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соснова В.М.
Место работы, должность: 

ГБОУ СОШ №775 г., учитель истории

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

организовать работу учащихся  по получению знаний проведения крестьянской реформы в России с развитием у них соответствующих УУД.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник История России:  XIX век: 8 кл./ А.Данилов, Л.Косулина – М.:Просвещение, 2009

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, экран, лист урока.

Используемые ЦОР: 

авторская презентация

Краткое описание: 
<p>Урок разработан в соответствии с требованиями деятельностного подхода по ФГОС.</p>

Этап, время

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

1.Формулировка темы.

Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с двумя цитатами: (сл.1)

1.С.В.Мироненко:

«…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в., оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть вспять».

 

2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».

Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока «Отмена крепостного права в России». (сл.2)

 

 

 

 

Читают.

 

 

 

 

 

Высказывают  предположения. Формулируют тему. Записывают.

2.Актуализация знаний.

5 мин.

 Учитель: как вы помните, в Европе к началу XIX века крепостное право почти повсеместно было ликвидировано. В Испании и Англии   процесс освобождения крестьян от личной зависимости произошёл ещё в XV в., в других странах чуть позже. Пожалуйста, ответьте на вопросы: (сл.3)

1.Что стало главной причиной поражения России в Крымской войне?

 

 

 

2.Почему в России во второй половине в. всё ещё существовало крепостное право?

3.Что такое община? Почему помещикам и государству было выгодно наличие крестьянской общины?

 

 

 

4. Почему Николай считал попытку освобождения крестьян злом? (см. цитату на сл.1)

 

 

Отвечают: (экономическая и военная отсталость, в первую очередь из-за наличия крепостного права, которое было тормозом развития экономики).

(Сопротивление дворянства).

(Объединение жителей одной деревни. Наличие круговой поруки обеспечивало сбор налогов в полном объёме).

(Приведёт к расколу общества, конфронтации).

3.Проблематизация.

Итак, ни Александр I, ни Николай I не смогли освободить крестьян от крепостной зависимости. Умирая, Николай I взял обещание со своего сына Александра, что он отменит крепостное право. Став императором, Александр II в попытке решения этого вопроса столкнулся с серьёзной проблемой: как освободить крестьян, при этом не сильно затронув интересы помещиков.   Решить эту задачу он пытался своей реформой.

 

 

 

 

 

4.  Постановка цели.

 Как вы думаете, какими путями он мог пойти? Посмотрите возможные варианты: освободить крестьян без земли, освободить крестьян с землёй без выкупа, освободить крестьян с землёй с выкупом, разрушить общину, сохранить общину.

Что мы должны сделать для того, чтобы выяснить, как Александр II справился с этой сложной задачей?

Сл.4

Так что же нам сегодня предстоит узнать?

Сформулируйте цель урока. (сл.5)

 

 

 

 

 

 

 

Как мы поймём, что достигли цели?

Да. И это сопоставление мы представим в виде таблицы: (сл.6)

крестьяне

помещики

+

-

+

-

       

 

Отвечают: узнать содержание реформы.

Формулируют и записывают: выяснить, смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.

 

Отвечают: сопоставив, какую выгоду получили от реформы крестьяне, а какую помещики.

5.Планирование.

Давайте составим план изучения содержания реформы. План можно представить в виде кластера.  Изучение каких вопросов поможет нам понять, чьи интересы учитывала реформа?

Учитель вписывает вопросы детей в кластер на доске. Затем открывает слайд 7 (по ходу можно внести изменения в кластер на слайде, если дети сформулировали иначе или предложили дополнительные вопросы).

Примерный кластер:

1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

3. Как государство компенсировало убытки помещику

4. Судьба общины

Ознакомьтесь с критериями оценивания (раздать каждому учащемуся, критерии см.ниже)

 

 

Предлагают вопросы. 

 

 

 

Записывают кластер в тетрадь.

6.Реализация плана

  Давайте выясним, как эти вопросы были решены разработчиками реформы. Прочтите п.2 пар.20 и ответьте на вопросы кластера. (Раздаёт лист урока).

Учитель при необходимости консультирует учащихся.

Просит огласить ответы.

Слушает,  просит учащихся  дополнить в случае необходимости ответы одноклассников (все с этим согласны? Иванов правильно ответил? у кого другой ответ? Иванов, ты понял, в чём твоя ошибка? Петров, ты дал исчерпывающий ответ и т.п.)

 

А теперь заполните таблицу:

крестьяне

помещики

+

-

+

-

личная свобода,

некоторые гражд.права

мало земли, долги,

сохранение барщины и оброка до полного выкупа

компенсацию в денеж. эквиваленте,

возможность ещё несколько лет эксплуатировать крестьян

получили лишь часть компенс.,т.к. многие имения заложены,

потеряли беспл.раб. силу, а по-новому вести хоз-во не умеют

Просит учащихся озвучить свои ответы, дополняет в случае необходимости и корректирует. Сл.9

Так смог ли Александр II угодить и крестьянам, и помещикам?

 

Историки называют крестьянскую реформу «палкой о двух концах». Как вы думаете, почему?

   Читают и заполняют таблицу, каждый индивидуально.

 

 

Отвечают, корректируют и дополняют ответы друг друга.

 

 

 

 

Заполняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: нет.

 

 

Предполагают: невыгодно и крестьянам, и помещикам.

7.Оценивание

 Оцените свою работу на уроке в соответствии со следующими критериями: (сл.12)

ответил на вопросы кластера

по 1б. за каждый вопрос, max. 4б.

Вопросы

все

один момент

ни одного

смог определить положительные моменты реформы для крестьян

2б.

1б.

0б.

смог определить  отрицательные моменты реформы для крестьян

2б.

1б.

0б.

смог определить положительные моменты реформы для  помещиков

2б.

1б.

0б.

смог определить  отрицательные моменты реформы для  помещиков

2б.

1б.

0б.

Отметки: (сл.13)

11-12б. – 5

  8-10б. – 4

  6-7б. – 3

  3-5б – 2

  0-2б. - 1

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывают баллы и выставляют отметку в тетрадь.

 

 

  

 8. Рефлексия.

 

 Предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям: (сл.14)

- что узнал нового,

-  что научился делать,

- определить степень своей активности,

- определить, что не удалось, не получилось, почему.

Отвечают.

9.Перспектива. Домашнее задание.

Вы помните, что в результате  аграрного переворота в Европе на смену феодальному пришёл буржуазный строй. Давайте определим, насколько идеальна была данная реформа в России с точки зрения развития буржуазных отношений. Посмотрите внимательно на заполненную вами таблицу и попробуйте ответить на следующий вопрос: (сл.10)

На конкретных фактах покажите, какие черты реформы носили буржуазный, а какие крепостнический характер.

буржуазные черты крепостнические черты
   

Просит огласить ответы, корректирует.

Итак, мы видим, что реформа имела массу недостатков: до полного выкупа сохранялась барщина, земля считалась собственностью общины. И всё же  у неё важное  значение. Попробуйте его сформулировать. (сл.11)  Это будет ваше домашнее задание. (сл.12)

 

 

 

 

 

  Отвечают.

Записывают.

Лист урока «Отмена крепостного права».

Ф.И. __________________________________________________________________________________

Задание 1.

 

Получал ли крестьянин землю?

Если да, то каков размер участка?

Условия освобождения?

Как государство возмещало убытки помещику?

Судьба общины?                                                                                                                  

Задание 2.Что в результате реформы получили:

крестьяне

помещики

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Буржуазные черты реформы

Крепостнические пережитки

 

 

 

 

 

Задание 4. Историческое значение реформы в том, что она ____________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн