Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сетевой социально значимый проект «Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом». Стефанова Л. М. Урок литературы в 7 классе "Образ бабушки в русской литературе".

Выберите действие:

Сетевой социально значимый проект «Люблю тебя, мой край родной! Семейный альбом» 

 

Конкурс методических разработок

уроков (учебных занятий) и внеклассных мероприятий

среди педагогов по теме Проекта

 

Образ бабушки в русской литературе (урок литературы в 7 классе)

 

Стефанова Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы ГВ(с)ОУ "Республиканский центр образования"

г. Сыктывкара Республики Коми

 

Цели урока:

- обобщить и дополнить представление о бабушках известных русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, В. П. Астафьева),

- показать значительную роль бабушек в формировании их характеров и становлении Пушкина, Лермонтова, Горького, Астафьева  как  поэтов и писателей;

- на примере взаимоотношений Пушкина, Лермонтова, Горького, Астафьева с их бабушками содействовать воспитанию у учащихся «чувств добрых», уважения к старшему поколению;

- способствовать пробуждению у учащихся интереса к жизни своих  бабушек, желания побольше узнать о бабушках;

- развивать устную и письменную речь учащихся, умение высказывать свои мысли.

 

Формы и методы: беседа о бабушках известных  поэтов и писателей,  чтение написанных дома мини-сочинений (творческие работы учащихся о бабушках), выразительное чтение и анализ стихотворений, словарная работа, работа по иллюстрациям к произведениям М. Горького и В. Астафьева, составление кроссворда-ассоциаций.

 

Оборудование: классная  доска, на  которой записаны  тема  урока  и эпиграфы  к  уроку, на  доске  по  ходу  урока будут  размещаться  работы  учащихся (оформленные на альбомных листах сочинения о бабушках), презентация «Образ бабушки в русской  литературе».

 

Музыкальное оформление урока:  аудиозапись песни «Бабушка» в исполнении группы «Любэ».                                                                                          

Эпиграфы  к  уроку:

До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым приятным и дорогим человеком. М. Горький. 

 

Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на свете дорогого для меня! Нет  у  меня  таких  слов, которые  бы  смогли  передать всю  мою  любовь  к  бабушке…  В. П. Астафьев.

 

Ход  урока:

1. Вступительное  слово  учителя. Я хочу рассказать вам  одну  легенду. В давние времена жила семья -100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этой семье долетела до правителя, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел  и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово: ПОНИМАНИЕ.                 

              

Именно понимания так часто не хватает нам в жизни, в семье, и помогают его найти мудрые, опытные, добрые, все понимающие и прощающие БАБУШКИ. Сегодня мы с вами будем говорить о бабушках. Запись темы урока.

 

2. Составление кроссворда-ассоциации. Какие ассоциации  у вас  возникают, когда  вы  слышите  слово БАБУШКА? Оформите их в виде кроссворда. Учащимся раздаются листы со словом  БАБУШКА. В  течение  минуты  ребята  делают  записи, кладут на  край парты.

 

3. Беседа о бабушках А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, В. П. Астафьева, об их роли в жизни поэтов и писателей, формировании их характеров. Учащиеся рассказывают, что им известно о детстве писателей и их бабушках. Учитель  дополняет  ответы  ребят.

 

Очень многие поэты, писатели в своих воспоминаниях и произведениях создали незабываемые образы своих бабушек. Давайте мы с вами вспомним замечательных бабушек  великих русских  поэтов  и  писателей. Слайд № 1.   

 

1) Демонстрируются портрет А. С. Пушкина в детстве, изображение памятника «А. С. Пушкин и бабушка», портрет няни Арины Родионовны Яковлевой. Слайд № 2 (на слайдах отсутствуют надписи, учащиеся должны догадаться, кто изображён на  портретах).

 

Кто изображён на этих портретах? Что вам известно о детстве Пушкина, о его бабушке и няне? (В жизни А.С. Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботой в отношении к Пушкину заслужили благодарную память в сердцах потомков. Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта – Арина Родионовна Яковлева.)

Рассказ  о  детстве  А. С. Пушкина, его бабушке  М. А. Ганнибал. Слайд № 3.

 

Мария Алексеевна Ганнибал жила в доме Пушкиных, заведовала хозяйством, занималась воспитанием детей, приглашала к ним учителей и сама их учила. По отзывам  современников, это была очень умная, рассудительная женщина. Когда маленькому Саше было одиноко, когда его ругали отец  и мать,  он убегал к бабушке. Здесь его никто не тревожил. Бабушке он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у неё он учился красоте и образности русской речи, от нее он узнал русскую грамоту. Мария Алексеевна была первой наставницей Пушкина в русском языке (в родительском доме разговорным языком был французский). От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том чис­ле об Арапе Петра Великого.

 

К сожалению, ни одно изображение Марии Алексеевны Ганнибал не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки.

 

Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Сон» («Наперсница волшебной старины…»).

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты  детскую качая колыбель,   

Мой юный слух напевами пленила      

И меж пелен оставила свирель,        

Которую сама заворожила. 

 

Словарная  работа. Наперсник (устар.). Любимец, пользующийся  особым  доверием  кого – либо. (Толковый  словарь  русского  языка  С. И. Ожегова  и  Н. Ю. Шведовой).

- Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

- Каким чувством проникнуты стихи?

- Попробуйте представить себе бабушку поэта. Что можно сказать о ее внешности?  Попытайтесь создать её портрет. Чем она похожа на всех бабушек? Чем отличается?

- Бабушке Пушкина  был  установлен  памятник. Рассмотрите  его  изображение. Удалось ли  скульптору  передать  отношения, которые были  между  бабушкой Марией  Алексеевной  и  внуком?

«Она-то, без со­мнения, была первою воспитательни­цею будущего поэта», -  писал А. А. Дельвиг о бабушке А. С. Пушкина. О своей бабушке Пушкин упомина­ет в «Начале биографии», ее образ находит отражение также в стихотворениях «Сон», «Моя родослов­ная», а рассказы о семейном  прошлом, которые поэт  услышал  от бабушки, отразились в романе «Арап Петра Великого».

А теперь обратимся к той женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его друзей-современников. Это Арина Родионовна Яковлева.

 

Рассказ  о  няне  Арине Родионовне. Слайд № 4.

И. С. Аксаков писал: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой, принадлежавшей деду Пушкина, Осипу Абрамовичу Ганнибалу, и бабушке Марии Алексеевне. В 1799 году, в год рождения поэта, получила вольную, но не пожелала ей воспользоваться и до конца жизни оставалась в семье Пушкиных.

Арина Родионовна была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца.

 

Ученица  читает  наизусть отрывок  из  стихотворения  «Сон» («Но детских  лет  люблю воспоминанье …») 

Но детских  лет  люблю воспоминанье …  

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало, —

Все в душу страх невольный поселяло…

 

Как  поэт  называет  няню?

 

Словарная работа.

 

«Ах! умолчу ль  о  мамушке  моей…» Мамка (устар.). Кормилица, нянька.  (Толковый  словарь  русского  языка  С. И. Ожегова  и  Н. Ю. Шведовой).

Нет в мировой литературе другой няни, чье имя так тесно бы сплеталось с именем ее питомца. Простая, неграмотная русская женщина, крепостная крестьянка стала спутницей великого русского поэта. Через всю свою жизнь пронес Пушкин нежную, трогательную любовь к своей няне Арине Родионовне. Чувство  любви  Пушкина  к  няне  звучит  в  замечательном  стихотворении «Няне».

 

Ученик  читает  наизусть  стихотворение  «Няне»:

 

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты  под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И  медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно  грудь… 

 

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- Как поэт обращается к няне?

- Почему он называет её подруга дней моих суровых? Какой факт биографии поэта нашёл отражение в стихотворении?

- Как нарисован образ няни? Есть ли в нем детали, характеризующие внешность Арины Родионовны?

- Почему няня грустит и горюет?

- Какие выразительные средства использовал  поэт  в  стихотворении?

- В каких словах особенно откровенно выражено чувство любви Пушкина к няне?

 

Общение с няней скрашивало одиночество Пушкина, ее рассказы влияли на творческие замыслы поэта. Ведь это она, Арина Родионовна, стала прототипом няни Татьяны Лариной – Филипьевны. С этой героиней мы встретимся, когда будем изучать роман в стихах «Евгений Онегин». Еще раз Пушкин вспомнит свою няню, когда будет создавать образ Орины Егоровны – няни Владимира Дубровского. Увидим мы знакомые черты и в образе няни в трагедии «Борис Годунов».

 

На долю обеих бабушек выпала счастливая судьба привить маленькому Пушкину любовь и вкус ко всему родному, русскому, когда кругом и думали, и говорили по-французски.

 

2) Демонстрируются портрет М. Ю. Лермонтова в детстве и портрет Е. А. Арсеньевой. Слайд № 5.  Кто изображён на этих портретах? Что  вам  известно о детстве М. Ю. Лермонтова?

Рассказ о детстве М. Ю. Лермонтове и его бабушке Е. А. Арсеньевой.  Слайд № 6.

Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773—1845) - бабушка Лермонтова по матери. Мама      М. Ю. Лермонтова умерла, когда Михаилу было всего лишь два года. Воспитывала Лермонтова  бабушка.

Всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела «единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения», как было сказано в ее завещании. Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. О том, как бабушка любила внука, ходили легенды: «Старушка Арсеньева боготворила  внука  своего, он остался ей в утешение и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей; не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него…» - вспоминала  Е. А. Сушкова.

При всех обстоятельствах жизни Лер­монтова в Москве и Петербурге Елизавета Алексеевна была рядом с ним, оставляя его одного лишь на корот­кое время, когда хозяйственные дела требовали ее присутствия в Тарханах.

Разлука причиняла боль обоим. «Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось...».

Сохранившиеся письма Елизаветы Алексеевны полны трогательных свидетельств ее беспредельной любви к внуку: «...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...». Она не только заботилась о мате­риальных делах Лермонтова, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардей­скому офицеру, но была в курсе и его литератур­ных дел. Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные…  Все, что до тебя касается, я неравнодушна…»

В период обеих ссылок Лермонтова на Кавказ именно Елизавета Алексеевна была самым настойчи­вым и неутомимым ходатаем перед власть имущими за опального внука. В первую очередь благодаря ее неусыпным хлопотам он вернулся с Кавказа в1837 го­ду, а в начале 1841 года, находясь во второй ссылке, получил отпуск в Петербург.

Известие о смерти внука лишила жизнь Елизаветы Алексеевны смысла. Оставшиеся силы ушли на хлопоты о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах. Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева.

М. Ю. Лермонтов не посвящал бабушке литературные произведения. Но, читая его  письма, воспоминания  его современников, мы  можем  почувствовать, какие  отношения  были  между  поэтом  и  его  бабушкой.

 

3) Демонстрация иллюстраций к произведениям М. Горького (повесть «Детство»), В. П. Астафьева (книга «Последний поклон»). Слайд № 7. Назовите произведения, к которым сделаны эти иллюстрации. Кто автор этих произведений? Рассказ о детстве М. Горького, его  бабушке  Акулине  Ивановне Кашириной. Слайд № 8.

Максим  Горький – это  псевдоним  Алексея  Максимовича  Пешкова. Как  вы  думаете, почему  писатель  взял  такой  псевдоним? (Тяжёлым и горьким было детство Алёши Пешкова. Алёша рано потерял мать, жил в семье Кашириных. Жестокость, жадность, недоверие к близким людям – таковы были жизненные  принципы деда Василия Каширина, которые приносили Алёше одни  страдания. Всё  самое светлое в его жизни  было связано с бабушкой Акулиной Ивановной. Она была удивительно талантливым человеком – кружевница, знавшая множество узоров, исполнительница народных песен, помнившая огромное количество стихов.) 

 

Работа с эпиграфом:

 

«До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым приятным и дорогим человеком». М. Горький. 

 

Повесть Горького "Детство" автобиографична. Писатель рассказал о своём детстве, о тех, кто окружал его, и, конечно, о  своей бабушке.  М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно любовь к миру, бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы. И спасибо  судьбе, что была у него такая замечательная бабушка – Акулина Ивановна Каширина.

 

4)  Рассказ о детстве В. П. Астафьева и его  бабушке  К. П.  Потолицыной. Слайд № 9.

Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее),  жизнь с отцом и мачехой не сложилась. И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о своём детстве, о родном селе, о его обитателях, о дедушке и бабушке, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Через всю книгу проходит любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны Потолицыной. Ей, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь благодарно кланяется  В. П. Астафьев.

 

Работа с эпиграфом:

«Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на свете дорогого для меня! Нет  у  меня  таких  слов, которые  бы  смогли  передать всю  мою  любовь  к  бабушке… »  В. П. Астафьев.

 

4. Ребята, мы с вами вспомнили бабушек А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,  М. Горького, В. П. Астафьева. Что объединяет рассказы внуков о своих бабушках? Какую роль сыграли бабушки в жизни своих внучат? Сделайте выводы, закончив  высказывания. Учащиеся читают получившиеся предложения, записывают их в  тетрадь. Слайд № 10.

1) Детство — важная пора для каждого че­ловека. Это пора становления его как личности. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

2) Мария Алексеевна, Арина Родионовна, Елизавета Алексеевна, Акулина Ивановна, Катерина Петровна – замечательные бабушки, которые оказали огромное влияние на формирование характеров своих внуков.

3) В своих воспоминаниях и произведениях Пушкин, Лермонтов, Горький, Астафьев с благодарностью вспоминают о своих бабушках. И, может быть, если бы не удивительные бабушки, то не было бы таких гениев русской литературы, как  А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев. Слайд № 11.

 

Вот так искренно рассказали о своих бабушках известные русские писатели. Я знаю, что вы, ребята, тоже подготовили рассказы, мини-сочинения о своих бабушках. Давайте послушаем ваши рассказы.

5. Чтение учащимися сочинений о бабушках (работы оформлены на  отдельных листах с фотографиями и рисунками – портретами бабушек). Учащиеся  читают  сочинения. Творческие работы  учащихся помещаются  на  доске. После урока была создана  презентация  творческих  работ  учащихся  «Бабушка  любимая  моя…»

 

Творческие работы учащихся

View more presentations or Upload your own.

6. Ребята! Мы рассказали о своих  бабушках. Давайте сейчас мы  с вами  попробуем создать коллективный портрет «нашей» бабушки. Давайте  посмотрим, какие ассоциации мы записали в начале урока. Учащиеся читают полученные записи. Ассоциации помещаются на доске, создаётся  обобщённый  портрет. Сопоставьте записанные слова с образами бабушек, о  которых мы с  вами  говорили  на  уроке.  Что  вы  заметили  общее?

 

Учащиеся составляют кроссворды–ассоциации:

 

 

 

7. Заключительное слово учителя. В жизни часто мы поражаемся тому, сколько энергии у  наших бабушек, всё они успевают, всё умеют, как терпеливы они порой бывают к нам, насколько бесконечна их любовь и доброта. Наши бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выпало на их долю. Их жизнь чем-то интересна и поучительна для нас. Постарайтесь узнать о своих  бабушках как можно больше, чаще прислушивайтесь к их советам. Наши бабушки уже не молоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать во всем.

 

Звучит  песня  «Бабушка»  в  исполнении  «Любэ».

 

8. Подведение итогов урока. Оценка работы  учащихся  на уроке.

 

Слайд 12. Ссылки на использованные изображения.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
ОБРАЗ БАБУШКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.ppt 3.09 MB
Стефанова Л. М. Образ бабушки в русской литературе..doc 115.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Анатольевна Кисина

На: Сетевой социально значимый проект «Люблю тебя, мой край родн


Лариса Михайловна! Замечательная идея, прекрасное исполнение. Постараюсь провести такой урок в своем 7б.




Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова

На: Сетевой социально значимый проект «Люблю тебя, мой край родн


Наталья Анатольевна! Рада, что Вас заинтересовал представленный ресурс. Спасибо за комментарий. 

С уважением, Лариса Михайловна.



МНЛ Саратовского муниципального района

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн