- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. Оглянитесь и подарите улыбку и радость нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе! Мы спокойны, добры и приветливы. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
Актуализация знаний.
1) Устный опрос:
-Что вы видите на слайде? - слайд 2.
-Какие фигуры лишние? Почему?
-Назовите оставшиеся фигуры? - слайд 3.
-Чем они отличаются?
-Назовите каждую фигуру.
-Приведите примеры предметов, похожих на эти объемные тела.
-Какую объемную фигуру нельзя назвать конкретно? Почему?
-Чем же отличаются изображения плоских и объемных фигур? Сделайте вывод.
-Какие приемы используют художники для изображения объемных тел? А математики? - слайд 4
-Что общего у этих объемных тел? Какие элементы есть у них? - слайд 5
-Как называется поверхность этих фигур?
-Кто знает, как называются такие объемные тела?
2)Постановка темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чем же сегодня мы на уроке будем вести речь?
-С какой наукой связана тема нашего урока?
-А что же изучает геометрия?
-Ведь геометрия — это точная наука, зачем нам ее изучать? Связана ли она с жизнью, чему она учит, что развивает? На эти вопросы вы ответите в конце урока.
3) Занимательные устные геометрические задачи:
- Незнайка пришел в гости к Знайке (слайд 6) и сел на стул под стеклянной полочкой. Он поднял голову и увидел такую картину: слайд 7.
На вопрос Незнайки «Что это?» Знайка ответил, что на полочке стоят кубики, конусы и цилиндры. Помогите определить, на каком месте стоят кубики, конусы и цилиндры.
- Какой вывод можно сделать?
-Представьте, что вот этот инопланетянин (слайд 8) сверху смотрит на эти объемные тела ( слайд 9). Он говорит, что видит красный круг. Какие фигуры могут быть красного цвета?
-Теперь он видит зеленый четырехугольник. Какие фигуры могут быть зеленого цвета?
-Инопланетянин видит синий треугольник. Какие фигуры могут быть синего цвета?
4) Самостоятельная работа -раздатка №1 (розового цвета).
- Задания, которые вы будете сейчас выполнять, различные.
Первый ряд проведет недостающие невидимые линии.
Второй ряд заштрихует видимую грань, на которой сидит жук.
Третий ряд заштрихует невидимую грань, на которой сидит жук.
У доски один ученик устанавливает соответствие между объемным телом и плоской фигурой, второй ученик проводит невидимые линии, чтобы получились различные виды пирамид и заштриховывает основания.
Проверка самостоятельной работы.
3. Создание проблемной ситуации.
1) Практическая работа.
- У вас на партах объемные тела. Распределите их на группы по какому-либо признаку. Работаем по парам. Каждая пара высказывает свои версии. Какой вывод? По каким признакам можно классифицировать фигуры? А с точки зрения геометрии?
2) Исследовательская деятельность.
- Предлагаю исследовать свойства объемных тел. Для этого рассмотрите, выявите характерные особенности фигуры и заполните раздатку №2(желтого цвета).
1 вариант изучает цилиндр,
2 вариант — конус,
3 вариант — шар,
4 вариант — параллелепипед,
5 вариант — пирамиду,
6 вариант — призму.
- Каковы же результаты ваших исследований? (дети отвечают, я добавляю).
3) Игра «Волшебный мешочек»
-Я достаю объемное тело из мешочка и описываю его, вы угадываете.-
4) Эксперимент.
-Что общего у конуса, цилиндра и шара?
-Как вы думаете, какую тень отбрасывает каждая из этих фигур?
-Предлагаю провести эксперимент. Мы сейчас проверим на практике. (С помощью лампы наблюдаем за тенью).
-Может быть кто-то догадывается, как они получились? У вас на столе лежат геометрические фигуры, которые помогут вам.
-Каким способом они образовались?
-Проведем еще один эксперимент. Вращаем плоские фигуры, прикрепленные к оси.
-Как же можно назвать шар, цилиндр и конус одним словом? (Слайд 10).
-А теперь можно вернуться к заданию на соответствие. Может быть у вас появились новые версии решения этого задания?
-Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)
-А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.
-Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.
-Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Устная работа.
-Ребята, оглянитесь вокруг, в окружающем нас мире есть ли предметы, которые напоминают нам геометрические фигуры и тела? Назовите их.
2)Творческая работа.
-Предлагаю выполнить творческую работу. Опишите архитектурные сооружения, но не с точки зрения художников и архитекторов, а с высоты взгляда математика, геометра. На раздатках №3(белого цвета) запишите геометрические тела, входящие в состав здания.
5. Рефлексия деятельности.
Просмотр видеофильма.
- Предлагаю закончить предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что....
- Мне на нашем уроке очень понравилось...
- У меня сегодня очень хорошо получалось...
- Я был удивлен тем, что...
- Ребята! В заключение я хочу сказать вам, что открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам удивительный, волшебный предмет – геометрия.