Статья "Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования".
Размещено: Александр Юльевич Рыкалин - пт, 14/03/2014 - 17:16
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Использование активных форм проведения занятий
с воспитанниками в системе дополнительного образования.
Рыкалин А.Ю. , педагог дополнительного образования.
Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.
Используя на занятиях определенной формы активные методы, я добиваюсь значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. При этом сама форма занятий приобретает активный характер.
Почему я отдаю предпочтение активным формам проведения занятий? Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:
- добывание и применение знаний носят поисковый характер;
- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;
- предполагается совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения;
- включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим преимущества активных форм проведения занятий.
Моделирование учебных ситуаций.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Свою роль я свожу не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.
Проектируя учебные ситуации я учитываю , что они строятся с учетом:
- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
- специфики занятия;
- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).
Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих умений;
- формирование у детей умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания занятия в контекст решения значимых жизненных задач.
Совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения.
Организация совместной деятельности воспитанников не должна являться самоцелью, она лишь способствует реализации образовательного и воспитательного потенциала занятия. Для этого я, как педагог, выполняю такие действия:
- обоснованно отбираю формы и содержание совместной деятельности детей разновозрастных групп, подбираю средства и способы, которые будут стимулировать их совместную работу;
- объясняю детям важность совместного занятия, указывая на полезность данной работы для каждого;
- помогаю каждому освоить цель занятия и найти в ней смысл для себя конкретно;
- использую разные методы и формы взаимодействия старше и младшеклассников, при этом учитываю опыт их взаимодействия во внеучебной деятельности;
- четко определяю содержание деятельности, роли и функции младших и старших на каждом этапе занятия;
- обеспечиваю динамику качественного и количественного состава микрогрупп, смену ролевых позиций.
Очень важно стимулировать взаимодействия детей.
Различными способами организации и стимулирования взаимодействия детей разного возраста могут выступать:
- постановка общей задачи или проблемы, которая будет доступной и привлекательной для всех;
- формирование разновозрастных групп, которые будут выполнять решение общей задачи или ее части, выполнять творческие задания и при подготовке, и при проведении урока;
- включение исследовательских заданий, организации ситуации поиска;
- совместное обсуждение результатов решения задачи, проведение соревнований и конкурсов, игровая, проектная и театрализованная деятельность.
Включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.
Включению детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности придаю очень важное значение. Это позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком своей роли в конкретной учебной ситуации, что обеспечивает более успешную социализацию ребенка, помогает ему ощутить свои конкурентные преимущества, формирует более устойчивый характер, уверенность в своих действиях.
Одним из современных направлений развития активного обучения является также интерактивное обучение. В своей практике я активно использую данную форму. Выполняя функции организатора и помощника, я стремлюсь к тому, чтобы коллективное обучение в маленьких группах стало основной формой организации занятия. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют детям вступать в «живой» интерактивный диалог. А это позволяет мне вести непрерывное диалоговое взаимо-действие с детьми, помогает управлять ходом занятия, регулировать скорость усвоения материала.
Использование активных форм обучения на занятиях позволяет мне сделать их интересными, более продуктивными. Я отмечаю повышение мотивации у детей, отсутствие конфликтных ситуаций на занятиях, большую заинтересованность родителей тем, чем занимаются их дети. А это самое главное для педагога.