Конкурс методических разработок уроков (учебных занятий).
Урок ОРКСЭ. Тема урока: "Моя родословная"
Кошель Ирина Владимировна, учитель основ религиозных культур и светской этики.(ОРКСЭ)
МБОУ "Новопесчанская С(п)ОШ"
Урок для учащихся 4 класса.
Цель:
составить родословную своей семьи, история семьи являются частью
истории страны.
Задачи:
- Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.
- Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
- Учить составлять первую ступень родословного древа.
- Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Детям предлагается разгадать ребус: 7 я
- Подумайте и предположите, что мы будем говорить о семье.
(Дети делают предположения)
- Сегодня вы будете учиться составлять родословную своей семьи, но сначала поговорим о семье.
3. Работа по теме урока.
а) Семья - что это такое?
- Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)
- Рассмотрите схему - объяснение понятия "семья". (Рассматривают схему и объясняют.)
Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки - это ваша семья.
б) Что такое родословная?
- У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу.
А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе?
Это всё из истории твоей семьи.
В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Семейная история, по-другому, родословная.
Родословная - слово о роде.
Род - все родственники, которые имеют общего предка.
Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.
Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название "генеалогическая таблица", или "генеалогическое древо".
Генеалогия - наука о родословной человека.
в) Для чего люди составляют родословные?
- А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?
Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо.
Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции.
Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.
г) Как составляется родословная?
Сейчас мы с вами прочитаем статью профессора Л.Аннинского о том, как он составлял родословную своей семьи. (Дети читают статью по абзацам)
Л.Аннинский пишет:
"Летом 1969 года я взял отпуск...
Вернувшись, я почувствовал непонятно откуда возникшую во мне решимость...нет, даже не "решение", а изумлённый вопрос: как же я до сих пор не написал родословия?!
Идея эта, надо сказать, жила во мне давно, с детства. Отец ещё до войны говаривал, что дед "что-то написал о нашем роде"(...) В начале 60-х годов, от родственников, из каких-то семейных сундуков, "приплыла" ко мне пожелтевшая общая тетрадь, исписанная косым учительским почерком. На обложке было выведено: "Иван Васильевич Иванов. Мои предки". Это была та самая "книга", которую дед, отставленный от жизни и умиравшей от туберкулёза, размножал от руки, целясь на 6 копий: четырём сынам и двум дочкам...(...) Я позвонил матери и двум тёткам. Те даже не удивились: пришли и сели рассказывать.
Когда год спустя я закончил материнскую часть, я знал о моём отце столько, сколько вряд ли узнал бы, будь он жив.
Следующие 4 года я разбирал и описывал его архив. Любившие его женщины сохранили всё до клочка: письма, дневники, конспекты, случайные записочки…Кроме того, огромное количество всевозможных справок, актов, рапортов и ругательств. Я не обронил ни строчки, всё систематизировал и прокомментировал. И ещё – подвёл под эти документы, так сказать, беллетристический базис – врастил тексты в жизнеописание отца, составленное мной по расспросам.
Я кончил работу в 1976 году: к трём “материнским” томам прибавилось семь “отцовских”.
Всё это было отксерокопировано в трёх экземплярах (по числу моих дочерей), снабжено фоторепродукциями из семейного архива и переплетено у лучших мастеров – с золотым тиснёным “древом” на обложке (эмблему я придумал специально для моего родословия).
По ходу дела всплыли кое-какие исторические фигуры и соответствующие бумаги. Например, письмо и две телеграммы Сергея Эйзенштейна, посланные моему отцу, когда тот работал в дирекции “Мосфильм”, а Эйзенштейн в Средней Азии пробовал снимать “Большой Ферганский канал”. Ещё кое-какие тексты и подробности из жизни “китов” тогдашней литературы и кино.
Но дело не в исторических фигурах. Дело в передаваемом ощущении, что я положил камень в фундамент семейной, а значит – народной, а значит – и “мировой” памяти, и камень лёг”.
Вопросы по тексту (задаются после прочтения каждого абзаца):
- Какой вопрос возник у автора статьи?
- Как долго жила у него эта идея?
- Почему ему хотелось написать своё родословие?
- Что досталось ему от деда?
- Как выглядела дошедшая до него “книга”?
-Легко ли деду было писать? Почему вы так думаете?
- Сколько копий написал дед?
- Для чего он написал 6 копий?
- С чего начал написание родословной Аннинский?
- Сколько времени он затратил на написание материнской части?
- Что делал он следующие четыре года?
- Почему это тоже было важно?
- В каком году он закончил написание родословной?
- Сколько лет ему потребовалось для этого?
- Какой был следующий шаг?
- Как вы понимаете слова “…я положил камень в фундамент семейной, а значит – и “мировой” памяти, и камень этот лёг”.
- Да, действительно, каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет собственную историю. Значит, история семьи является частью истории страны.
- Легко ли составить родословную своей семьи? (отвечают на вопросы).
(Далее детям предлагается рассмотреть схематичное изображение родословного древа.)
-Это очень трудно. Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.
1.Начинаем с себя: полное имя, фамилия дата, место рождения, место жительства;
2. Ваши родители (мама и папа);
3. Ваши дедушка и бабушка, т.е. родители ваших родителей (со стороны мамы и папы).
Дома, вместе с родителями , дедушками, бабушками, попробуйте составить родословное древо, до такого поколении, какого вспомните.
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи?
Представление работ учащимися
|