Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебная сессия Неформального образования (Академия гражданского образования «Haus am Mauiberg» (Германия) и Молодёжного Агентства «Интерактив» (Россия, Ярославль))

Как порождать смыслы на языке будущего? или Учебная сессия Академии гражданского образования «Haus am Mauiberg» (Германия) и Молодёжного Агентства «Интерактив» (Россия, Ярославль)

Признать в каждом молодом человеке искру поиска значения В. Франкл, 1972 г.

Чтобы смысл вышел из тартара на свет, его необходимо выносить, затем через боль дать жизнь в крике первого «я», в первом свободном глотке кислорода, в состоянии, когда он еще не подвергнут пеленанию в оттенки чужих значений, не сведен к общему контексту и знаменателю. Смысл созревает вулканом и «выбулькивается» наружу, заливает лавой очередные Помпеи и остается остывать веками цитат, ссылок, сносок. А можно ли создать заведомо искусственную – учебную ситуацию «порождения Смысла», «извержения вулкана Идеи», можно ли распахнуть грудную клетку навстречу Свободе, Справедливости, Общежитию? Оказывается, в лоне неформального образования выносить такую программу реально, что подтвердила состоявшаяся 17-19 февраля 2014 года учебная сессия Академии гражданского образования «Haus am Mauiberg» (Германия) и Молодёжного Агентства «Интерактив» (Россия, Ярославль).

Симптомы неформального образования проявились сразу. Аудитория Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского собрала в общий круг старшеклассника и доктора наук, студента и фрилансера, специалистов образовательных организаций дополнительного образования детей, центров повышения квалификации и методической поддержки работников образования. Скрестились шпаги сторонников формального и неформального образования, тех, кто формирует способность стать кем-то, делать что-то, и тех, кто запускает режим жизнетворчества, позволяет быть собой в отражениях альтернативных решений, учит отстаивать позиции, всматриваясь, прислушиваясь к происходящему вокруг и внутри себя.

 Сразу в бурю практики! Классические техники неформального образования (такие как «bingo!»; модераторы Штефан Швирен и Михаил Жуков) сняли верхний слой скепсиса и засеяли семенами значений: «образовывать в диалоге», «смыслы цепляют друг друга, накапливаясь и уплотняясь», «то, что затрагивает сокровенное, личностное можно бережно вынести наружу и показать с балкона умиленной публике и так же бережно спрятать от жадных до сенсаций глаз», «провоцировать на высказывание и выслушивать до конца», «снимать психологические зажимы, стереотипы мини-испытаниями», «создавать зоны комфорта и дискомфорта», etc. 

Важный момент. Смыслы, проговариваемые на трех языках, через вольные и невольные искажения перевода, в условиях разных культурных контекстов, оказывались общечеловеческими и рифмовались.

Доктор Манфред Витмайер (университет им. Гете) финализировал происходящее точечными и точными характеристиками неформального образования: «переживания детей и молодежи в отношении будущего как источник и двигательная сила неформального образования», «включение в индивидуальный поиск смыслов», «мотивация и готовность что-то изменить в происходящем, самом себе, среде проживания, мире», «учет интересов каждого», «все равны», «нет обязательной программы», «профессор может взять урок у своего студента, через минуту вернуть себе статус и снова быть готовым «впустить в себя новое» через комментарий третьего лица».

Мы пощупали идеи «как управлять собой в условиях изменений», «как вести себя в другой, альтернативной среде», «как быть с другими людьми», «как быть успешным», «как построить будущее».

В «Сессии…» удалось прочувствовать (модератор: Ханне Кляйнемас) как событийно устроено занятие неформального образования по теме «Экстремизм», насколько меняется его темп, сжимаются и разжимаются пружины центральных мыслей содержания: «крайняя точка зрения ведет к саморазрушению», «центрирование на индивиде, нации, стране формирует искаженный образ действия и мышления», «корни нацизма в чувстве уязвленности, в униженном самолюбии, в комплексе «гадкого утенка»»; насколько заданная тема обрастает вариациями личных примеров, случаев, рефлексивных комментариев.

Мы зафиксировали ключевые для развития неформального образования «точки прорыва».

Конечно, формальное образование позволяет обеспечивать «воспроизводство культурной матрицы»… сертифицировать, устанавливать уровень квалификации, укладывать в прокрустово ложе стандартизированных образов. Всегда будут  востребованы позиции и способности солдат, священников, адвокатов, учителей. Здесь останутся образовательные организации, дающие опыт проб этих функций, гарантирующие освоение позиций и ролей. Отсюда – рейтинги, конкурсы, селекция. Отсюда вкус крови естественного отбора хищников и их жертв.

Другое – вхождение в новый образ жизни. Другое – работающий социальный лифт. Это и сбережение культурной энергии: хранение ценностей и целых семантических полей (например, «толерантность для всех»). Это и отстаивание стержневых личностных идеалов: «Даже в скорлупе ореха и чувствую себя свободным» (У. Шекспир «Гамлет») или «Я всегда был идеалистом» (Г.П. Щедровицкий). Это зоны дискомфорта как новый виток жизнестроительства. Это настройка себя в зеркале личных и «чужих» смыслов. Это отношения близости и удаленности, обозначение границ в стремлении их разорвать, найти близких по крови и духу людей, разделить боль, услышать, увидеть, почувствовать…

Еще это «образовательный драйв» ювенильного моря, готовность взрослых «признать в каждом молодом человеке искру поиска значения» (В. Франкл), дать шанс переоткрыть вселенную, изобрести велосипед или хотя бы новую форму его руля.

Такое образование будет входить в российский контекст «в преодолении…» наталкиваться на бетонные стены.

Какой смысл выявлять причины, «доходить до самой сути» вещей в стране, где деньги платят за скольжение по поверхности и демонстрацию «общих мест», а любые разрывы маскируются от «глаз начальства» в рамках стратегии «авось пронесет»? Текст страха в рекордные сроки накладывается на текст равнодушия. Человек, который в вузе был готов изменить мир, сводит сам себя к заложникам обстоятельств, плохой медицины, отсутствию социальных гарантий. Бывший директор демократического по крови и духу учреждения в кресле чиновника мгновенно перерождается в существо, напоминающее бабочку-однодневку со всей ежечасно проявляющейся и тут же куда-то растрачивающейся энергией, ответственностью, снимаемой как ночной колпак, стремлением к преобразованиям в кулуарах или курительной. Власть препятствует гражданским инициативам? Не пущают куда-то? Запретительствуют? А может, и хорошо… Поскольку это Вы не готовы биться и отстаивать свои приоритеты, собирать тех, кто готов вместе с Вами искать и находить, «не отступать и не сдаваться», работать не за «откат или процент», а потому что… «А для чего иначе все?». Все-то мешает нам состояться и реализовать потенциал. Залежи человеческого капитала гниют и повсеместно дурно пахнут. Кто-то, конечно, пытается сыграть в носителя какой-то системной идеи. Оформить секту имени себя и «продать» им парочку горячих смыслов существования. Жаль, что зачастую апостолу не хватает последовательности, он начинает путаться в показаниях, утрачивает интерес к адептам… потихоньку сходит на «нет». Глядь, через некоторое время уже формирует контент по альтернативной идее. Общий фон: автор умер, читатели и почитатели пытаются надеть его маски и поиграть… в высказывание и многозначное молчание, в паузы и комментарии к мало значимой, но позволяющей скоротать часок-другой теме.

Хватит ли нашим авторам мужества заявлять в качестве образовательных инициатив темы «борьбы с экстремизмом», «приятия меньшинств», «социального неравнодушия», etc.? Хватит ли сил и желания обсуждать с детьми и молодежью проекты не для «самолюбования», а для формирования детско-взрослых со-обществ, социальных групп, которые окажутся готовыми не только сотрясать воздух либеральными лозунгами, но и станут хозяевами и творцами открытого пространства, где хочется жить и дышать… эмоционально и рационально, осмысленно и деятельно, вдохновенно, для себя и других?

Прикрепленный файл Size
Школа ценностей.doc 59 KB

»  Размещено в сообществах:   
Инновационные практики неформального образования в Ярославской области

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн