Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



знаешь ли ты культуру своего края?

Размещено: Татьяна Павловна Горшкова - вт, 04/03/2014 - 14:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горшкова Татьяна Павловна
Место работы, должность: 

ГБОУ РМЭ "Школа-интернат среднего (общего) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска", учитель

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

Образовательная: 

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  •  ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая: способствовать развитию общих компетенций - организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
910
Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийное оборудование,  печатные материалы.

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p>Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.</p> <p>Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере &ndash; это достижения всей нашей страны.</p>

Информационно-познавательное мероприятие

«Знаешь ли ты культуру родного края?

(посвящено Году культуры в России)

 

Цели мероприятия:

Образовательная: 

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  •  ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая: способствовать развитию общих компетенций - организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Методы урока: проблемный метод, метод проекта, информационно-коммуникационный метод.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, печатные материалы.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на информационно-познавательную программу «Знаешь ли ты культуру родного края?».

 

  • Скажите, пожалуйста, а почему именно эта тема особенно актуальна нынче. (Потому что Президентом России В.Путиным 2014 год объявлен годом культуры в России)

 

  • А что такое культура? (дети работают со словарем С.Ожегова) Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь русского языка С.Ожегова)

Россия - многонациональное государство, на её территории проживают представители более 150-ти этносов, культуры которых не могут развиваться изолированно.

  • А что значит Российская культура? (Это культура всех народов, проживающих на территории России)

Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.

Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере – это достижения всей нашей страны.

Хорошо ли мы знаем культуру своего народа? Давайте рассмотрим, как развивалась культура нашего народа.

  1. Истоки марийской культуры

Истоки марийской культуры обусловлены особенностями материальной и духовной жизни первобытных племен. Прежде всего, в своей основе это – культура жителей лесной зоны. Не только занятия и связанные с ними орудия труда и предметы материальной культуры, но и весь мир образных представлений древних марийцев, их традиции были связаны с лесом, его обитателями.

Вплоть до 18 века народная крестьянская культура марийцев носила традиционный характер. Из поколения в поколение в марийских крестьянских семьях и общинах передавались умения возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу.

2. Крупные вехи в развитии культуры марийского народа

  1. Крупной вехой в культурном развитии марийцев в 18 веке стало возникновение письменности и грамотности. Марийская письменность, основанная на русской графике, возникла в 1775 году. Именно в этом году Российская Академия наук издала в Петербурге «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка».
  2. В 18 веке были сделаны первые шаги в распространении грамотности и церковного школьного образования среди марийцев. В Царевококшайске была открыта Новокрещенская школа, в которой обучалось 50 мальчиков из марийских семей.
  3.  1821 год - открытие в селе Морки первой сельской марийской школы.
  4.  1822 год - открытие в селе малый Сундырь Козьмодемьянского уезда церковно-приходского училища.
  5. 1867 год – издание первого марийского букваря.
  6. 1892 год ­­- на выставке в Колумбии, марийские вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.

В.Колумб «Рождение марийской вышивки»

Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!"

  1. 1905 год – появление первого произведения марийской литературы – стихотворения С.Г.Чавайна «Оты».

Чтение стихотворения С.Чавайна «Оты» («Роща»)

  1. 1907-1913 годы – издание ежегодника «Марла календарь»
  2. 1915 год – начало издания первой марийской газеты «Война увер»
  3. 1919 год – основание марийского передвижного театра
  4. 1925 год – создание Марийского книжного издательства
  5. 1930 год – открытие Марийского научно-исследовательского института.
  6. 1931 год – открытие первого высшего учебного заведения – Марийского педагогического института.
  7. 1932 год – поэт-киноактер Йыван Кырля сыграл роль Мустафы в первом советском звуковом кинофильме «Путёвка в жизнь».
  8. 1923 год – хор под руководством Ивана Степановича Ключникова-Палантая выступил на первой Всесоюзной олимпиаде хоров в Москве и занял второе место.
  9. Крупным деятелем художественной культуры начала 20 века стал художник А.В.Григорьев. Он не только создавал свои произведения, но и руководил Ассоциацией художников революционной России и Союзом художников, работая старшим инспектором по изобразительному искусству в Наркомпросе РСФСР.
  10. 1960 год – открытие Йошкар-Олинского телецентра.
  11. 1963 год – постановка первой марийской оперы «Акпатыр»
  12. 1973 год – постановка первого марийского балета «Лесная легенда»
  13. 1990 год – организация движения «Марий ушем», задачей которого было сохранение и возрождение родного языка, национальной культуры марийцев.
  14. В ноябре 1990 года был образован Фонд развития культур финно-угорских народов. По его инициативе с 1991 года стали проводиться фестивали фольклора, фестивали телевизионных программ, театральный фестиваль «Маятул», научные конференции
  15. В марийской культуре в конце 20 - начале 21 века произошли значительные изменения.
  • В настоящее время в республике существуют 6 театров: Марийский национальный театр драмы им.Шкетана, Академический русский театр им.Г.Константинова, театр оперы и балета им.Э.Сапаева, театр юного зрителя, кукольный театр, Республиканский горномарийский театр.
  • Функционируют несколько музеев: Национальный музей им.Т.Евсеева, музей истории города Йошкар-Олы, 5 музеев в г.Козьмодемьянске: художественно-исторический музей им.А.Григорьева, этнографический музей под открытым небом, музей купеческого быта, музей сатиры и юмора им.О.Бендера, музей Горномарийского района. Открыты дома-музеи .
  • Стали издаваться на марийском языке газеты «Кугарня», «Жера», «Йамды ли», горномарийский журнал «У сем»
  • В целях развития духовной культуры марийцев на территории республики восстанавливаются храмы, возобновляются языческие моления.

В настоящее время правительство Республики Марий Эл уделяет большое внимание развитию культуры. Перед нами стоит большая задача – сохранить свой язык и свою национальную культуру. А самое главное в том, что мы осознаем всё отчетливее: сказочная «Живая вода», которая может спасти нас, в наших собственных руках, внутри нас самих. Развивая современную культуру, мы вносим значительный вклад в развитие культуры всей страны и в частности мировой культуры.

 

Итак, начинаем нашу игру. В зале присутствуют 4 команды. Команды пока не знают название своей команды. У каждой команды в конвертах есть буквы. Из данных букв сложить слово и назвать название команды:

їмїр, шївїр, кірш, гармонь)

Что обозначают эти слова?  (музыкальные инструменты)

 

Далее игра проводится в форме «Своя игра». (Работа по презентации) Детям предлагается 4 категории по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос имеет определенное количество баллов. Каждая команда по очереди выбирают категорию и вопрос с определенным количеством баллов. Если команда правильно отвечает на вопрос, баллы присуждаются команде, а если не отвечает, то баллы присуждаются той команде, которая ответила правильно.

 

Категории

Музыкальная культура и изобразительное искусство

1. 5 б.- Ученик Ивана Степановича Ключникова-Палантая, организатор марийской хоровой капеллы.  (Алексей Искандарович Искандаров)

2. 10 б. – Выдающийся композитор 20 века, президент Авторского Совета Российского авторского общества, Народный артист СССР, Почётный профессор Московской консерватории, Почетный гражданин г.Козьмодемьянска. Его имя носит школа-искусств г. Козьмодемьянска.  (Андрей Яковлевич Эшпай)

3. 15 б. Назовите первую женщину-художницу из мари.  (Елизавета Атлашкина)

4. 20 б. – Мастер акварели. Живописец. Родился 5 августа 1967 года в деревне Морозкино Горномарийского района. Окончил Йошкар-Олинское художественное училище, Московский государственный академический институт им. В.И.Сурикова. Активный участник московской галереи «Золотой Плёс».  (Сергей Алдушкин)

 

Литература и театр

1. 5 б. – Родился в д.Чаломкино Горномарийского района. Автор первого романа на марийском языке.  (Никон Васильевич Игнатьев)

2. 10 б. – Кто был первым режиссером театра из мари? (Алексей Маюк-Егоров)

3. 15 б. – Из какого произведения эти строки и кто автор?

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно

Писать вы

Научились так недавно

А вышивать умели

Так давно.    (Валентин Колумб «Рождение марийской вышивки»)

4. 20 б. - Талантливый артист, режиссер, пробовал себя и в роли драматурга.

Со студенческих лет снимается в кино. Он снялся в 9 фильмах у таких признанных мастеров российского кино, как Э. Климов, А. Рогожкин, А. Рыбарев, А. Терман и других. Зрительскую известность актеру принесла роль прокурора в комедии А. Рогожкина «Особенности национальной рыбалки» (1996).  (Василий Валерианович Домрачев)

 

Материальная и духовная культура

1. 5 б. -  Какая церковь находится по ул.Советской г.Козьмодемьянска? (Смоленский собор)

2. 10 б. – Как называются головные уборы у женщин?  (Шарпан, нашмак, шымакш, сорока)

3. 15 б. – Назовите объект современной архитектуры, изображенный на фотографии.  (Царевококшайский Кремль)

4. 20 б. -  Назовите марийскую традиционную религию, священное место молений, основной ритуал молений и кто стоит во главе молений?  (Язычество, кусото, жертвоприношение, карт)

Наука и образование

1. 5б – Кто из марийцев является первым академиком в области сельского хозяйства?   (Василий Петрович Мосолов)

2. 10 б. – Первый ученый, фольклорист, в литературе известен под псевдонимом Упымарий. Его имя носит Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории. (Валериан Михайлович Васильев)

3. 15 б. – Наша землячка, доктор филологических наук, автор горномарийского словаря. Благодаря ее содействию горномарийский язык стал государственным языком Республики Марий Эл (Лидия Петровна Васикова)

4.  20 б. – Кто является Министром культуры и печати по делам национальностей Республики Марий Эл?  (Васютин М.З)

Приложение: Знаешь ли ты культуру своего края.pptx

Прикрепленный файл Размер
знаешь ли ты культуру своего края.pptx 9.5 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн