Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метод проектов, как способ активизации познавательной деятельности школьников во внеурочной деятельности, в рамках английского языка.

Вдовина Е.Г.,

учитель иностранных языков, МБОУ СОШ № 8, г. Петровск.

Метод проектов, как способ активизации познавательной деятельности школьников во внеурочной деятельности, в рамках английского языка.

       Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны. Шепелева В.И. определяет внеклассную работу по иностранному языку как «систему неоднородных по смыслу, назначению и методики проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ». Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является: источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия, помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте http://festival.1september.ru, разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку), источник идей и вдохновения. Во внеклассной работе мной используются такие ЦОР, как мультимедийные презентации, игры по страноведению, защиту рефератов, тестирующие программы. Однако, одним из самых эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочной работе по иностранному языку, по-прежнему остается метод проектов, основанный на технологии проблемного обучения.

       Согласно энциклопедическому словарю, проект от латинского “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В России данный метод получил распространение почти в то же время, в начале XX-го века. Однако, широкого распространения не получил и был вновь принят в употребление лишь в 90-х годах. Сегодня как за границей, так и в России метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, с какой целью я это познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. В настоящее время, когда на смену авторитарной педагогике приходят личностно-ориентированные технологии, метод проектов вновь актуален и востребован. Он развивает интеллект ученика, его творческие способности и самостоятельность. Известно, что интеллект предусматривает триаду умений: планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности. Именно эти умения лежат в основе применения проектного метода, который рассчитан на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает владение определенными умениями: анализа, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т. д. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то он предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Таким образом, учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

        Проекты можно классифицировать по различным признакам. По типу проекты бывают: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные и др. По содержанию это могут быть монопроекты (в рамках одного учебного предмета) или межпредметные (интеграция нескольких учебных предметов). По продолжительности проекты делятся на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Систематизируя методы творчества, применяемые при проектировании, М..Б Романовская формирует три основные группы. К первой относятся творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неолагия, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий. Вторая группа включает в себя методы, дающие парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада, карикатура, бионический метод. Методы, связанные с пересмотром постановки задач, формируют третью группу: задача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции. Исследователи проектного метода сформулировали ряд критериев-требований к проекту. Например, А.В.Хуторской выделяет следующие из них:

1.Проект разрабатывается по инициативе школьников.

2. Проект является значимым для ближнего и опосредованного окружения школьников-одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту может являться исследовательской.

4.Проект педагогически значим, т.е. школьники приобретают знания. Строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение определенной, конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении учебного заведения ресурсы.

        При работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются школьники с разным уровнем подготовленности. Каждый школьник отвечает за свою часть проекта и, при всем желании, не может самоустраниться. Возможность для общения вдвоем или в группах при обсуждении общего дела, работа над ним, дарит ребятам радость от общения и радость от процесса и достигнутого результата деятельности. Работа проходит эффективнее, если учащиеся ориентированы на творчество, т.к. в данном случае развивается творческое воображение, находятся нетривиальные пути решения любых задач, преодолеваются многие психологические барьеры. И, наконец, проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, различным по своей форме. Это могут быть: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах, макет, схема, план-карта, видеофильм, выставка, презентация и многое другое. Считаю, что к основному результату (представленному в любой форме), проект должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, группа, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения. Итак, метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы учащихся. Есть ли возможность применять проектный метод на уроках английского языка? Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность школьников в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на группу, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов. Например, учащееся 5-го класса с увлечением разработали проект под названием «Рождество в разных странах», учащиеся 8-го класса создали виртуальную книгу «Путешествие по Германии», а учащаяся 10 класса Александра Первакова вместе с Наташей Борисовской и Анной Александровой с удовольствием участвовала в русско-американском проекте «Мы разные, но мы вместе.» Как приятно смотреть на детей, увлеченных одним, интересным, общим делом, когда в их глазах светится мысль, а фантазия - безгранична.

      Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативных УУД, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Чаще всего используются для этих целей англоязычные чаты, он-лайн словари, блоги и виртуальные обучающие среды, справочники, обучающие программы. Приведу некоторые: Сайт TeachingEnglish () был специально разработан для преподавателей английского языка. Его русский аналог englishteachers.ru (http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?act=idx) Интересную дополнительную информацию по разным темам можно найти на сайте BBC (). Сайт FreePrintablesforTeachers (www.mes-english.com ) содержит большое количество красочных картинок по темам: «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Дом», «Школа», «Город», «Погода», «Спорт», «Хобби», «Насекомые», «Здоровье», «Природа», «Инструменты», а также грамматические карточки: «Степени сравнения прилагательных», «Неправильные глаголы», «Вопросительные слова», «Предлоги», карточки с фонетическими значками и готовые к распечатке настольные игры: «Школьный день», «Большой город», «Бинго», «Грамматическое казино», «Остров сокровищ», «Бейсбол» и многие другие. На сайте LearnEnglish () представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Применение в практике преподавания иностранного языка метода проектов позволяет сформировать следующие умения обучающихся: - общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.; - специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.; - коммуникативные умения по всем видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение. Презентация проектов может происходить на научно-практической конференции с оформлением результатов и подведением итогов. За свою работу ребята могут получить сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. Дети с удовольствием принимают участие в подобных конференциях. Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования метода проектов во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету.

       Таким образом, использование новых информационных технологий при создании нового проекта, расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы, а следовательно формируются и развиваются коммуникативные УУД. Считаю, что необходимо продолжить процесс внедрения ИКТ при разработке различных видов проектов во внеклассной работе, так как эффективность их использования очевидна; более широко привлекать учеников начальных классов; искать и разрабатывать новые формы проектов, позволяющие активизировать познавательную активность учеников во внеурочной деятельности. Проектный метод помогает развивать на практике языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению английского языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции – определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение и, как следствие, повышение познавательной активности обучающихся. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Короткова Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности учеников», М, 2003г, ж. Библиотека журнала «Директор школы» №2, 2003г

2. Лизинский В.М. «Приемы и формы в учебной деятельности», М, Педагогический поиск 2012г.

3. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения » М, Просвещение, 1983г

. 4. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Завуч. Управление современной школой -2011 №1,2,3.

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения, М 2011, С.315.

6. Газета " Английский язык" Издательского дома "Первое сентября", № 14. - М.-2000.-С.24.

7. Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка: Российская АН. Российский фонд культуры. - 3-е изд.,- М., 1995.- с.906


»  Размещено в сообществах:   
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн