Submitted by Людмила Геннадьевна Мамукова on Sat, 01/03/2014 - 19:25
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района
Саратовской области»
Классный час
" Семья и семейные ценности"
Подготовила: Мамукова Л.Г.
учитель начальных классов
МОУ "СОШ п. Красный Текстильщик
Саратовской области, Саратовского района.
Цели и задачи:
- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.
Оформление: высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Итак, сегодня поговорим о семье.
2. - В толковом словаре В.Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
3. СЦЕНКА
-Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя»?
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя»?
И Ева коротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?
И Ева все так же ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.
4.- Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Слово “Дом” очень многогранно - это и здание, и квартира, и семья. Есть в народе поговорка: “Мой дом – моя крепость”.
5. Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья- это дом,
Садик мой за окном,
И семья- это малая родина!
В мир идем из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается,
И основа основ-
Наш родительский дом
И семьей в мире жизнь продолжается.
В семейном кругу
Мы с вами растем,
Основа основ -
Родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь
На крыльях любви.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ - родительский дом.
6. Работа с пословицами, «постройка» дома.
Русский народ сочинил много пословиц о доме.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Как вы понимаете эту пословицу?
И стены в доме помогают.
- А эту?
Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья). - Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом? (ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ)
- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло») - Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
- А вам? -Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
-- Вот мы построили дом, в котором тепло.
- Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
7. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.
- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус. 7 Я (Семья)
- Что такое семья? (Мама, папа, я. - А есть ли еще у вас родственники? Кто это? (Тетя и ее семья, дядя и его семья) - Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры.
- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье? (Любовь, ласка, добро, уважение) - Это необходимо только вам? (Нет, любовь нужна всей семье.)
- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)
- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
8. Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком. Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
9. «Школьная семья».
Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди будут годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
10. Конкурсы.
- Вот такая наша школьная семья. Ей всего еще 3 месяца. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.
Конкурс «Шуточный экзамен»
Ребята, давайте проверим, насколько вы были внимательны за это время. Отвечайте быстро на мои вопросы.
1. Сколько этажей в нашей школе?
2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс? (2)
3. Сколько предметов вы изучаем? (8)
4. Как зовут директора нашей школы?
5. Как зовут вашего учителя по музыке?
6. Услышав звонок, что надо сделать?
7. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?
8. Завтра в школу, кроме портфеля, что возьмете с собой?
КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”.
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
Размещено Sat, 05/04/2014 - 21:21 пользователем Людмила Геннадьевна Мамукова.
Светлана Алексеевна, спасибо! У нас к этому мероприятию есть еще презентания о каждой семье, но очень обьемная...не загрузилась((( Вот послали только гербы, а как и с какой гордостью ребята озвучивали их...))))
На: Классный час " Семья и семейные ценности"
Людмила Геннадьевна! У меня детишки тоже герб семьи рисовали. Интересно получилось. У Вас тоже замечательная работа. от Сомовой СА
сомишна
На: Классный час " Семья и семейные ценности"
Светлана Алексеевна, спасибо! У нас к этому мероприятию есть еще презентания о каждой семье, но очень обьемная...не загрузилась((( Вот послали только гербы, а как и с какой гордостью ребята озвучивали их...))))