Глубокова Юлия Владимировна – воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №9»
Влюбленность в свое дело, желание понять ребенка,
не навязывая ему своей воли, развить способности,
помочь быть самим собой, осознавая себя как личность.
Концепция:
Наименование концепции:
Развития этнических представлений у детей дошкольного возраста (далее – Концепция)
Цель концепции:
Знакомство детей с культурно – историческим компонентом этнических представлений, средствами и формами, доступными старшему дошкольному возрасту.
Основные задачи концепции:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике страны, города Гатчины.
- Знакомить дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного региона.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Помимо семьи, родных у каждого человека должна быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура.
В детском саду мы постоянно ведем с детьми беседы о своей малой родине, о культуре своего народа, о традициях, о быте.
Дети не понимают, о чем идет речь. У дошкольников выявляются трудности в развитии связной речи, подрастающее поколение не владеет родным языком, а родители стараются, как можно раньше начать изучение иностранного языка.
Когда я задумалась над этими вопросами, оказалось, что это проблема государственного масштаба.
В современных рыночных условиях интеллект, способности, образование стали капиталом, который можно выгодно продать за границей. А как же «человек и гражданин»? Патриот? В нашей стране нам, есть чем гордиться: историей нашего государства, ее ресурсами, культурным наследием.
Такое положение не могло не вызвать тревогу. Самая результативная война – это не захватническая, не физическое уничтожение, а духовная: направленная против детей и молодежи. Маленьким детям еще не доступны понятия: патриот, национальная гордость, культурное наследие. Но мы можем познакомить детей с историей, языком, традициями, культурой родного народа.
Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально не только для отечественного образования, но и является основной государственной задачей.
Наше образование тоже меняется, соответствует требованиям времени. Смещается акцент на духовно – нравственное развитие и воспитание, формируются у детей личностные качества созидателя и творца. Воспитателю дается установка: «…дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие … нравственных, эстетических и личностных качеств…».
2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире".
Разрабатывая концепцию по данной теме, я ставила перед собой цель:
Знакомить детей с культурно – историческим компонентом этнических представлений, средствами и формами, доступными старшему дошкольному возрасту.
Для достижения поставленной цели планирую выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике г. Гатчины.
2. Знакомить дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного региона.
3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Работа ведется по направлениям.
1 направление: Овладение дошкольниками родным языком через приобщение к устному народному творчеству.
Многообразие проявления Российской культуры оказывает яркое впечатление на развитие личности ребенка.
2 направление: Приобщение детей к истории культуры русского народа.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка? Это наша многовековая история.
Фотографии детей размещены с разрешения родителей.
|