Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним то, что мы изучали на предыдущих уроках. По каким признакам отличаются растения (по строению). А из чего могут состоять растения? (корень, стебель, листья, цветы, плоды)
Верно. А теперь проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать ? (сгруппировать растения)
Отвечают на вопросы
Аргументируют свой выбор в таблице.
Сводка ответов в виде диаграммы
Сводка ответов в виде таблицы
Скриншот
Целеполагание
А что за растение вызвало затруднение(папоротник)? Как вы думаете, к какой группе он относится? Что нужно для этого знать? (строение папоротника).
Составим план.
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения, планируют деятельность.
План (примерный)
строение папоротника
особенности
вывод
Открытие нового знания
Итак, каково же строение папоротника? Для этого рассмотрите гербарии, которые лежат у вас на партах и внесите данные в таблицу о растениях в тетради.
Ребята, раньше люди считали, что папоротник цветет один раз в год, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кто найдет папоротник, сможет найти клад. К сожалению, никто и никогда так и не смог найти цветок папоротника. Как вы думаете, почему?
Можно отнести папоротник к цветковым? К хвойным? Какой можно сделать вывод? (Папоротник – это отдельная группа растений). Чем папоротник отличается от хвойных и цветковых растений? А для чего нужны плоды и цветы? Какой возникает вопрос? (Как размножается папоротник?)
Как вы думаете, как же происходит размножение папоротника?
Где мы можем узнать об этом? (энциклопедия, интернет, можем провести собственное исследование)
В группах изучают гербарий № 15 «Папоротник», выделяют части растения, записывают вывод в таблицу «Строение растений» в тетради.
Одна пара работает с интернет-источником, одна пара работает с энциклопедией, остальные ребята участвуют в исследовательской работе с микроскопом.
Таблица "Строение растений"
Исследовательская работа
Исследовательская работа с цифровым микроскопом.
Та группа, что работала с энциклопедическими данными выяснила и интернет-источником сможет пояснить нам, что мы видим сейчас на экране? Как размножается папоротник?
Инструктивная карта
ИССЛЕДОВАНИЕ
Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2. Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
3. Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
4. Сделайте фотографию.
5. Переведите микроскоп на увеличение 60*.
6. Рассмотрите споры папоротника и сделайте его фотографию.
Обработка результатов исследования.
1. Распечатать фотографии папоротника.
2. Сделать подписи:
Спора
Лист папоротника
3. Вклеить фотографии в тетрадь
Фото папоротника под микроскопом
Результат практической работы
Работа с учебником
Ребята, а сейчас давайте обратимся к тексту учебника и выясним, только ли папоротник размножается с помощью спор?
Что объединяет все эти группы растений? (Все эти растения предпочитают влажную почву или вовсе живут в воде, значит, скорее всего, им проще развиваться и размножаться во влажной среде)
Работают с текстом и иллюстрациями учебника, делают вывод, что еще несколько групп растений (водоросли, хвощи, плауны) размножаются спорами.
Ведут диалог с учителем, ищут общее в группах растений, используя текст учебника, выдвигают гипотезы.
Просмотр ЦОР
А теперь, давайте посмотрим анимацию и выясним, верны ли наши предположения.
Наши исследования подходят к логическому завершению
Какой же ответ можно дать на главный вопрос урока? Какой еще орган есть у папоротника? Чем отличается он от других групп растений?
Смотрят анимацию. делают вывод о том, какая среда предпочтительнее для размножения спорами.
Выявляют особый орган в строении папоротников, по сранению с цветковыми и хвойными растениями ( споранги). Дополоняют таблицу
«Строение растений»
ЦОР "Строение папоротника"
Скриншот "Строение папоротника" 1
Скриншот "Строение папоротника 2"
Включение нового знания в систему знаний
Составьте «Рыбий скелет» (диаграмма Исикавы), используя полученные на уроке знания.
После урока учитель может проверить диаграммы и сориентироваться в уровне усвоения материала учащимися.
Самостоятельно составляют диаграмму в рабочей тетради.
Рефлексия
Предлагается ученикам провести самоанализ результатов изучения темы.
Проводят самооценку
Лист самооценки
Домашнее задание
Учитель предлагает разноуровневые домашние задания:
- работа по тексту учебника;
- работа по тексту учебника + составление синквейна (тема – папоротник)
- работа по тексту учебника + творческая работа (кроссворд, загадки и т.п.)