3. «С чем я играю?» (дети имитируют действия с определенной игрушкой)
Математика
Величина.
Понятия: длинный-короткий, высокий- низкий.
(смотреть игру за предыдущий месяц)
Числа и цифры до 5 (соотнесение числа с цифрой)
Стихотворения о цифрах 1.2.3.4.5.
Понятия: «столько же» , «поровну»
Д. и.: 1. «Покажи столько же»
(воспитатель показывает цифру, дети показывают столько же пальцев на руке)
2. «Прохлопайте в ладошки»
(аналогично предыдущей)
Ориентировка в пространстве.
Понятие «ряд», предлоги: на, над, под, перед, за.
Д. и. «Построим ряд»
(Дети выстраиваются в ряд - ширенгу, определяется начало, середина, конец ряда )
Д. и.: «Встань правильно»
(дети выполняют инструкцию воспитателя:
Тема: « Домашние и дикие животные»
-Загадки
-Стихотворения, пальчиковые игры.
***
- Мальчик с пальчик, где ты был?
(четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил!
(четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются- кланяются) .
Д. и.: «Узнай по описанию»
«Заяц и волк»
(у волка- морда, а у зайца- мордочка, у волка-хвост, а у зайца- хвостик, и т.д.)
«Где чей дом?» , «Назови детенышей», «У кого копыта? У кого ноги?»
Разучивание диалога:
Подвижное упражнение:
В-ль: - Кони, кони, как живете
-Кони, кони, что жуете?
Дети: -Хорошо пока живем,
-На лугу траву жуем!
(Дети скачут как кони)
В-ль: -Козы, козы, как живете?
-Козы, козы, что жуете?
Дети: -Хорошо пока живем,
Но простите, не жуем,
А дерем мы поутру
С молодых дерев траву.
(Идут как козы)
В-ль: -Как вы, кролики, живете?
Дети: -Хорошо пока живем,
Но простите, не дерем.
А грызем мы ловко свежую морковку.
(Прыгают как кролики.)
Математика
Д. и.: «Думай старательно отвечай внимательно»
- У кого больше лап, у ежа или у медведя? (поровну)
-У кого длиннее хвост, у зайца или у лисы? (у свиньи или у
лошади?)
-У кого лапы толще, у лисы или у медведя?
-У кого лапы больше, у ежа или у медведя?
-Сколько глаз у собаки?
-Сколько лап у кошки? (кролика).
Ориентировка в пространстве.
Д. и.: «Кто где? Кто откуда?» (на предлоги)
- Где сидит белка?
- Откуда выпрыгнула белка? и т.д.
Геометрические фигуры.
Д. и.: «Назови предметы»
(какие предметы в группе похожи на круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.)
Индивидуальная работа: с Димой К. (на цветоразличение), с Богданом П., Владиком Ч., (на временные отношения).
Декабрь
Тема: «Зима»
Упражнение «Нарисуем зиму».
Снег падает хлопьями
(дети перебирают пальцами, двигают руками сверху вниз )
Метут метели (сильные взмахи руками из стороны в стороны.)
Наметают сугробы (руками показывают сугробы.)
Мы лепим из снега снежки (имитируют, что лепят снежки.)
И играем в снежный бой (кидают друг в друга снежки.)
Д. и.: «Когда это бывает?»
(сравнение 2-х времен года зимы и осени)
- снег идет?
-листья опадают?
-сильный мороз, метели?
-часто идут дожди?
-листья желтого и красного цвета?
-лед на речках?
- праздник Новый год?
Д. и.: «Узнай по описанию», «Какая, какой, какие?» (зима – белая, снежная, холодная…; день – зимний, солнечный, морозный…; реки – ледяные.)
Математика
Пространственные отношения.
В повседневной игровой деятельности, при выполнении режимных моментов используйте в своей речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предмета.
Варианты заданий:
Игровое упражнение «Закончи предложение»
(Чашка стоит на… . Дима сидит на… . Картина висит на… . Книги лежат на… . Цветы стоят на… . Ковер лежит на… . Мы пойдем гулять на… .)
(Колесо закатилось под… . Зайчик спрятался от лисы под… . От дождя мы прячемся под… . Много желудей мы нашли под… . Гриб рос под… .)
(Суп мама варит в… . Дети ходят в… . Хорошо гулять в… . И купаться в… . Воду можно налить в… .)
(Дети идут по… . Машины едут по… . )
(Облака плывут над… . Птицы летят над… . Руки подняли над… . Картину повесили над… .)
(Мальчик спрятался за… .Собака бежит за… .
Рассматривая картину, рассказать, что изображено вверху,
что внизу , что слева, что справа .
На зарядке выполнить движения в заданном направлении:
Д. и.: «Живые цифры» (дети строятся в соответствии с цифрой, которая у каждого в руке)
«Машины и гаражи» (в обручах лежит определенное количество предметов, дети- машины, машины должны найти свой гараж. У каждой машины свой номер-цифра. )
Закрепление пройденного материала в тетрадях по математике.
Индивидуальная работа: с Владиком Ч., Богданом П., Егором М.,
Кийко А., Кариной М., Димой Е.
(пространственные отношения, соотнесение числа и цифр)
Математика
Математическая разминка: «Отсчитай столько же»
(Дети отсчитывают столько предметов,
сколько раз педагог прохлопает, простучит молоточком, присядет, затем дети находят соответствующую цифру).
«Сравни фигуры»
(дети сравнивают фигуры:треугольник и квадрат, круг и овал,
прямоугольник и квадрат).
«Геометрическое домино»
Задания: -Найди два красных круга,
-Выбери все фигуры одинакового цвета
-Найди все большие фигуры,
-Найди все маленькие синие фигуры.
2. «Что бывает такой формы?»
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Определяется победитель.
3.Физминутка.
4. Работа со счетными палочками.
(сделайте квадрат из четырех палочек, из шести.)
Январь
Тема: "Зимние забавы."
Развитие речи:
1.Загадки. Стихотворения.
2. Речь с движением: " Ровным кругом".
Ровным кругом , друг за другом,
Мы идем за шагом шаг
(Дети шагают по кругу, держась за руки.)
Стой на месте,
(останавливаются)
Дружно вместе, сделаем вот так... (имитация катания на коньках, лыжах, метание снежков и т.д.)
3.Придумай рассказ по картинкам (последовательные картинки).
4. Упражнение "Подумай и скажи".
Какая зима? (снежная, морозная, суровая, вьюжная)
Мороз какой (сильный, крепкий)
Лед (толстый, тонкий, скользкий, прозрачный).
Индивидуальная работа: с Владиком Ч., Алешей К., Богданом П., Егором М.
Д/у: «Составь рассказ по картинке».
(составление предложений по одной сюжетной картинке).
Математика
1. Количество и счет.
Число и цифра 6.
Д/и: «Покажи на пальчиках». (воспитатель называет число, дети показывают на пальчиках названное количество).
Д/и:«Посчитай» (счет до 6 и обратно)
Д/и:«Посчитаем- поиграем» (с числами от 1до 6)
-Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.
Посмотрите и сосчитайте, сколько снеговиков слепили дети.
-Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили.
Посмотрите и сосчитайте, сколько снежков слепили дети.
-Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили.
Посмотрите и сосчитайте, сколько снежинок поймали дети.
2. Геометрические фигуры.
Сравнение 2-х геометрических фигур. (круг и овал; квадрат и прямоугольник; треугольник и круг и т.д. ).
Работа в математических тетрадях.
Д/и: «Чудесный мешочек» (дети на ощупь определяют геометрическую фигуру и называют ее).
Индивидуальная работа: с Егором М., Владом Ч.
(соотнесение числа и цифры; определение цифр на ощупь; отсчет предметов; выкладывание цифр из счетных палочек; из камешков).
.
Развитие речи
Тема: «Профессии. Стройка»
Д.и. «Какой дом?»
Уточнить у детей, из каких материалов строят дома.
(кирпичи, бревна, доски, бетон, блоки, камни)
Дома из дерева – деревянные, из кирпичей – кирпичные и т.д.
Выучить стихотворение:
Мы хотим построить дом.
Мы для стен возьмем бетон,
А для крыши нам полезно
Будет прочное железо.
Двери будут деревянные,
Окна светлые стеклянные,
Стены красим белой краской,
Будет дом хорош, как в сказке.
О.Панфилова
Предложить детям назвать части дома, которые упоминаются в стихотворении.
Закрепить с детьми знания о профессиях (врач, парикмахер, продавец, библиотекарь, пожарный, полицейский, учитель).
Будем мебель изучать: (сжимать-разжимать пальцы в кулаки)
Кресло, стол, диван, кровать… (соединяем последовательно пальцы обеих рук с большими)
На диване полежу, (последовательно соединяем пальцы правой руки с большим)
В шкаф одежду положу (последовательно соединяем пальцы левой руки с большим)
На кровати надо спать, (последовательно соединяем пальцы правой руки с большим)
За столом могу писать. (последовательно соединяем пальцы левой руки с большим)
Если буду уставать, (сжимать-разжимать пальцы обеих рук в кулаки)
Сяду в кресло отдыхать. (сжать левую руку в кулак, приложить к ладони правой руки-
«кресло»).
Задать детям вопрос: «Как можно использовать каждый вид мебели?»
Игра «Магазин»
Поставить на наборное полотно предметные картинки с изображением мебели.
Выбрать продавца и покупателя, организовать диалог:
-Здравствуйте! Я хочу купить (мне нужен) диван.
-Какой диван вы хотите? У нас много диванов.
Покупатель составляет описательный рассказ о диване по картинке. Например:
-Я хочу купить большой, кожаный, коричневый диван с высокой спинкой, чтобы на нем было удобно лежать и сидеть.
-У нас есть такой диван. Вот, пожалуйста. (Продавец отдает покупателю соответствующую картинку.)
Упражнение «Почемучка»
В этой квартире есть прихожая (детская комната, гостиная, спальня).
Подумайте и скажите, почему она так называется?
(Это прихожая, потому что сюда приходят с улицы. И т.д.)
Математика
1. Число и цифра 7.
Педагог дает детям задание: Семь раз подпрыгни, семь раз топни ногой, семь раз прохлопай,
семь раз присядь, семь раз прошагай.
Д.и. «Вспомни сказку» (в какой сказке встречается число семь?)
Д.и. «Считай и продолжай» с мячом
(Дети стоят в кругу, педагог бросает одному из детей мяч и называет число, ребенок должен продолжить.)
2.Порядковый счет.
Д.и. «Займи свое место» (дети берут карточку с цифрой и определяют за кем они должны
встать, затем называют свое место. )
Д.и. «Запомни свое место».
Семь детей выстраиваются в ряд. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий 15-20 секунд смотрит на играющих, запоминает кто за кем стоит. Затем, отворачивается от детей и перечисляет кто за кем стоит.
3. Временные категории. Части суток.
Д.и. «Когда это бывает?»
Воспитатель загадывает детям загадки о частях суток или задает вопросы, связанные с режимными моментами.
Индивидуальная работа:
С Егором М., (соотнесение числа и цифры до 6), Алешей К. и Левой Т. (ориентировка на листе бумаги), с Кариной М. (классификация геом. фигур по 1-2 признакам )
Развитие графомоторных навыков: с Левой Т., Егором М. (Обведи по контуру, раскрась по правилу- соотнесение цифры и цвета, «Попади в цель» и т. п.)
Февраль.
Развитие речи
Тема: «Транспорт»
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Ракеты летают, (подушечки одноименных пальцев обеих рук сомкнуты. Ладони немного округлены; движение сомкнутых рук вверх. )
Плывут корабли, (соединить руки. Соприкасаясь краями ладоней и мизинцев- «лодочка»; движения руками из стороны в сторону.)
И едут по трассе (руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки, имитировать управление рулем.)
Грузовики.
В метро под землей электрички гудят, (соединять пальцы обеих рук с большим последовательно.)
По кругу спешат (соединить руки, развести их в стороны, описывая круг.)
То вперед, то назад (руки согнуты в локтях перед грудью, движения руками вперед, затем назад.)
Д.упраж. «Назови одним словом.», «Покажи части», «Отгадай-ка».
Д.и. «Едет, летает, плавает»
Д. упражнения на развитие графомоторных навыков: «Обведи по контуру», «Найди свою дорожку», «Как доехать (долететь, доплыть) до остановки?» «Закрась части машины в разные цвета.»
Профессии на транспорте.
Д.и. «Кто чем управляет?»,
Д. и. «Уличное движение».
- Вокруг себя повернитесь, в любой транспорт превратитесь. Дети называют транспорт. Воспитатель поднимает зеленый диск- дети двигаются, как транспорт, красный диск- останавливаются.
Д. у. «Четвертый лишний», «Отгадай-ка»
Математика.
1. Порядковый счет
«Назови, не ошибись» (выстраиваются игрушки в ряд, дети запоминают кто за кем стоит, затем отворачиваются, педагог меняет местами 2-3 игрушки, дети должны вспомнить и назвать кто на каком месте стоял.)
«Какая команда быстрее построится» (дети делятся на команды, у каждой команды карточки своего цвета. По сигналы дети берут цифры со своих столов и выстраиваются по порядку. Команда, которая быстро и правильно выполнила задание,- победитель)
Количество и счет.
«Отсчитай столько-же»
Педагог показывает цифру и предлагает детям отсчитать такое же количество игрушек. Затем педагог просит убрать одну игрушку и сказать сколько осталось игрушек. (Какое число больше, меньше?)
«Классики» (прыжки по порядку, закрепить знание числового ряда до 7)
Геометрические фигуры. Блоки Дьенеша.
Игры с двумя, тремя обручами. (классификация блоков Дьенеша по 2,3. признакам)
Определение каждой области: в первой области должны находиться только желтые фигуры, во второй- все круглые и др. варианты.
Ориентировка в пространстве.
Д. и. «Что, где?»
Игра проходит в кругу с мячом. С помощью жеребьевки выбирается ведущий. Он бросает мяч и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.
Вопросы детям: -Что у тебя над головой?
-Кто впереди тебя?
-Что позади тебя?
-Кто рядом с тобой?
Индивид. работа с Левой Т., Кариной М. ,Егором М., Богданом П., Алешей К. Упражнения с блоками Дьенеша.
Летчики пилоты сели в самолеты, (Изображают самолеты, «летают»)
В небе летают, страну защищают.
Д.и. «Кораблик»
На корабле качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу в право – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая расслабилась, носком касается пола.) Выпрямились. Расслабились. Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились.
Тема: «Посуда»
1.Речь с движением
Вот большой стеклянный чайник, ( Дети надувают животики:
Очень важный, как начальник. одна рука на поясе, другая изогнута ,как
носик чайника.)
Вот фарфоровые чашки, (Приседают, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, делая руками круг.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Тянут руки вверх над головой.)
Голова на тонкой ножке,
Он посуду нам принес.
Д. и. «Чаепитие» (сервировка стола .)
Все действия дети сопровождают комментированием: Для чаепития я беру чашки, блюдца, чайные ложки… и т.д.
Чтение сказки «Федорино горе».
Вопросы к детям: - Для чего нужна посуда?
- Как надо к ней относиться?
-Как надо за ней ухаживать?
Д. и. «Отгадай-ка»
Д. и. «Какая бывает посуда?» (чайная, кофейная, столовая, кухонная.)
Д. упражнение для развития конструктивного праксиса и зрительного гнозиса.
«Посудная лавка» (с использованием палочек Кюизенера.)
Д. и. «Четвертый лишний» (на слух)
Индивидуальная работа: с Владиком Ч., Егором М. ,Богданом П., Кариной М. (Разрезные картинки, составление описательных рассказов о посуде, «Четвертый лишний»)
Математика.
1.Количество и счет.
Число и цифра 8. (прямой и обратный счет, отсчитывание заданного количества предметов, сравнение 2-х множеств.)
Д. и. «Продолжи счет» (с мячом)
Педагог бросает мяч ребенку и называет число, ребенок должен назвать следующее .(то же самое в обратном порядке.)
Уважаемая Елена Станиславовна! Вы предоставили интересную информацию для эффективной взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями. Материалы подобраны по всем лексическим темам и по всем разделам программы. Желаю дальнейших успехов!
На: Календарное планирование учителя-дефектолога для воспитателя
Уважаемая Елена Станиславовна! Вы предоставили интересную информацию для эффективной взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями. Материалы подобраны по всем лексическим темам и по всем разделам программы. Желаю дальнейших успехов!