Восточные славяне в 6-9 вв. и деятельность первых русских князей
Размещено: Татьяна Михайловна Зиновьева - чт, 27/02/2014 - 13:11
Ход урока
1. Оргмомент
2. Ход урока - игры
Учитель:
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки. (Слайд 3)
Мы познакомились с жизнью восточных славян в VI – IX вв, их занятиями, бытом, верованиями, деятельностью первых русских князей. На этом уроке мы повторим и в определенной степени обобщим учебный материал по данной теме, а также закрепим в памяти исторические понятия, определения, необходимые факты, исторических деятелей.
Все это будет происходить в виде соревнования.
У нас две команды.
Каждая команда достает фишки с номерами вопросов и отвечает по очереди на вопросы (номер фишки – номер вопроса).
1) Картина «Славянский поселок». Рассказать о занятиях славян.
(Слайд 6 - 7)
2) Объяснить: подсечно-огневая и переложная система земледелия. (Слайд 8)
3) На какие три ветви делятся восточные славяне. (Слайд 9)
4) Рассказать о верованиях восточных славян. (Слайд 10 - 12)
5) Назвать два крупных восточно-славянских объединения. (Слайд 13)
6) Каким образом Олегу удалось захватить власть в Киеве? (Слайд 14)
7) Кто и почему расправился с князем Игорем? (Слайд 15)
8) Кто и как отомстил за смерть Игоря? (Слайд 16)
9) Каким образом Олегу удалось победить Византию? (Слайд 17)
10) Назовите основные направления деятельности первых русских князей. (Слайд 18)
Подведение итогов.
2 гейм - «Реши задачу» (Слайд 19)
Здесь вам нужно решить по две исторических задачи. Номер задачи также определяют фишки.
1. Одним из исторических источников является устное народное творчество. Изучая сказки, ученые сделали важный вывод: кочевники наносили огромный ущерб, их набеги сопровождались пожаром и пленом. Их было очень много, убьешь одного, а на его месте появляются 2-3 новых воина.
Какое существо в русских сказках символизирует набеги кочевников? (Слайд 20-21)
2. Посмотрите на картину К. Васнецова «Три богатыря».
Назовите их. Почему именно в этот момент истории появляются богатыри?
(Слайд 22)
3. Дана логическая цепочка. Три слова здесь лишние.
Назвать лишние слова. Что связывает остальные слова?
(Слайд 24)
Подведение итогов.
3 гейм – Видеогейм(Слайд 25)
Даны портреты первых русских князей. По описанию вы должны узнать о ком идет речь. Команды отвечают по очереди.
1. Варяжский князь, полулегендарный родоначальник русской княжеской династии. Жил и правил землями из Новгорода. После смерти оставил все свои владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил заботы о своем малолетнем сыне Игоре. (Рюрик)
(Слайд 26)
2. Киевский князь с 882г. Родственник князя Рюрика, которого Рюрик попросил позаботиться о своем малолетнем сыне Игоре. Захватил Киев и стал киевским князем. Вел войны с хазарами и болгарами. Уходя от Царьграда прибил свой щит на ворота в знак победы. По словам летописца, умер от укуса змеи. (Олег)
(Слайд 27 - 28)
3. Киевский князь с 912г. Покорил уличей, воевал с печенегами, с Византией. Попытался вопреки договоренности дважды собрать дань с древлян. Древляне взяли его в плен и казнили, привязав князя к верхушкам двух деревьев, пригнутых к земле, а потом, отпустив деревья, разорвали его тело надвое. Похоронен князь был близ древлянской столицы Искоростеня. (Игорь)
(Слайд 29 - 30)
4. Киевский князь. Рос истинным воином, жизнь провел в походах, на конской попоне с седлом под головой. Он никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» Он сам вел дружины в бою, воодушевляя краткой и выразительной речью: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут…» Погиб в неравном бою с печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать чашу для пиров. (Святослав) (Слайд 31 - 32)
Подведение итогов.
4 гейм - Дальше, дальше, дальше…(Слайд 33)
В этом гейме каждой команде будет задано по 21 вопросу. Отвечать нужно быстро и кратко.
Вопросы 1-ой команде
1) Наука о гербах (геральдика)
2) Сбор меда диких пчел (бортничество)
3) В доме живет дух – (домовой)
4) Души утонувших женщин (русалки)
5) Жрецы у славян (волхвы, кудесники)
6) Народное собрание (вече)
7) Бог Солнца (Ярило)
8) Статуи языческих богов (идолы)
9) Славянское название Константинополя (Царьград)
10) Варяжское море (Балтийское море)
11) Степные кочевники в 7 в. (хазары)
12) Войско князя (дружина)
13) Первый варяжский князь на Руси (Рюрик)
14) Варяжские князья, захватившие Киев (Аскольд и Дир)
15) Новгородский князь после смерти Рюрика (Олег)
16) Объезд подвластных земель и сбор дани (полюдье)
17) Руководитель ополчения (воевода)
18) Славянское племя, расправившееся с Игорем (древляне)
19) Место сбора дани (погост)
20) Важное изменение в жизни людей (реформа)
21) Вещий князь (Олег)
Вопросы 2-ой команде
1) Наука о языке (лингвистика)
2) Верования в различных богов и духов (язычество)
3) В воде живет дух – (водяной)
4) В лесу живет дух – (леший)
5) Соседская община (вервь)
6) Военные формирования всех мужчин племени (ополчение)
7) Бог грома и молний (Перун)
8) Бог войны и оружия (Перун)
9) Поборы с покоренных народов (дань)
10) Русское море (Черное)
11) Главный город полян (Киев)
12) Военачальник у славян (князь)
13) Название норманнов на Руси (варяги)
14) Основатели Киева (Кий, Щек, Хорив)
15) «Мать городов русских» (Киев)
16) Глава государства Руси (Князь)
17) Сын Рюрика, родоначальник русских князей (Игорь)
18) Точный размер дани (урок)
19) «Русский Александр Македонский» (Святослав)
20) Русский князь, имевший прозвище «Старый» (Игорь)
21) Кто из русских князей прибил свой щит на ворота Константинополя (Олег)
Подведение итогов.
3. Подведение итогов урока
Сегодня мы повторим тему «Восточные славяне в VI – VIII вв. и деятельность первых русских князей».
Писатели и поэты создали замечательные произведения о первых русских князьях, о жизни славян.
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
А. Майков «Нива»
К. Рылеев «Олег Вещий», «Ольга при могиле Игоря», «Святослав».
4. Рефлексия
Понравилась ли вам такая форма проведения урока. Почему? (Слайд 34)