Использование возможностей сервиса Плейкаст на уроках литературы для мотивации учеников к чтению
Плакса Н. В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ р. п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникативных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности человека. Современный ребёнок развивается в этих условиях: телевидение, Интернет, компьютерные программы, севисы Web 2.0. Для учителя использование в учебном процессе наряду с традиционными средствами обучения ИКТ становится необходимостью. Как же совместить чтение и компьютер?
Освоение новых сервисов обучащимися даёт возможность определённой мотивации на чтение. Рассмотрим это на примере использования сервиса Плейкаст. Сервис позиционируется как «Открытка нашего времени». При создании плейкаста используются изображение, текст и музыкальное сопровождение. Эти же средства воздействия всегда присутствовали на уроках литературы: иллюстрации к художественным произведениям, портреты, фотографии и т. п., тексты изучаемых произведений, слово учителя на уроке, музыкальные произведения и отрывки из них — всё было на уроке и 20, и 50 лет назад. Сейчас возможности расширились, и детям на уроке не всегда интересно, если учитель показывает «картинки». Даже презентации стали уже обыденными. А самому создать ЭОР (электронный образовательный ресурс) с использованием ИКТ, посоревноваться с одноклассниками — это мотивирует учащихся на определённую деятельность.
Основным видом деятельности при изучении литературы является чтение, анализ художественного произведения, поэтому мотивация на это в условиях падения интереса к чтению чрезвычайно важна.
Итак, плейкаст - это конструктор, простой в обращении, который позволяет соединить в рамках одного мультимедийного продукта звук, изображение и словесный текст. Также возможно поиграть с фоном и шрифтом, которые тоже позволят повлиять на скорость восприятия, достижение адекватного понимания смысла, идеи, заложенной внутрь открытки.
На уроке литературы можно использовать плейкасты, специально созданные учителем для конкретного урока. Например, плейкаст «Конёк-горбунок» (автор Плакса Н. В.) http://www.playcast.ru/view/1915669/44e692742133bea57276ea40582960c9bdbda77epl заставит детей вспомнить прочитанную сказку или заинтересует ею пятиклассников. В плейкасте представлены фрагменты из разных произведений: художественного, музыкального, иллюстрация к сказке. На уроках литературы в старших классах для создания атмосферы эпохи можно продемонстрировать плейкаст http://www.playcast.ru/view/1912255/f8a4867a2a977ec3137c9e4a93a9c8a0aad00dc6pl
«Не отрекаются, любя» по стихотворению М. Цветаевой (автор Н. М. Карасёва), работая над образом литературного героя, плейкаст «Маша Миронова» http://www.playcast.ru/view/1912609/80d9787449cba3f62cc51938ad4165b8a37cce91pl (автор Н. Н. Котельникова).
Такие плейкасты создают на уроке определённое настроение, влияют на психо-эмоциональную сферу подростка, способствуют воспитанию лучших человеческих качеств.
После работы на уроке у многих учеников возникает желание самим поработать с сервисом. Такая возможность им предоставлена. Освоение ресурса не составляет сложности. Они создают свой клипард (хранилище файлов) или пользуются общим.
Но, чтобы получился хороший плейкаст, необходимо взять «своё» произведение, прочитать много, а выбрать одно (или не одно). Нужно прочувствовать текст, понять авторский замысел, подобрать музыкальное сопровождение, изображение, которое поможет передать видение автора плейкаста. Иногда это не получается, часто получается не с первого раза. Ребята обсуждают работы друг друга, советуются, объясняют, почему именно это произведение, этот музыкальный отрывок. Предлагаются варианты с одним и тем же лирическим произведением.
Получаются замечательные работы.
http://www.playcast.ru/view/2059328/1acf3bbcb438604818ce6fe4eea7f5974fd4d466pl
М. Ю. Лермонтов «Нищий» (автор Аллахярова Д., 8 класс, 2012 г)
http://www.playcast.ru/view/2057574/bedff40e3a42f6f5f98d5e21c737177a0e6440cdpl
М. Ю. Лермонтов «Молитва» (автор Пензина Ю., 8 класс, 2012 г)
http://www.playcast.ru/view/2058850/7142d013668a88d31b6bfbf4a94f7d4dc38a0c1dpl
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (автор Чернов А., 8 класс, 2012)
http://www.playcast.ru/view/4364988/9625d85d3944717c9b6d56d3c9992ec89551e0b3pl Айтакашева Алина, 10 класс 2014 год
А. А. Фет «Ярким солнцем в лесу...»
http://www.playcast.ru/view/4353942/9835794b361715020742604360d9b96639866f4apl
Пономарёва Яна, 10 класс 2014
А. А. Фет «Старые письма»
http://www.playcast.ru/view/4345806/4cdb4ff67b810b21af9bfa93539629fe9e4d602cpl
Шултина Анна, 10 класс 2014
А. Фет «На заре ты её не буди...»
http://playcast.ru/view/4343809/0e667f8355fea03c8d409b5f3967a666aae87321pl
Рекстен Сергей, 10 класс 2014
А. Фет «В стране лучей»
http://www.playcast.ru/view/4342404/94152487722396fe2e1d76dae162818c72757444pl
Серашова Евгения, 10 класс2014
А. Фет «Я тебе ничего не скажу»
http://www.playcast.ru/view/4319568/d17905a549b737666c74541f81a1cdacad202eebpl
Жидкова Алёна, 10 класс 2014
А. Фет «Муза»
http://www.playcast.ru/view/4714694/31edf20d838f3196f8e181f373e3bc629062aa8apl
Айтакашева Алина, 10 класс 2014
Н. А. Некрасов «Поражена потерей невозвратной...»
http://www.playcast.ru/view/4600747/6be73251ec6490ee2d8a05e016a6bd42e482adf0pl
Пахомкин Дмитрий, 10 класс 2014
Н. А. Некрасов «Тройка»
http://www.playcast.ru/view/4599457/554b64aebe4022e66ae7f6f1eb86d2b8b30c0b3apl
Рутгайзер Андрей, 10 класс 2014
Н. А. Некрасов «Замолкни, муза мести и печали..»
http://www.playcast.ru/view/4598252/d26d2f21fb2e73c03a98e44d70468b7d33871cf2pl
Серашова Евгения, 10 класс 2014
Н. А. Некрасов «Я не люблю иронии твоей»
http://www.playcast.ru/view/4597925/fe72ce8e05b350103db9e41312d4796d52445b96pl
Жидкова Алёна, 10 класс 2014
Н. А. Некрасов «Ты всегда хороша несравненно»
http://www.playcast.ru/view/3972075/c9a05ddbfad131ecceb4a0ac55f83ec496604f1dpl
Айтакашева Алина, 10 класс2013
Ф. И. Тютчев «О как убийственно мы любим...»
Таким образом, можно сделать выводы:
Литература
1. «Возможности веб-сервисов при изучении школьного курса русского языка и литературы». Сборник статей. Челябинск. 2012. Электронная публикация http://www.docme.ru/doc/90450/sbornik-e-or
|