Активизация самостоятельной работы студентов при преподавании юридических дисциплин
Размещено: Людмила Николаева - ср, 26/02/2014 - 13:17
Введение В связи с реформированием системы образования, внедрением активных способов обучения, проблема организации самостоятельной работы студентов приобретает особую значимость. Правильная организация самостоятельной работы позволяет активизировать познавательную и практическую деятельность студентов. В настоящее время развитие образования ориентировано на приоритет личности, развитие ее общих и профессиональных компетенций, поэтому и образовательный процесс в конкретном учреждении должен быть нацелен на развитие личности, ее способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на формирование познавательных потребностей. А это связано прежде всего с самостоятельным овладением студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. В период учебы у студента должно быть сформировано и развито стремление и умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно находить подход к решению неожиданных ситуаций. Студент должен усваивать не только получаемую информацию, но и способы ее добывания, он должен уметь критически относится к информации, уметь независимо мыслить и логически рассуждать. Научное (теоретическое) обоснование проблемы Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения. Преподавание юридических дисциплин невозможно без применения активных методов обучения. Активное обучение, по моему мнению, предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. В таком аспекте, самостоятельная работа студентов должна занимать привилегированное положение по отношению ко всем иным формам изучения учебного материала. Она позволяет студентам привыкнуть самостоятельно преодолевать трудности, адаптирует их к существующей действительности, а самое главное учит их думать, находится в поиске, не ждать готового. Это во многом связано с бурным развитием информации, так как знания, полученные студентом в период учебы, не могут служить ему долго, их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека самостоятельности и познавательной активности. В тоже время невозможно, да и нет необходимости, перевести весь учебный процесс в форму самостоятельной работы, надо сочетать ее с иными активными и традиционными формами обучения. Изучение материала лучше построить так, чтобы преподаватель не «втолковывал» новые знания, а был бы только помощником их изучения. При этом педагог остается практическим координатором всего учебного процесса. При организации самостоятельной работы, основной задачей преподавателя является заинтересовать студентов, после чего преподавателю остается только определять направления и корректировать деятельность, студент сам свернет горы. Хочу отметить, что заинтересовывать студентов желательно не положительной оценкой (хотя и это тоже было и остается одним из стимулов), а в первую очередь значимостью, актуальностью проблемы или ее необычайностью. При преподавании юридических дисциплин большое внимание необходимо уделять творческому подходу к изучению студентами материала, так как во главу угла ставиться не надзор и контроль со стороны преподавателя (хотя он не должен отсутствовать), а самостоятельная работа студентов, где преподаватель должен быть направляющим вектора активности студентов. Поэтому элементы самостоятельной работы желательно включать на всех этапах преподавания, начиная с планирования занятия, заканчивая контролем знаний (сюда входит: самостоятельное изучение темы, конспектирование, составление и решение практических ситуационных задач, анализ правовых норм, разрешение спорных моментов, самоконтроль, индивидуальная работа отдельных студентов по опережающим заданиям или углубленное освоение отдельных вопросов темы и т.д.). Самостоятельная работа студентов может и должна быть использована на различных этапах учебного процесса: при первичном получении знаний, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Вся работа преподавателя со студентами должна включать в себя элементы самостоятельности студентов. Нельзя разбивать занятие отдельно на работу преподавателя и отдельно работу студентов, необходимо это гармонично сочетать. Самостоятельная работа включает в себя много различных аспектов, но в первую очередь выделяется работа студентов в аудитории и самостоятельное изучение материала во внеурочное время. При работе со студентами в аудитории применение методов самостоятельной работы имеет множество различных ракурсов. Для активизации познавательной активности используются в первую очередь проблемно-поисковые методы обучения связанные с постановкой перед студентами вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать, делать выводы и решения. Конечно, познавательная деятельность студентов проходит не полностью самостоятельно, а под руководством преподавателя, который подводит цепочкой вопросов студентов к выводам. Так, при построении занятия всегда желательно использовать элементы взаимодействия между преподавателем и студентами. Практически каждое занятие может включать в себя дискуссию по новой теме или проблемным моментам предыдущих тем. Здесь также присутствуют элементы самостоятельной работы, так как в процессе общения необходимо не просто разговаривать со студентами, а заставлять их думать, а для этого постоянно в процессе дискуссии нужно ставить проблемы, задачи, создавать спорные ситуации. Широко используются проблемные лекции, эвристичские беседы. Так как изучение юридических дисциплин направлено во многом на то, чтобы студенты в дальнейшей жизнедеятельности могли разрешать спорные правовые ситуации, то и преподавание должно происходить таким образом, чтобы постепенно их к этому приучать. Очень продуктивным является создание на уроке ситуации, когда у студентов начинается раскол во мнениях, полезно самому преподавателю создать такое положение, но это должно быть под его контролем. Когда создается такая ситуация, возникает необходимость в ее разрешении, надо определить кто прав, возникает спор в результате которого и должна «родиться истина», только рождаться она должна под внимательным контролем преподавателя, но желательно, чтобы без его непосредственного участия. Продуктивным является обсуждение студентами материалов средств массовой информации (статей, сюжетов телепередач, документальных и художественных фильмов). Одним из распространенных видов самостоятельной работы является выполнение докладов и рефератов. Такая деятельность студентов благотворно воздействует на развитие способностей студентов, повышает интерес к учебному предмету, а также выражаются особенности личности студента, особенности его восприятия. Результативными для освоения знаний является самостоятельная разработка конспектов, но более увлекательным для студентов является разработка по темам тестов, схем, таблиц, кроссвордов, тезисов, и конечно разработка и решение ситуационных задач. Если студенты сами разрабатывают тему, не обязательно навязывать им типовые ситуации для разрешения, лучше предоставить студентам возможность на основе изученного материала создать задачу для других студентов, и, используя малые группы, предоставить им возможность решать задачи друг у друга. При этом можно создать дух соревновательной активности. Все это должно проходить под руководством преподавателя, которому потом необходимо назвать типовые проблемы, возникающие по изучаемой теме. Такой метод решения ситуационных профессиональных задач позволит студентам более детально рассмотреть исследуемый вопрос при составлении задачи, а также обратить внимание на практическое применение темы, тогда как, решая задачу, поставленную преподавателем, основной целью студента является быстрее найти ответ и получить оценку. В ряде случаев, в качестве задания для самостоятельной работы можно использовать жизненные ситуации известные большинству группы. Интересным для студентов является делать выводы на примере известного случая, необязательно реального. Так, например, чтобы стимулировать студентов к изучению договора аренды можно попросить их разрешить спор, возникший между котом и псом в мультфильме по поводу теленка родившегося от арендованной коровы. При решении профессиональных ситуационных задач можно использовать деловую игру, с распределением ролей. Так например, если задание связанно с договором, можно выделить представителей сторон, которые будут защищать интересы истца, ответчика или третьих лиц. По завершении изучения дисциплины «Правоохранительные органы РФ» можно провести расследование и судебное разбирательство дела с участием следователя, прокурора, адвоката и судьи. При этом студенты самостоятельно готовятся и практически сами проводят эти игры. Со стороны преподавателя осуществляется только контроль. Проведение таких занятий требует большой подготовки, и нет необходимости требовать от студентов полного соответствия всем правилам, можно акцентировать внимание только на отдельных аспектах урока, его целях, а в остальном дать им больше свободы в самовыражении. Полезно предоставлять студентам как можно большую свободу выбора и свободу самовыражения. В отдельных случаях студенты полностью готовят и проводят занятие самостоятельно под контролем преподавателя. В этом случае, студент готовит и проводит урок сам: с опросом, выставлением оценок, освещением нового материала, он же самостоятельно контролирует дисциплину на занятии. Это помимо учебных и познавательных целей, приводит к тому, что студенты начинают с большим уважением относится к труду преподавателя. Для продуктивной самостоятельной работы студенту предоставляется большой вспомогательный материал. Это и раздаточный материал, и ознакомительные комплексы, и учебные пособия. Большое внимание уделяется внеаудиторной работе студентов. Домашнее задание, как правило, включает в себя не только повторение изученного на уроке, но и дополнительное самостоятельное исследование материала. Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера, что позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии. Можно использовать наряду с обязательными домашними заданиями также необязательные (желательные) задания. При этом необходимо давать такие задания, работа над которыми заставит их общаться со специальной литературой и периодическими источниками, посещать библиотеки. Это позволяет сформировать навыки, которые могут помочь студентам в дальнейшей практической деятельности. Самостоятельная работа студентов с книгой должна занимать большое место. Она может быть использована и в качестве элемента урока, и в качестве домашнего задания, такая работа формирует у студентов умения и навыки пользования книгой и получения самостоятельно информации. Преподаватель, как правило, рекомендует определенную литературу и это может привести к снижению поисковой активности студента, поэтому здесь необходимо осуществлять индивидуальный подход. В отдельных случаях лучше дать список литературы для использования в обучении, порекомендовать отдельные издания, а в ряде случаев, наверное, можно ограничиться общими указаниями (ограничение года издания, различия в подходах и т.д.). Задания по работе с книгой также должны быть разнообразными, начиная от конспектирования и комментирования текста, составления рефератов, схем, таблиц по тексту и заканчивая выполнением практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы. При организации учебного процесса основная роль преподавателя сводится к организации самостоятельной работы студентов. Проводятся дополнительные занятия. При этом учитывается личностно-ориентированный подход к студентам, имеющим различные уровень подготовки. Заключение В данной работе преподавателем раскрыты роль и значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, порядок ее организации при преподавании юридических дисциплин, порядок ее осуществления на отдельных этапах преподавания. Создание данной методической работы продиктовано желанием поделиться с педагогами своим опытом организации самостоятельной работы студентов. Литература: 1. Н.В.Басова. Педагоика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 2. С.А.Смирнов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: издательский дом «Академия», 2003. 3. Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 4. Л.Г. Семушина., Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001.