Для успешной реализации ФГОС СПО третьего поколения необходимо создавать условия, обеспечивающие компетентностный подход к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей. Одним из таких условий является введение в учебный процесс активных форм обучения. При изучении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» мозговой штурм занимает главенствующее место, как метод «активизации группового поиска идей, решений проблемы» [4, с.260].
Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
При выборе содержания для включения их на обсуждение в форме мозгового штурма, мы исходим из практической направленности той или иной темы. Так, например, при изучении раздела «Основы правового регулирования профессиональной деятельности в РФ» нами были выбраны темы «Трудовой договор», «Рабочее время и время отдыха», «Дисциплина труда», «Права и обязанности предпринимателей», «Договор страхования и его виды», «Административная ответственность».
Коллективное решение проблемы на основе стимулирования творческой активности возможно только при соблюдении определенных правил проведения данной формы обучения(1,2,4):
- четкое целеполагание деятельности;
- обеспечение максимальной свободы участникам (предоставление слова каждому; высказывание любых предположений, идей; запрет критики мнений);
- иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
- огромная роль "ведущего" (умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии);
- демократический стиль управления;
- создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы обучения.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:
1. Первый - постановка проблемы. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована, т.е. необходимо создать мотивацию данной деятельности. Так, изучая тему «Трудовой договор» методом мозгового штурма, мы ставим проблему выявления отношений, которые регулируются трудовым законодательством. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Необходимо установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.
2. Второй этап - генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Например, вышеназванная тема учебного занятия предполагает обсуждение следующих вопросов: «Правомерно ли предложение руководителя поработать без заключения трудового договора?», «Каким образом заключаются трудовые отношения?», « Каковы могут быть последствия незаключенного трудового договора?», «Что такое испытательный срок и как он устанавливается?» и др. На этом этапе перед учителем ставятся следующие задачи: начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам; собрать максимум мнений, идей, предложений, поддерживая высокий уровень активности всех участников; не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности; оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений.
3. Третий этап - группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Этот этап возможно назвать этапом консолидации, что предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. Здесь осуществляется контролирующая функция занятия. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Преподавателю важно добиться чувства удовлетворения у большинства участников мозгового штурма, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Используя метод мозгового штурма в процессе обучения, мы можем отметить тот факт, что данный метод направлен, в первую очередь, на преодоление стереотипов и шаблонов в мышлении, раскрывает творческий потенциал обучающихся, учит их культуре совместного обсуждения идей и решению проблем.
Список литературы:
1.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998. – 399 с.
2.Педагогика / под. Ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд – во «Проспект», 2004. – 432 с.
3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности / под. Ред. А.Я. Капустина. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 382.
4. Психологический словарь / Авт.-сост. Коропулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 640 с.
|