Сморгунова М.А., преподаватель, г.Вольск, Саратовская область.
Курышева М.В., учитель, Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое
Педагогическая поддержка в современном образовании: понятие и принципы осуществления в практической деятельности
Новые подходы и принципы образования ставят сегодня на первый план проблему повышения самостоятельности, саморазвития, самопознания и личностной самореализации. Методы «воздействия» педагога, применяемые к обучающимся, уходят в далекое прошлое. Все чаще в отечественном образовании происходит обращение к пониманию воспитания и обучения как деятельности, базирующейся на субъект - субъектных отношениях, сотрудничестве и сотворчестве. Именно к такой культуре воспитания и обучения, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений относится педагогическая поддержка (1,2,6 и др.).
В последнее время происходит значительное расширение представлений педагогов о педагогической поддержке, которая стала занимать важное место в мировой системе образования. Чаще всего данное понятие рассматривается «как система разнообразных мероприятий, проводимых с целью дифференциации по интересам, способностям, жизненным устремлениям, и направленных на их выявление» или используется в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, связанным с «педагогической деятельностью, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека» (В.П. Бедерханова).
Свидетельством многогранного использования данного понятия могут служить определения, данные участниками всероссийской конференции, посвященной вопросам педагогической поддержки (7):
система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям, направленных на их выявление и педагогические действия, ставшие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, различных жизненных, образовательных проблем (И.Д.Фрумин);
совместная деятельность участников воспитательного процесса, создающая условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленная на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений (И.В.Воронкова);
способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них (Н.Н. Михайлова);
помощь школьнику в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К.Валстром, К.МакЛафлин, П.Зваал, П.Понте, Д.Романо).
Как видим, педагогическая поддержка значительно отличается от традиционных форм работы педагога с детьми, что выражается в первую очередь в гуманизации процесса обучения и воспитания, обращении к индивидуальности своего ученика, его «самости». Существующее многообразие мнений и подходов к определению педагогической поддержки, позволяет не только многомерно рассматривать данную категорию, но и дает возможность обдуманно выбрать каждому педагогу именно то, что больше всего соответствует его собственному видению, тем самым, определяя многообразие способов педагогической деятельности.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка - в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития. Мы считаем, что успешность деятельности педагога в данном направлении зависит и от таких условий, как:
· насколько осознана и принята педагогом и обучающимся данная деятельность;
· имеется ли запрос самого ребенка (подростка) о помощи;
· достаточно ли высок уровень ответственности за осуществление поддержки со стороны взрослого;
· созданы комфортно-психологические условия жизнедеятельности каждого ребенка (подростка).
Кроме того, каждый педагог должен принимать во внимание этику педагогической поддержки. Наиболее важные ее принципы сформулированы О.С. Газманом (5). Считаем, что именно они и должны быть положены в основу работы педагога по данному направлению:
· ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
· самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
· всегда принимай ребенка таким, каков он есть, в его постоянном изменении;
· все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
· не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
· дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
· не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
· доверяя – не проверяй;
· признавай право на ошибку и не суди за нее;
· умей признавать свою ошибку;
· защищая ребенка, учи его защищаться;
· оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе.
Кончено, перечисленные принципы же исчерпывают всех, необходимых педагогу для более успешной и эффективной деятельности. Но, однако, их соблюдение позволит избежать многих ошибок, создать целенаправленную систему действий по поддержке ребенка. Отсюда вытекают и сами условия обеспечения педагогической поддержки: согласие ребенка на помощь и поддержку; приоритет в решении проблем ребенка должен принадлежать самому ребенку, педагог лишь создает условия для этого, помогая осознавать суть проблемы и совместно искать способы выхода из ситуации; ориентация на способность самостоятельно преодолевать препятствия, совместность, сотрудничество, содействие; безопасность, защита здоровья, человеческого достоинства, рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату; педагог основывает свою деятельность на принципах конфиденциальности и “Не навреди”, реализуя их на протяжении всего взаимодействия с ребенком. Каждый выше представленный компонент осуществляется только в тесном сотрудничестве взрослых и детей, при достаточной самодеятельности последних.
Таким образом, педагогическая поддержка в современной педагогике является основным элементом образования, представляющим собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, а так же помощь в преодолении препятствий и проблем самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.
Литература
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределение старшеклассника в культуре// Новые ценности образования. Выпуск №6/ Под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. – 67 с.
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.// Классный руководитель. №3, 2000 – с.63-81.
- Бедерханова В.П. От несвободы к свободному ребенку и педагогу. // Народное образование. №4-5, 2000. – с. 31-37.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. // Классный руководитель. №3, 2000. – с. 39.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. – 58с.
- Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования, М.: Инноватор, 1995. –1 03с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования //Новые ценности образования, №10, с.243.
|