Submitted by Валентина Гулянская on Tue, 25/02/2014 - 16:30
Организация духовно-нравственного воспитания кадет в Тацинском казачьем кадетском профессиональном училище.
Проведение комплекса мероприятий,
посвященных празднованию Пасхи Христовой.
Гулянская Валентина Александровна, преподаватель истории
Пилипенко Владимир Николаевич, преподаватель основ православной культуры
.
Духовно-нравственное воспитание средствами интеграции историии основ православной культуры
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России 15миллионов наркоманов, 35 миллионов алкоголиков, рождается 17% детей с психическими отклонениями. На одного человека России приходится более 25 литров алкоголя в год, тогда как при 8 литрах алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития обучающихся с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется человек.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая задача всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности.
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана с четырьмя основными положениями:
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
в современном мире молодой человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на еще формирующуюся сферу нравственности;
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважении к каждому человеку;
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Учебная дисциплина «История» имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо постоянно заострять внимание обучающихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанными человечеством и передаваемыми им духовными ценностями. Исторический материал на уроке должен осмысливаться разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание. Роль преподавателя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае, не навязывающей свои ценности.
Особое внимание нравственным и духовным ориентирам уделяется на уроках основ православной культуры.
Кадеты казачьего профессионального училища должны знать, что для Донского края православие является культурообразующей основой. Они должны знать красоту этой культуры, ее достоинства, то, что она дает человеку, чем она была для наших предков. У детей должна быть связь прошлого и современности.
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок учебной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
С 1 сентября 2011 года учебная дисциплина «Основы православной культуры» стала в нашем училище обязательной.
Преподавание духовно-нравственной культуры заключается не в том, чтобы давать обучающемуся «теорию нравственности» или «теорию духовности», а в том, чтобы помочь правильно ориентироваться в обществе, в котором он живет. Причем сориентировать его необходимо не только в современности, но и обеспечить интеграцию в отечественную культурную традицию — в глубь времен, в историю.
Духовно-нравственное воспитание в нашем училище тесно связано с военно-патриотическим воспитанием на основе казачества. Два важнейших направления воспитание молодых казаков: духовно-нравственное и патриотическое воспитание находятся в диалектическом единстве, взаимно обуславливают и дополняют друг друга. Являясь составной частью общего процесса воспитания подрастающего поколения, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, прежде всего, формирует личность высоко идейной, убежденной, сознательной, социально-активной в жизни.
Реализация вышеназванных направлений возможна только при соблюдении принципов казачьей педагогики, которые актуальны и сегодня. Это:
общинность воспитания (воспитание – дело коллективное);
семья – основа казачьего общества (формирование бережного и уважительного отношения к семье);
присутствие культурной составляющей в процессе воспитания.
Опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, духовно-нравственное воспитание позволит учащемуся различать добро и зло, оценивать, что полезно, а что опасно, к чему надо стремиться, а чего следует избегать.
Д.С.Лихачев оставил такой педагогический завет: «Школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.
Без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни российской государственности, ни нашей культуры. Недаром же Государственный Гимн России начинается словами: «РОССИЯ — СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА!». А свидетельством того, что большая часть народа России — люди верующие, служат другие слова нашего Государственного Гимна — ХРАНИМАЯ БОГОМ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ!
Организация духовно-нравственного воспитания кадет в Тацинском казачьем кадетском профессиональном училище.
Проведение комплекса мероприятий,посвященных празднованию Пасхи Христовой.
Цели и задачи проведения мероприятий, посвященных празднованию Пасхи Христовой.
Цели: создание оптимальных условий для духовного становления личности обучающихся; показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
Задачи:
познакомить с традициями празднования главного православного праздника;
расширять представление о православной культуре и святынях мира, страны, своего региона;
формировать интерес обучающихся к православной культуре.
Интегрированный урок основ православной культуры и истории «Великая Пасха Христова».
Интегрированный урок основ православной культуры и истории «Великая Пасха Христова» проводится накануне Светлого христианского праздника.
Проведение урока является подготовительным этапом к главному событию - доставке Благодатного огня из Ростова-на-Дону в храмы Тацинского и Белокалитвинского районов. Эта почетная честь предоставляется лучшим кадетам и преподавателям нашего училища три года подряд.
Урок вооружает обучающихся знаниями об истории праздника, о его традициях, о чудесном схождении Благодатного огня, о его распространении по всему христианскому миру. Также он вносит большой вклад в воспитание нравственности, благочестия, духовности.
Конкурс презентаций обучающихся, посвященный Пасхе Христовой.
Данный конкурс продолжает подготовку к главному событию всего комплекса мероприятий. В нем принимают участие обучающиеся I-III курсов. На конкурс принимаются работы как индивидуальные, так и коллективные. Темы для презентаций обучающиеся выбирают самостоятельно, но всегда могут получить совет и помощь от преподавателей основ православной культуры, истории, литературы и других. В разные годы учащиеся делали презентации на такие темы, как, например, «Светлая Пасха Христова», «Пасха на Дону», «Традиции празднования Пасхи», «Храмы Донской земли», «Тацинские кадеты знакомятся с православными святынями Дона», «Чудо Благодатного огня» и многие другие.
Работа над подготовкой презентаций способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет им проявить самостоятельность, расширить кругозор, пополнить багаж знаний и опыта.
Жюри подводит итоги конкурса, учитывая не только грамотность, красочность презентаций, но, в первую очередь, их духовную и нравственную составляющие.
Участие в доставке Благодатного Огня.
Тема Благодатного Огня для православного человека затрагивает самые глубинные струны сердца.
Благодатный Огонь сходит в храме Воскресения Христова в Иерусалиме уже не первое тысячелетие. В дальнейшем от первого зажженного пучка свечей зажигаются лампады, свечи по всему храму. Специальными авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, оттуда развозится по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. Впервые в истории современной России Благодатный Огонь был доставлен в Москву в 1992 году. В первую делегацию входили епископ Вашингтонский Василий Родзянко, писатель Дмитрий Жуков, историк Сергей Беляев, журналист Александр Крутов, российские ученые. Кроме того, частицы Огня доставляют из Москвы в епархиальные центры Русской Православной Церкви. Это Минск, Рига, Ташкент, Бишкек, Таллин, Баку, Дербент, Санкт-Петербург, Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострома, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Рязань, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Южно-Сахалинск, Якутск и другие.
Несколько лет подряд кадетам и преподавателям Тацинского казачьего кадетского училища представляется случай из аэропорта города Ростова-на-Дону доставить Святыню в храмы Тацинского и Белокалитвинского районов. Мы очень гордимся предоставленной нам честью. События этого дня всем участникам запоминаются на всю жизнь. Участие в этом святом деле – лучший способ воспитать кадет в духе православных и казачьих ценностей!
В разные годы делегации кадет училища возглавляли: директор Александр Аникин, преподаватель основ православной культуры Владимир Пилипенко. В состав делегаций входили лучшие кадеты: Надежда Шипелова, Ксения Агаркова, Михаил Кожанов, Владислав Пимакин, Максим Гончаров, Сергей Золотарев, Александр Пятаков, Антон Сопков.
«Серебристая ВАЗ-2114 за час до прибытия авиарейса с Благодатным Огнем уже стояла на автостоянке ростовского аэропорта. Все ждали посадки самолета со Святыней в 15.15, однако течение событий ускорилось и уже в 15.07 Огонь внесли в здание аэровокзала. Несколько десятков православных жителей Дона устремили свое внимание за спины полицейского ограждения в сторону часовни Архангела Михаила. Первый, получивший доступ к Огню в часовне, солидарно вернулся и своей свечой передал долгожданный язычок пламени терпеливо ожидающим своей очереди. Бережно неся фонари, лампадки, лампы, свечи, счастливые обладатели Иерусалимской святыни начали движение в свои дома и приходы»,- так описывает первые минуты прибытия Святыни на Донскую землю Владимир Пилипенко.
«Мы стали частью Воскресения Христова – это вдохновляло и придавало силы», - сказал Сергей Золотарев. На трассе в районе Белой Калитвы первым нас встречает и зажигает лампадку Благодатным Огнем отец Александр Калабухов, затем под праздничный колокольный звон у храма Державной Иконы Пресвятой Богородицы передаем святыню благочинному протоиерею Василию Маштанову. На повороте к поселку Шолоховскому, где находится храм Иверской Иконы Божией Матери, нас встречают посланцы местного прихода.
Заключительный этап по доставке Иерусалимской святыни -у входа на подворье храма Рождества Пресвятой Богородицы в станице Тацинской. Вечером дня Святой Пасхи около шести часов под аккомпанемент колоколов настоятель Тацинского храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Ростислав вносит под церковные своды фонарь с трепещущим язычком пламени. Еще немного и все лампадки и свечи светятся огоньками Благодатного Огня.
Долго еще сердца тружеников Христа ради из казачьего училища горят духом Воскресения Христова и честно исполненного долга!
Съемки православного фильма «От Гроба Господня до станицы Тацинской».
В рамках межрегиональной выставки-форума «Православная Русь», проводимой в конгрессно-выставочном центре «Вертол-Экспо» в городе Ростов-на-Дону, прошло подведение итогов конкурса православных фильмов «Земное и небесное воинство» среди казачьих кадетских учебных учреждений Ростовской области. По единодушному решению конкурсного жюри лучшим был признан фильм «От Гроба Господня до станицы Тацинской», снятый творческой группой Тацинского казачьего кадетского училища.
Фильм посвящен доставке Благодатного Огня в день Христова Воскресения в храм Рождества Пресвятой Богородицы станицы Тацинской. Работали над ним под руководством офицера-воспитателя Владимира Пилипенко кадеты Александр Пятаков, Сергей Золотарёв, Антон Сопков. Предварительно получили на участие в конкурсе благословение от духовника училища иерея Ростислава Сагинашвили.
Дебютанты православного кинематографа из рук заместителя руководителя отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии иерея Андрея Беспалова получили почетную грамоту, а также икону Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», книги православного содержания. В добавление к этому начальник отдела департамента по работе с казачьими кадетскими учебными заведениями области Анатолий Симоненко вручил победителям DVD-диски и книги по истории казачества.
Конкурсы среди кадетских учебных заведений, где главным инструментом является видеокамера, будут продолжаться.
Также будет продолжаться и другая многообразная работа по православному воспитанию.