Информатика была введена во все типы школ с 1 сентября 1985г. под названием «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Предмет преподавался в двух старших классах. В начале 50-х г появились первые ЭВМ. После этого началось бурное развитие программирования. После появления ЭВМ в научно-исследовательских учреждениях стали возникать разновозрастные группы учащихся по изучению начал программирования для ЭВМ. На этом этапе были сделаны выводы, что детей можно обучать программированию. Толчком к созданию первых программ по курсу программирования для средних школ послужило появление в начале 1960-х гг. школ с математической специализацией, предусматривающих подготовку вычислителей-программистов. В 1961г. Министерство просвещения утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: программы по общему курсу математики, а также специальным учебным предметам: «Математические машины и программирование», «Вычислительная математика» («Приближенные вычисления»). Развитие школ со специализацией в области программирования сыграло важную роль: оно возбудило поток публикаций и методических разработок, посвященных вопросам преподавания программирования школьникам. Широкое распространение в эти годы имели подготовленные для школ с математической специализацией учебные пособия, по системе программирования. Одна из наиболее перспективных линий развития фундаментальных основ школьной информатики получила развитие с начала 60-х годов в связи с экспериментами по обучению учащихся элементам кибернетики. У истоков этого направления стоял Леднев. К середине 70 г. удалось добиться введения курса ОСНОВЫ КИБИРНЕТИКИ объемом 140 часов. Еще одним немаловажным этапом стало внедрение факультативных курсов (программирование, вычислительная математика) в 1966г. Но они не получили широкого распространения, причинами стали отсутствие ЭВМ и неподготовленностю учителей. В начале 70 начала развиваться система подготовки на базе УПК. УПК были хорошо оснащены и обладали подготовленными кадрами. 60-70 г. сформулированы основные компоненты алгоритмической культуры: Понятие алгоритма и его свойства, Понятие языка описания алгоритмов, Уровень формализации описания, Принцип дискретности, Принцип блочности, Принцип цикличности. Во второй половине 70 с появлением программируемых калькуляторов, было принято решение о внедрении их в процесс обучения. Появление ЭВМ массового использования послужило к созданию 79г программы компьютеризации школы.
2. Ретроспективный анализ проблемы обучения школьников элементам кибернетики. Методические аспекты формирования представлений об информационных основах управления в курсе информатики и информационных технологий.
В начале 60 гг. проводились эксперименты по обучению учащихся элементам кибернетики. Основоположником этих исследований стал Леднев. Он доказывал необходимость включения основ кибернетики в учебный план школы. Кузнецов и Леднев доказали необходимость введения кибернетики в ср школу, причем отдельным предметом. Им удалось добиться включения в середине 70х курса "Основы кибернетики" общим объемом в 140 часов в 9 10 кл. как факультатив. На этом курсе изучалось: Что изучает кибернетика, Представление информации в кибернетической системе, Модели, алгоритмы, Логические преобразователи информации, Программирование для ЦВМ, Информация и ее кодирование. В последствии большинство тем изучаемых в курсе, вошли в число основных компонентов школьного курса информатики. Именно эти основы курса кибернетики создали предпосылки для формирования фундаментальных компонентов современного школьного курса информатики.
По мнению Леднева и Кузнецова, общеобразовательное значение основ кибернетики для среднего образования заключалось: 1) кибернетика, вводя понятие об информационных связях способствует формированию представлений о единстве мира; 2) трактовка явлений, процессов, изучаемых с разных сторон учебными предметами, в том числе и кибернетикой, создает у учащихся глубокое, многостороннее, научное представление о мире; 3) изучение кибернетики открывает возможности для более последовательного изложения основных мировоззренческих идей; 4) роль кибернетики в подготовке учащихся к профессиональному обучению определяется тем, что изучение целого ряда практических наук базируется на изучении ее основ.
3. Алгоритмическая культура учащихся. Методика обучения языку программирования в курсе информатики и ИТ старшей школы (базовый уровень).
В основе программирования для ЭВМ лежит понятие алгоритмизации, как процесса разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Еще до появления ЭВМ, представление об алгоритмических процессах давались математикой (теории алгоритмов). Однако с появлением ЭВМ этот сектор стал приобретать самостоятельность. Всязи с этим сложились компоненты алгоритмической культуры.
Информатика была введена во все типы школ с 1 сентября 1985г. под названием «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Предмет преподавался в двух старших классах. В начале 50-х г появились первые ЭВМ. После этого началось бурное развитие программирования. После появления ЭВМ в научно-исследовательских учреждениях стали возникать разновозрастные группы учащихся по изучению начал программирования для ЭВМ. На этом этапе были сделаны выводы, что детей можно обучать программированию. Толчком к созданию первых программ по курсу программирования для средних школ послужило появление в начале 1960-х гг. школ с математической специализацией, предусматривающих подготовку вычислителей-программистов. В 1961г. Министерство просвещения утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: программы по общему курсу математики, а также специальным учебным предметам: «Математические машины и программирование», «Вычислительная математика» («Приближенные вычисления»). Развитие школ со специализацией в области программирования сыграло важную роль: оно возбудило поток публикаций и методических разработок, посвященных вопросам преподавания программирования школьникам. Широкое распространение в эти годы имели подготовленные для школ с математической специализацией учебные пособия, по системе программирования. Одна из наиболее перспективных линий развития фундаментальных основ школьной информатики получила развитие с начала 60-х годов в связи с экспериментами по обучению учащихся элементам кибернетики. У истоков этого направления стоял Леднев. К середине 70 г. удалось добиться введения курса ОСНОВЫ КИБИРНЕТИКИ объемом 140 часов. Еще одним немаловажным этапом стало внедрение факультативных курсов (программирование, вычислительная математика) в 1966г. Но они не получили широкого распространения, причинами стали отсутствие ЭВМ и неподготовленностю учителей. В начале 70 начала развиваться система подготовки на базе УПК. УПК были хорошо оснащены и обладали подготовленными кадрами. 60-70 г. сформулированы основные компоненты алгоритмической культуры: Понятие алгоритма и его свойства, Понятие языка описания алгоритмов, Уровень формализации описания, Принцип дискретности, Принцип блочности, Принцип цикличности. Во второй половине 70 с появлением программируемых калькуляторов, было принято решение о внедрении их в процесс обучения. Появление ЭВМ массового использования послужило к созданию 79г программы компьютеризации школы.
2. Ретроспективный анализ проблемы обучения школьников элементам кибернетики. Методические аспекты формирования представлений об информационных основах управления в курсе информатики и информационных технологий.
В начале 60 гг. проводились эксперименты по обучению учащихся элементам кибернетики. Основоположником этих исследований стал Леднев. Он доказывал необходимость включения основ кибернетики в учебный план школы. Кузнецов и Леднев доказали необходимость введения кибернетики в ср школу, причем отдельным предметом. Им удалось добиться включения в середине 70х курса "Основы кибернетики" общим объемом в 140 часов в 9 10 кл. как факультатив. На этом курсе изучалось: Что изучает кибернетика, Представление информации в кибернетической системе, Модели, алгоритмы, Логические преобразователи информации, Программирование для ЦВМ, Информация и ее кодирование. В последствии большинство тем изучаемых в курсе, вошли в число основных компонентов школьного курса информатики. Именно эти основы курса кибернетики создали предпосылки для формирования фундаментальных компонентов современного школьного курса информатики.
По мнению Леднева и Кузнецова, общеобразовательное значение основ кибернетики для среднего образования заключалось: 1) кибернетика, вводя понятие об информационных связях способствует формированию представлений о единстве мира; 2) трактовка явлений, процессов, изучаемых с разных сторон учебными предметами, в том числе и кибернетикой, создает у учащихся глубокое, многостороннее, научное представление о мире; 3) изучение кибернетики открывает возможности для более последовательного изложения основных мировоззренческих идей; 4) роль кибернетики в подготовке учащихся к профессиональному обучению определяется тем, что изучение целого ряда практических наук базируется на изучении ее основ.
3. Алгоритмическая культура учащихся. Методика обучения языку программирования в курсе информатики и ИТ старшей школы (базовый уровень).
В основе программирования для ЭВМ лежит понятие алгоритмизации, как процесса разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Еще до появления ЭВМ, представление об алгоритмических процессах давались математикой (теории алгоритмов). Однако с появлением ЭВМ этот сектор стал приобретать самостоятельность. Всязи с этим сложились компоненты алгоритмической культуры.
|