Используемые учебники и учебные пособия:
Хилько А.А. Математика:Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, - СПб, 2008.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы.- под ред. В.В.Воронковой, -М, 2008.
Ход урока.
- . Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Мозговая гимнастика.
- Упражнения «Ленивая восьмёрка!»
- «Моргание», «Шапка размышлений»
2. Мотивация к деятельности.
А) Составление слова + числовой ряд.
- - Ребята, у вас на партах лежат карточки с числами. Назовите число на своей карточке( 12, 15, 20 и т.д.)
- Составьте слово, расположив числа в порядке возрастания.
- Какое слово получилось? ОЛИМПИАДА
Б) Чистописание
- Назовите самое маленькое число в данном числовом ряду (12).
- Назовите разрядный состав этого числа (1 десяток и 2 единицы).
- Красиво пропишите число 12 в тетрадях.
Лучшие спортсмены разных стран борются за звание Олимпийских чемпионов по зимним видам спорта в Сочи.
Для веры в успех были созданы олимпийские талисманы, которыеприносят спортсменам удачу.
- Назовите талисманы в нашей стране (зайка, мишка, леопард и т.д.)
- Сегодня, Леопард и его друзья предлагают вам принять в участие в особеннойОлимпиаде! Математической Олимпиаде!
- Вы будете олимпийской командой! И ваша команда может заработать золотые медали.Для этого вам необходимо, набрать 5 баллов!
- Какое правило у спортсменов одно из главных?Дисциплина и взаимовыручка! И всё у вас получится!
3. Устный счет
- Начнём работу с разминки, которую проведёт быстрый Леопард.Вспомним состав чисел и приемы сложения, вычитания. Приготовьте ряд чисел в пределах 10
А) Состав чисел.
- Ребята, составляем число 10, покажите недостающее число.
(Учитель показывает детям карточки типа 10 – это 2 и ?; и т.д.)
Дети показывают нужную цифру. 10 –это 2 и 8 и т.д.
- Выполните вычисления, покажите нужную цифру.
10 – 2 (10 минус 2), 10 уменьшить на 3,найдите остаток чисел 10 и 7, уменьшаемое 10 вычитаемое 6 и т.д.
В) Математическая цепочка.
- Ребята, Леопард приготовил спортивный снаряд. Это гранитный камень. Как вы думаете, в каком виде спорта его используют? (Кёрлинг, Биатлон)
Чтобы узнать правильный ответ, выполним задание «Математическая цепочка» (см. приложение)
Молодцы! Нашли верный ответ на вопрос! Это спорт. снаряд необходим для командной игры Кёрлинг! Участники команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые «камни» в сторону мишени на льду. С помощью спец. щёток спортсмены помогают камню скользить дальше в нужном направлении.Молодцы! Получаете 1 балл!
Рефлексия. Поднимите руки , кто не испытал затруднений в составлении чисел и вычислениях. Теперь, поднимите руки, те ребята, кто затрудняется выполнить задание самостоятельно.
4. Введение в тему.
- Леопард передаёт эстафету ловкому Зайчику.
- Вы будете работать в парах.
- Проверьте, правильно ли решены примеры на вычитание.Если пример правильно решён, ставьте плюс (+), если нет минус (-) и исправьте ошибку .
Работа в парах.
ПРОВЕРКА.
- При решении, какого примера допущена ошибка?
11 – 3 = 8 11 – 4=7
11 – 5 = 6 12 – 3 = 5
Правильно, 12 – 3 = 5
Ребята, как мы решаем примеры на вычитание однозначного числа с переходом через десяток.
Запишите пример 12 – 3, кто попробует решить этот пример у доски?
12 – 3 = 12 - 2 – 1 =9 (Вычитаемое число 3 на какие два числа мы должны разложить? 2 и 1 . Почему сначала мы выбираем число 2? , т.к. уменьшаемое число 12 состоит из 1 дес. и 2 единиц и т.д.)
Молодец, правильно! И для своей команды вы зарабатываете ещё один балл!
5. Сообщение темы, цели урока
- Сегодня на уроке вы выбудете закреплять умение решать примеры и задачи на вычитание с переходом через десяток. Внимание, начинаем!
6. Актуализация знаний.
- Вспомним, как решаются примеры на вычитание с переходом через разряд.
12 – 6 =
- Кто желает решить пример у доски?
Гимнастика для глаз.
А это кто к нам мчится? Мишка. Прокатимся с горки вместе с Мишкой.
Поиграем с талисманами.
Гимнастика по методике Базарного В.Ф. (1,2,3,4)
7. Закрепление. Задание от Мишки:
А) Решение примеров (с объяснением на доске).
12 – 5 12 – 7
Молодцы! Вот вам от Мишки ещё 1 балл!
Рефлексия.
- Встаньте те ребята, у которых не возникло трудностей при решении примеров с переходом через разряд. А теперь, встаньте те ребята, которые решали примеры с помощью.
Физминутка «А, теперь ребята, встали, Руки медленно подняли …»
Б) Решение задачи.
- Снежинка просит вас помочь решить задачу по краткой записи.
- Внимательно прочитайте краткую запись.
Россия - 12 золот. мед.
Япония - ? на 4 золот. мед. < , чем Россия
- Что такое Россия, Япония?
- Составьте задачу по краткой записи (условие, вопрос).
- Что известно из задачи?
- Что сказано про Японию?
- Что нужно найти?
- Самостоятельно запишите краткую запись, решение и ответ задачи.
Самостоятельно записывают (один ученик за доской).
12 – 4 = 12 – 2 – 2 = 8 (мед.)
Ответ: у Японии 8 золотых медалей.
- Объясните, как вы решили задачу?
Вспомним, как правильно решать примеры на вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
-Какой ответ в задаче вы записали?
Рефлексия.
- Встаньте те ребята, которые самостоятельно решили задачу.
- А теперь, встаньте те ребята, испытал трудности в решении задачи.Молодцы! Вот вам от Снежинки ещё 1 балл!
Игра на внимание: «Зайчик, Лучик, лыжи» (кинеологич.упражнения))
8. Повторение
- Ребята, последнее испытание. Нужно найти цифру, за которыми спрятались талисманы, для этого нужно решить примеры на вычитание однозначного числа с переходом через десяток.
12 – 8 = 4 (за цифрой 4 –спрятался Лучик) 12 – 9 = 3 (за цифрой 3 спряталась -Снежинка)
Молодцы! Вот вам от Лучика ещё 1 балл!
9. Итог. Рефлексия.
- Ребята, вот и закончилась Математическая Олимпиада! подведём итоги.- Какое умение вы закрепляли? (умениерешать примеры и задачина вычитание с переходом через десяток)
- Ребята, на пьедестале достижений. - Поставьте крестик на то место, на которое вы себя оцениваете. 1 – место – я всё умею сам, 2 место – мне требуется немного помощи, 3 место – мне пока сложно выполнять задания.
- Посмотрите, получилось- как 5 колец на олимпийском флаге.
Вы заработали 5 баллов. Награждение! Медали. Талисманы.
Я благодарю вас за работу на уроке!