Основные положения теории электролитической диссоциации
Submitted by Валентина Владимировна Дружинина on Fri, 05/06/2009 - 00:07
Ход урока
IПостановка целей и задач
Продолжая рассматривать тему «Растворение. Растворы», сегодня на уроке мы должны чётко сформулировать основные положения важнейшей теории химии – теории электролитической диссоциации. Формулировать будете вы сами, выполняя самостоятельно определённые задания.
IIРаспределение заданий группам.
Учитель раздаёт задания поясняет, что в работе можно пользоваться учебниками, необходимо фиксировать в тетради только схемы; определения повторить и ответить устно.
IIIСамостоятельная работа с книгой и тетрадью.
Учитель подходит к группам, даёт консультации по необходимости.Из каждой группы к доске выходит ученик и выполняет своё задание на отведённой части
IVОтчет о проделанной работе
По ходу урока все учащиеся фиксируют в тетради записи с доски, включаются в беседу:
- Что такое электролит и неэлектролит? Вид химической связи и вид кристаллических решёток. Примеры веществ и подтверждение их электропроводности в растворе ( учитель проводит демонстрационный опыт с прибором для опытов с электрическим током), просит прокомментировать. Что такое электрический ток? Какие частицы являются причиной электропроводности растворов? Чем она отличается от электропроводности металлов?
- Почему же всё-таки сухие кристаллы не проводят ток, а их растворы – проводят? Что называется электролитической диссоциацией? Ионом? Кто из учёных является основоположником идеи появления заряженных частиц в растворах? 1884 год Аррениус защищал докторскую диссертацию «Исследование о гальванической проводимости электролитов». Реакция коллег «без похвалы» лишала автора места доцента в университете. Шведский химик Клеве высмеял учёного: Может ли хлорид натрия, вещество стабильное, распадаться в воде? А если распадается, то на какие части? На газ хлор (зелёный, ядовитый) и свободный натрий ( легко взаимодействующий с водой!)? Это невозможно!
Смотрим на доске схемы строения атома и иона натрия, атома и иона хлора.Чем они отличаются?Их строение разное, значит и разные свойства.
Предположение Аррениуса было гениальным предвидением, оценилась его работа в 1903 году присуждением Нобелевской премии.Русские химики Каблуков и Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И.Менделеева, чтопозволило ответить на вопрос:
- Почему же именно в воде происходит распад на ионы? Вспомним особенности строения молекул воды – «диполь». Смотрим механизм диссоциации хлорида натрия (стадии - ориентация, гидратация, диссоциация), по плакату - диссоциацию уксусной кислоты (стадии - ориентация, гидратация, ионизация, диссоциация). Итак, причина диссоциации какая? ГИДРАТАЦИЯ.
- Что происходит с ионами в растворе после пропускания электрического тока?Даём определения понятий – катион, анион, простой ион, сложный ион.Все смотрим таблицу «Электролитическая диссоциация» (обсуждение)
- Кроме определения качественной стороны электролитической диссоциациинеобходимо знать и количественную сторону этого процесса. Какая величинаэто показывает? - Отчего зависят химические свойства растворов? От наличия определённыхионов в них после диссоциации. Почему все кислоты имеют похожие свойства? (смотрим действие индикаторов на растворы соляной и серной кислот).
- Обращаем внимание на уравнения диссоциации на доске. Проверяем их правильность. Почему все щелочи обладают похожими свойствами? (смотрим действие индикаторов на гидроксиды натрия и кальция),проверяем уравнения диссоциации. Формулируем определения понятий«кислота», «основание», «соль».
Обобщение: Каковы же основные положения ТЭД? Выполняем общее задание.Ваши ответы сейчас и являются положениями ТЭД.