Submitted by Оксана Юрьевна Седова on Tue, 18/02/2014 - 22:34
ОУ «СОШ №4 города Красноармейска Саратовской области»
учебно-исследовательская конференция учащихся
«СТАРТ В НАУКУ»
«ВСЕГДА ЛИ ДОЖДЬ – БЛАГО?»
Работу выполнили учащиеся 1 класса
МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска
Саратовской области»
Овсянникова Олеся
Терентьев Данила
Научный руководитель
Седова Оксана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска
Саратовской области»
г. Красноармейск
2013 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………… .3 - 4
Что такое дождь и как он образуется? ………………………………… .. 5
Какие дожди бывают? ……………………………………………….. .6 - 7
Влияние дождя на человека и природу …………………………….. . 8 - 9
Когда дождь – это плохо …………………………………………………10
Кислотные дожди: как с ними бороться …………………………... 11 - 12
Правила поведения при дожде …………………………………………. .13
Заключение ……………………………………………………………….. 14
Список ресурсов …………………………………………………………. 15
Приложение ……………………………………………………………….16
Введение
Музыка дождя нежна, мелодична,
Шелестит скользя, иногда ритмична,
Барабана дробь отбивает рьяно,
То целует нас, морося туманно.
Музыка дождя нежно слух ласкает.
Мысли, словно птиц, собирает в стаи.
Манит нас ко сну, дарит сновиденья,
Чтоб в душе у нас не было смятенья…
(И.Лысикова)
Объектом внимания нашего исследования стало одно из природных явлений – дождь.
Осенью, весной и летом мы ежедневно слушаем прогноз погоды, чтобы узнать, будет сегодня дождь и стоит ли брать с собой зонт, чтобы спрятаться от дождя и не промокнуть. Многие из нас любят гулять под дождём, засыпать под шум дождя, а другие, наоборот, при первых каплях дождя стараются спрятаться дома, не переносят слякоть и сырость, которую приносят дожди
Мы много наблюдали за дождем раньше и у нас возникли вопросы, на которые постараемся ответить в своей исследовательской работе. Что такое дождь? Как он образуется? Каким бывает? И всегда ли дождь – благо?
Тема нашей работы: «Всегда ли дождь – благо?»
Актуальность: мы считаем, что дождь может приносить не только пользу, но и вред окружающей природе.
Цель нашего исследования: узнать как можно больше о данном природном явлении.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой задачи:
Изучить способ образования дождя.
Узнать, какие дожди бывают?
Выяснить, как люди относятся к дождю?
Каких дождей не должно быть на Земле?
В своей работе мы использовали следующие методы:
Чтение специальной литературы (справочники, энциклопедии, художественные книги).
Использование Интернет-ресурсов с помощью взрослых.
Проведение опросов.
Проведение опытов.
Составление памяток-правил, буклетов.
Для выполнения этих задач мы проделали следующую работу:
собрали материал о том, что такое дождь и как он образуется;
собрали информацию о видах дождя;
провели опрос среди родных, учащихся и педагогов школы;
провели опыты с целью: узнать, как образуется дождь и как дождь может навредить природе;
собрали стихи, загадки, поговорки, рисунки о дожде;
составили памятки правил поведения во время дождя.
Что такое дождь и как он образуется?
В словаре Ожегова С.И.:
Дождь – 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
В словаре Даля В.И.:
Дождь – вода в каплях или струями из облаков.
Одним словом, дождь – это, прежде всего, вода.
На Земле много океанов, морей, рек, озер, прудов и просто лужиц. Солнце нагревает в них воду. Вода испаряется, превращаясь в невидимый пар. Этот пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше, туда, где всегда холодно. Там, в высоте, пар превращается в крохотные капельки воды. Когда капель набирается слишком много, они становятся облаком. И вот уже облака плывут над землей, не в силах удерживать в себе влагу. Тогда проливается дождь.
В классе мы провели опыты «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». (Приложение №1) Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!
Затем в течение урока мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (обычной губке) и проливается дождем обратно в блюдце. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!
Какие дожди бывают?
Дожди классифицируют по двум основным признакам:
интенсивности;
продолжительности.
По интенсивности:
Мало кто знает, но туман тоже можно условно отнести к дождю. Во время тумана мельчайшие частички воды не только испаряются с поверхности земли, но и оседают вниз с облаков. Диаметр капель при этом составляет до одной десятой миллиметра. Остальные же типы дождя можно выделить следующим образом:
Морось – до 0,3 мм;
Мелкий – до 1,3 мм;
Средний – до 1,5 мм;
Сильный – до 2 мм;
Очень сильный – до 3,5 мм.
По длительности различают следующие виды дождя:
Кратковременный – не более трех часов;
Периодический – повторяется периодами с перерывами на протяжении суток;
Ливневый – сильная интенсивность дождя с каплями до одного сантиметра;
Затяжной – может проходить без остановок на протяжении суток и более.
Кроме этого в народе известны следующие виды дождей:
«Слепой» – так называют летний дождь без облаков. Он идет при солнце: его слышно, но не видно. Только по следам на земле и воде догадаешься. Лужи и реки отзываются слепому дождю большими пузырями. Их и называют “дождевые пузыри”.
«Грибной» – мелкий теплый летний дождь. Бьет прямо в землю! Грибник парит. В воздухе словно дымком попахивает. Песенка грибного дождя самая короткая. Слушают грибы и растут. Под песню!
«Спорый» – скорый, быстрый дождь. Всегда льется сильно, отвесно, приближаясь с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Словно стеклянный звон раздается от стука капель. По высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
«Обложной» – дождь в виде довольно крупных капель. Его не переждать – дождь может идти часами, сутками, иногда неделями. Такой дождь для многих людей самый нелюбимый – от него никуда не скрыться: серая пелена облаков захватывает огромные пространства, иногда тысячи километров.
Не меньший интерес представляют необычные виды дождей:
«Экзотические» – чудесные, загадочные. Дожди, которые вместе с водой обрушивают на поверхность различные предметы: монетки, плоды, зерно и даже рыб, пауков, медуз, лягушек.
«Цветные» – когда капли бывают окрашены в разные цвета: голубой, красный. Как такое возможно?
Ветер поднимает высоко в небо пыльцу растений, а пигмент, содержащийся в пыльце, окрашивает дождь в разные цвета.
«Звездный» – это звездопад, а точнее метеорные тела, которые влетают в атмосферу нашей Земли и развивают скорость до десятков километров в секунду. При трении о воздух они разогреваются и начинают светиться, а затем разрушаются. Такое явление можно наблюдать ночами, кажется, что падают звёзды. Люди часто загадывают желания при виде падающих звёзд.
Влияние дождя на человека и природу
Дождь – прекрасное и завораживающее природное явление, которое не только красиво выглядит, но и обладает потрясающей энергетикой, что способствует сбалансированию всех систем человеческого организма. Кроме того, эта стихия может иметь влияние на формирование некоторых черт характера людей.
Известно, что сырая дождливая погода имеет отрицательное влияние на людей с ослабленной иммунной системой: появляется уныние, организм начинает немного хандрить и т.д.
Моросящая же погода обычно вызывает сонливость, депрессию и пессимистические настроения.
Зато, люди с романтической натурой при дожде получают некоторую одухотворённость, вдохновение к творчеству и общий настрой на позитив.
Ещё существует мысль о том, что весенний дождь является наиболее полезным для человека. Именно в эту пору года при дожде у большинства людей повышается настроение, появляется много идей и фантазий в творческой жизни, общее состояние становится оптимистическим.
Изучив данную информацию, мы решили провести опросы (Приложение №2) среди родных, одноклассников, учащихся и педагогов школы на тему «Мое настроение во время дождя».
Выяснили, что из 48 человек: у 24 – настроение ухудшается, у 17 – улучшается и у 7 – становится романтичным.
На вопрос «Дождь для природы это…» из 48 человек: 46 – ответили «благо» и 2 человека считают, что это «вред».
Словом, значение дождя для природы велико. Дождь орошает, увлажняет, питает, умывает все вокруг.
Самым дождливым местом на Земле признано считать гору Вайалеале, которая находится на острове Кауаи, входящим в группу Гавайских островов. Здесь дождь настолько обыденное явление, что засушливая погода кажется чудом. Не будь Вайалеале горой, то за год она покрылась бы водой, слой которой соответствовал бы четырехэтажному дому. Этой местности принадлежит и рекорд самого продолжительного дождя – 350 дней.
Пустыня Атакама в Чили не может похвастаться большим количеством осадков. По данным синоптиков, дождей здесь не бывает годами! При таком климате некоторые районы этой пустыни напоминают поверхность Марса и очень-очень опасны для человека и вообще любых живых существ.
Представьте только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных, само собой – рыб, а в конечном итоге – и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага – это благо!
Когда дождь – это плохо
Влага для природы – необходимость. Но не все дожди приносят пользу.
Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.
Есть также дожди, которых на Земле быть не должно! Это радиоактивные и кислотные дожди. Появились они из-за хозяйственной деятельности человека и загрязнения окружающей среды.
Радиоактивные осадки – одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Возникают в результате испытания ядерного оружия, ядерного взрыва или аварии на атомной электростанции. Последствия после них необратимы – заболевания внутренних органов, поражения кожных покровов, генетические мутации.
Кислотные дожди.
В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди. Почему?
Искусственные: промышленное производство, выхлопы автомобилей, самолетов загрязняют воздух вредными газами, которые, соединяясь с капельками воды, образуют кислоту. И на землю выпадает кислотный дождь, приносящий всему живому на Земле только вред. Кислотные дожди уничтожают растения, урожаи, губят рыбу в водоёмах.
Кислотные дожди: как с ними бороться
В классе мы провели опыт «Воздействие кислотного дождя на растения».
Взяли лист комнатного растения и капнули на него несколько капель серной кислоты, которая входит в состав кислотных дождей. Через пять минут на листочке появились бурые точки. Растение получило ожог! (Приложение № 3)
В настоящее время кислотные дожди – проблема для многих стран мира.
В России наиболее высокие уровни выпадения кислотных дождей наблюдаются в густонаселенных и промышленных регионах страны – в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Уральском, а также в больших городах – Москва, Санкт-Петербург, Омск, Норильск, Красноярск, Иркутск и других, насыщенных энергетическими установками и автотранспортом.
За последние пять лет, согласно исследованиям, наблюдается неизменное повышение кислотности дождей.
Чем это опасно?
Ученые отмечают, что последствия кислотных дождей очень многомерны, и опасны как для людей и животных, так и растений. В числе главных специалисты называют следующие эффекты:
Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком.
Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. При постоянном воздействии воды с повышенной кислотностью, деревья погибают.
Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.
Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животным. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей, облысения и разной степени ожогов на коже.
Как бороться с кислотными дождями?
Бороться с самими осадками практически невозможно. Необходимо бороться с причинами такого явления. Знание проблем позволит повысить экологическую безопасность населения Земли.
Правила поведения при дожде
Постарайтесь по возможности оставаться дома или в укрытии.
Используйте средства индивидуальной защиты: зонт, плащ, сапоги.
В случае намокания одежды и обуви незамедлительно снимите их и согрейтесь.
Перед выходом на природу узнайте прогноз погоды на ближайшие дни.
Если вы попали в дождь на природе, постарайтесь быстро разбить лагерь в безопасном месте, надежно закрепите палатки, накройте их непромокаемой тканью, обустройте водосточные канавки вокруг палаток.
В дождливую погоду не разбивайте лагерь в русле или на берегу горной реки.
Если вы попали под кислотный дождь, чтобы предотвратить последствия, срочно примите душ.
Заключение
Исследуя данное природное явление, мы сделали следующие выводы:
Дождь – одно из уникальных природных явлений, которое существует в природе.
Узнали, как образуется дождь, и теперь самостоятельно можем «вызвать» дождь в домашних условиях.
Все дожди различаются по интенсивности и продолжительности, а также бывают «необычные» - экзотические, цветные и звездные.
Узнали, где находится самое дождливое место на планете и где дождей не бывает годами.
Все должны следить за экологией и тогда на Земле не выпадут опасные дожди.
Люди по-разному относятся к дождю, но едины во мнении, что дождь – это тоже хорошая погода!
Список ресурсов
Интернет-ресурсы
http://odogde.ru Дождь и интересное о дожде
http://nplit.ru Занимательная климатология
Печатные ресурсы
Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, - М., 2004
Мои первые научные опыты, «Издательская группа «Контэнт», 2003»
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
Танасейчук В. Экология в картинках. - М., «Детская литература», 1989
Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004.
Другие ресурсы
Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»