Проектная деятельность учащихся начальных классов. Обобщение опыта работы
Submitted by Татьяна Николаевна Скокова on Tue, 18/02/2014 - 10:59
1. Введение. В условиях ФГОС II поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Цель проекта - зачем мы проводим исследование. Задачи - уточнение цели, основные шаги для достижения цели. Гипотеза - догадка, не доказанная логически: «предположим…» «допустим…» «возможно» Самым главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. 2. История возникновения метода проектов. История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; - слабая разработанность методики проектной деятельности; - гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения; - сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу те знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. 3. Актуальность и перспективность Пусть в школе будущего не будет мёртвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать своё мнение, доказать его, поспорить, с другими. Зачем разделять ОБУЧЕНИЕ и ОБЩЕНИЕ? В жизни столько всяких проблем! А в школе мы заучиваем ответы, вместо того чтобы учиться задавать вопросы… Из дневника школьницы Одна из главных задач учителя при организации процесса обучения заключается в том, чтобы ученик на уроке испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. Мой опыт работы показывает, что в процессе обучения новое всегда притягивает учеников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ученик постепенно теряет интерес и желание учиться. И всем нам известно, что одних способностей и стараний учителя не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь учитель - ученик и ученик – учитель. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе. И каждый раз, входя в класс, ты твёрдо знаешь, чего ты хочешь от своих учеников. Но желание научить их тому, чему знаю сама, зависит не только от наличий знаний, но прежде всего от умения сделать эти знания достоянием учеников. Одним из путей решения проблемы вижу в работе проектной деятельности в учебном процессе. Это позволит сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, от которых у ученика появиться желание учиться. Мотивов к учению у ребят конечно много: это и доставить радость своим родителям, и стать лидером среди своих сверстников, расширить кругозор, обогатиться знаниями. Учёба должна быть не ради оценки, она должна прежде всего приносить радость самому ученику. Как сделать так, чтобы не гасла тяга к учёбе, к знаниям, которая присуща к сожалению многим ученикам уже к концу обучения в начальной школе? Решение одно: искать новые формы и методы обучения. Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет школьникам не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса. Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами: • они направлены на достижение конкретных целей; • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; • все они в определенной степени неповторимы и уникальны При этом ведущим видом деятельности в проектах может быть любая её разновидность: - экспериментально – исследовательская, - проектно – конструкторская, - информационно – аналитическая, - научная, - методическая, - образовательная и т. д. В зависимости от целей проектной деятельности школьников различные виды действий , входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы ( для освоения навыков). Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Перспективность опыта в том, что он позволяет не только решать задачи на уроке, но и способствует раскрытию и реализации педагогического мастерства учителя, но и творческий потенциал ученика, а также его знания , умения и навыки. Данный опыт универсален и может быть интересен как учителям начальной школы, так и учителям – предметникам. 4. Ведущая педагогическая идея Педагогическая идея данного опыта: необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте –долгое время считалось главной целью образования. В процессе работы я пришла к выводу, что главным является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано с тем, что количество учителей, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, резко увеличилось, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в образовательный процесс. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Педагогическая идея этого опыта обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Цели моей профессиональной деятельности: • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков • формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. • поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем : • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности. Задачи: • вовлечь детей в проектную деятельность • научить представлять продукты проектов • научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации • развивать критическое и творческое мышление. Гипотеза: Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества, а самое главное – сделать учёбу в школе более интересной и увлекательной. 5. Теоретическая база опыта Теоретической базой проводимого исследования послужили работы, посвященные тенденциям и сущности проектной деятельности, проектного метода обучения учащихся (О.И. Агапова, А.Л. Блохин, М.Ю. Бухаркина, В.Ю. Гребенщикова, В.В. Гузеев, Н.М. Конышева, Н.В. Матяш, М.Б. Павлова, Н.Ю. Пахомова, П.А. Петряков, Д. Питт, Е.С. Полат, А.И. Савенков, Н.В. Серегина, A.C. Тихонов, И.Д. Чечель и др.). Анализ специальной литературы по проектной деятельности показал, что в науке рассматривались, главным образом, категориальная сторона проекта и процесс организации проектной деятельности в целом. В условиях информатизации образования владение компьютерными информационными технологиями рассматривается как вторая грамотность. Компьютерные информационные технологии (КИТ) готовят молодое поколение к жизни в информатизированном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации. В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов, хотя должного внимания не получила. Известна, к примеру, статья Н. К. Крупской «Метод проектов», где данное понятие определяется как «метод увязки теории с практикой», как система учебно-воспитательной работы, в которую «встроены» конкретные практические творческие дела учащихся. За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем -приносит удовлетворение ученикам, -вызывает у них стойкий познавательный интерес. -в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), -овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями. Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных( 1 – 2 урока)однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Алгоритм выполнения проектов учащимися Этапы Решаемые задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовка Определение темы, целей и содержания проекта Уточнение информации, обсуждение задания Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации. Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. Принятие решения Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой шторм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования Наблюдение, консультирование. Выполнение Выполнение проектов Работа над проектом и его оформлением Наблюдение, консультации, советы. Оценка результатов Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок) Обсуждение, формулирование выводов Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата Защита проекта Раскрытие содержания и результатов проекта, работа оппонентов Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов Участие в представлении и оценке проектов. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления) В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения: умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности; исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение; информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях; технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности; коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения; презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации; рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле. Оценка выполненных проектов. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д. Критерии внешней оценки проекта • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. • Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. • Коллективный характер принимаемых решений. • Характер общения и взаимопомощи участников проекта. • Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. • Эстетика оформления результатов проекта. • Умение отвечать на вопросы оппонентов Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. 6. Новизна опыта В нашей сельской школе достаточно успешно стали применять метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особой значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Изучив научно – методическую литературу по теме: « Проектная деятельность в начальной школе», я могу сказать что, метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника. 7. Технология опыта Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Немало важную роль играет учитель в проектной деятельности. Это прежде всего: - умение выбрать и предложить ученику наиболее интересные и практически значимые темы для проектов - владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; - организация учебно – воспитательной работы по предмету, ориентироваться на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана). В этом случае учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию; играет роль не только организатора, но и участника учебного процесса, который строится как диалог учащихся с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на учащихся своим авторитетом; умение устанавливать и поддерживать на занятиях устойчивый, положительный эмоциональный настрой. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Свою работу по проектной деятельности мы с учениками начали в 3 классе. Первая наша работа была по теме: « Красная книга Владимирской области» (приложение №1 ) (региональная программа « Наш край», «Окружающий мир»). Вторая наша работа была « Цветы для школьного двора» (приложение №2), участие в общешкольном социальном проекте «О молоке» (приложение №3). По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Очень важна для педагога ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями. 8. Результативность. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение и цели проекта, и метапредметных целей. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем. С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Четвёртый класс – это время, когда учащиеся достигли наивысших результатов в проектной деятельности, время, когда отмечается положительный уровень обученности проектной деятельности. Но это не конечный результат, а лишь начальный этап в дальнейшей проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах по любому предмету и внеучебной деятельности. 9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Классификация проектной деятельности настолько разнообразна, что заинтересует как учителей начальной школы, так и учителей – предметников среднего звена. Таким образом внедрение проектов в учебный процесс будет приемлемым и целесообразным для различных возрастов, а соответственно и для различных образовательных программ. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию. Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка. Содержание • Введение • История возникновения метода проектов. • Актуальность и перспективность. • Ведущая педагогическая идея. • Теоретическая база опыта. • Новизна опыта. • Технология опыта. • Результативность. • Адресная направленность. • Список литературы. • Приложения. Приложение №1.Портфолио проекта и презентация « Красная книга Владимирской области» Приложение №2. Социальный проект « Цветы для школьного двора» Приложение № 3. Проект «Молоко» Приложение № 4 Конспект урока окружающего мира 3 класс «На юге Европы» Приложение №5 Учебный проект «Как мы растили горох» 1 класс. Список литературы 1 .Алексеева В. Проекты и исследования. //Начальная школа. №5, 2008. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся.// Начальная школа. №10, 2006. 4. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. Начальная школа + 2007, №7 5. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2005. 6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998. 7. Павленко В. Проекты и исследования. // Начальная школа. №9, 2008. 8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005. 9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. 10 http://www.direktor.ru 11 http://www.n-shkola.ru