Submitted by Татьяна Павловна Ильина on Tue, 18/02/2014 - 07:49
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №27
Творческий проект
Нанайский свадебный халат
Выполнила: Федотова Ольга,
учащийся 8В класса
Преподаватель : Ильина Т.П.
Хабаровск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
История появления орнаментальных мотивов народов Приамурья.
Нанайский свадебный халат
Заключение
«КОРЕННЫЕ НАРОДНОСТИ АМУРАИ ИХ КУЛЬТУРА ИМЕЮТ ГЛУБОКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕКОРНИ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ НАСЛЕДНИКАМИСОЗДАННОЙ ИХ ПРЕДКАМИ ОРИГИНАЛЬНОЙ И ПО-СВОЕМУ ВЫСОКОЙ В ТЕХ КОНКРЕТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХУСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ...ЭТОТ ОБЩИЙ ВЫВОД ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМПРОТИВ РАЗЛИЧНЫХ РАСИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ,ПРОТИВ ОСОЗНАННОГО ИЛИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО СТРЕМЛЕНИЯПРИНИЗИТЬ, УМАЛИТЬ ВКЛАД НАРОДОВ СЕВЕРНОЙИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПРОТИВ СТАРОГО ДЕЛЕНИЯ НАРОДОВНА «ИСТОРИЧЕСКИЕ» И «ВНЕИСТОРИЧЕСКИЕ».ПРОТИВ ПРИВЫЧНОГО ДЛЯ БУРЖУАЗНОЙ НАУКИВЗГЛЯДА НА МИРОВОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙПРОЦЕСС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВРОЦЕНТРИЗМА ИЛИЕГО АНТИТЕЗЫ - АЗИАЦЕНТРИЗМА, СТРЕМЛЕНИЯПРИПИСАТЬ КАКОМУ-НИБУДЬ ОДНОМУ НАРОДУ АЗИИРОЛЬ ГЕГЕМОНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙИСТОРИИ ЭТОЙ ЧАСТИ СВЕТА»
А.П. Окладников
Введение
Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративно-прикладного искусства составляет народное декоративное искусство — народные художественные ремесла и художественные промыслы.
Под народным декоративным искусством подразумевается такая область народного художественного творчества, которая изначально связана со всей историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. К такому искусству человек приобщался с детских лет. Так, вырастая в среде охотников, мальчик уже в раннем возрасте мастерил себе лук и стрелы, стремясь вырезать и раскрасить их так же красиво, как это делали его отец и старший брат; мать и старшая сестра.
Народные художественные изделия безымянны. У них нет авторов. В музеях сохраняются, например, сотни деревянных расписных прялок, национальных костюмов, утвари и т.д. Ученые делят их по видам росписи, техники исполнения. орнаменте и по районам изготовления.
Народное декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется и материализуется сущность национальной народной художественной культуры. Керамика, блюда и кувшины Средней Азии непохожи на русские миски, горшки и крынки, азербайджанские ковры совсем иные, чем курские или воронежские безворсовые ковры — паласы с изображением роз и маков, или ковры народов Приамурья; украинский, литовский народные костюмы, русский народный костюм Воронежской или Рязанской областей — все это разные художественно-декоративные народные решения.
Итак, под народным декоративно-прикладным искусством мы понимаем искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания, искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс.
В этой работе пойдет о прикладном декоративном искусстве народов Дальнего Востока - о художественной национальной культуре малых народов, населяющих эти земли.
Прежде всего, что это за малые народы и почему их так называют? В то время как численность многих народов, входящих в состав населения Российской Федерации, составляет миллионы или десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек. Трудно представить себе народ, который весь можно расселить в одно - двух современных многоэтажных городских домах!
Однако историческое культурное значение каждого народа не находится и не может находиться ни в прямой, ни в косвенной зависимости от его численности. Совершенно очевидно, что каждая народность, какая бы она ни была по своей численности, представляет самостоятельную ценность, занимает равное место в общей семье советского народа.
В этих районах нашей страны живет более двух десятков малых народов. До Октябрьской социалистической революции основными занятиями коренного населения были охота, рыболовство и оленеводство. Приручение диких и разведение домашних оленей предопределило для большинства народов Крайнего Севера кочевой образ жизни.
Современное искусство нанайцев, самой крупной по численности коренной
народности юга Дальнего Востока России, имеет свою историю. Еще живы люди, помнящие талантливую мастерицу из селения Сикачи-Алян Марию Атканка, имя которой было известно за пределами родных мест в 30-е годы. Она создала сотни образцов художественной вышивки и аппликации, отличавшихся оригинальным орнаментом и тончайшей техникой исполнения. Мария Атканка показывала на Всероссийской выставке колхозных и совхозных художников в Москве свои лучшие произведения - халаты, обувь, головные уборы. Изумительные по красоте свадебные халаты ее работы и произведения других нанайских мастериц - Марии Оненко и Ольги Бсльды были отмечены дипломами.
.
История появления орнаментальных мотивов народов Приамурья.
Великая река Дальнего Востока - Амур, протянулась через земли Амурской области, Хабаровского края почти на четыре с половиной тысячи километров. Ширина реки в нижнем течении достигает трех и более километров. «Амур-батюшка», — уважительно прозвали реку первые русские землепроходцы.
Со времен глубокой древности могучая река кормила и одевала людей, живших на ее берегах: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов. Река кормила их замечательной и обильно здесь плодившейся красной рыбой: лососем, кетой, сомом, кожа которого эластична, крепка и потому шла на одежду.
Река воспитывала людей. Норовистая, как горячий конь, она требовала от людей мужества, терпения, осмотрительности, быстроты реакции; она воспитывала в людях доброту, готовность прийти на помощь, потому что с Амуром, когда он разбушуется (а это зачастую происходит внезапно), шутки плохи.
Река воспитывала и воображение, фантазию. Народное декоративное, связанное с трудом и бытом искусство народов Приамурья впитало в себя образы реки, всего живого и полезного, что было связано с нею.
Но не одна только река была нужна людям. От солнца также зависело немало. Это солнце приносило с собой весеннее тепло, когда прилетали птицы, когда начинала нереститься и метать икру рыба, когда и тайга и все кругом по берегам Амура и его притоков расцветало, оживало, переполнялось птичьими и звериными голосами.
Люди всецело зависели от природы, но не всегда она была к ним милостивой. Если неудачной оказывалась охота и мало было заготовлено юколы, наступал голод, пережить который было нелегко. Случались повал ьн ые эпидемические заболевания, безжалостно выкашивавшие население Приамурья и северных районов края. И все же эти малочисленные, трудолюбивые и талантливые пароды сохраняли жизнеутверждающее сознание победы над силами природы, и этот оптимизм помогал им выжить. Они не имели письменности, но, художественно одаренные от природы, ил поколения в поколение передавали затейливые сюжеты устных волшебных сказок и легенд, вплетая черты своей действительной жизни в фантастические похождения героев.
Особое место в жизни малых народов Приамурья занимало искусство украшения бытовых вещей, которому учились с детства. Это искусство было их светлой радостью, целым миром рукотворной красоты. От матери к дочери и от отца к сыну передавались традиции орнаментального искусства. Тесно связанное с созданием предметов материальной культуры — различной домашней утвари, одежды, обуви, средств передвижения — лодок и нарт, оружия, жилища, а также предметов культа,— оно украшало жизнь людей, давало возможность развернуться незаурядным талантам отдельных мастеров и мастериц, удовлетворяло их стремление к красоте. В прошлом у малых пародов Приамурья не было художников-профессионалов. Искусством занимались взрослые и подростки, все. кто имел склонность к художественному творчеству и обладал навыками, приобретенными с детства. Но у каждого народа были свои искусные мастера, которые пользовались большим уважением. В творческих вопросах к ним часто обращались за советом и помощью.
Родовое общество у аборигенов Приамурья прежде знало четкое разделение труда между мужчинами и женщинами. Материальное благополучие семьи обеспечивалось мужчинами — охотниками, рыболовами, оленеводами. Они же строили жилища и амбары для хранения вещей и продуктов.
Все предметы, необходимые для промыслов и занятий мужчин, изготовлялись их руками и обязательно украшались резным орнаментом по дереву, металлу или кости, причем мотивы узоров орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.
Так сложился образ солнечного змея, доброго дракона, который жил в небе и распоряжался как водой, так и теплом. В знак этого он имел птичьи крылья и голова его была увенчана птичьими перьями. Народное воображение впитало образ реки с ее извивами, и средствами художественного осмысления, средствами искусства создало ее обобщенный образ в виде змеи. В орнаменте изображение змеи передавалось как спираль. Здесь, на берегах Амура, сложился и расцвел орнамент из завитков и спиралей.
Среди сходящихся и разбегающихся, сдваивающихся, параллельно текущих, криволинейных, спиральных форм, целого лабиринта разноцветных круглящихся завитков просматриваются как бы вытекающие из них же и продолжающие, завершающие их движения, изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых. Ни у одного из соседствующих народов за пределами Приамурья и Приморья спирально-ленточный орнамент не встречается более в такой яркой, чистой, отточенной и законченной форме.
У нанайцев вышивка и аппликация были типично женским занятием. Однако женщины выполняли также и различные изделия из бересты. Этот материал, тонкий, мягкий, гибкий и эластичный, был им хорошо знаком и постоянно применялся для изготовления шаблонов при выполнении декоративных изделий из текстильных материалов. В объемном, скульптурном решении архитектурной детали, в плавном и изящном изгибе ручки ковша или ложки, в плоскостном орнаментальном декоре берестяного короба, ковра или вышивки на праздничной одежде — везде одинаковая пластичность и тесная взаимосвязь форм и линий.
Спирально-ленточный орнамент на столбах выполнялся в различной технике: четырехгранно - или двухгранно-выемчатой резьбой. В мотивах этой резьбы встречаются знакомые нам скрученные веревочные, лентообразные спирали, завитки, цепочка, а в фонах — мелкие треугольнички, косая насечка, рамки различной формы. Наблюдается перенесение в деревянную резьбу некоторых мотивов, характерных для вышивок.
Некоторые нанайцы к носовой части лодок прикрепляли деревянную птицу, сходную с подобными фигурами на лодках ульчей.
Орнамент на крупных и мелких ложках, по форме сходных с ульчскими, несколько отклонялся от них. Исключительно богатой резьбой, наличием декоративных цепочек, вырезанных из дерева, а также и мелкими скульптурными подвесками в виде фигур животных (ланей, медведей, рыб) отличались нанайские свадебные ложки. На одной из таких ложек вырезана фигурка лани. Лань очень выразительна. Голова ее повернута назад, ноги постепенно переходят в звено подвески, которую эта фигурка увенчивает, моделировка тела животного очень мягкая. Узор на ручке ложки ленточный, характерный для резного орнамента, выполняемого мужчинами; узор на лопаточке явно заимствован из женских работ.
Женщины, как уже отмечалось, нередко и сами занимались резьбой на ложках, внося в их орнаментацию хорошо им известные мотивы нанайского орнамента на одежде. Техника, которой они при этом пользовались, не отличалась сложностью: обычно это была тонколинейная плоскостная резьба, не рассчитанная на светотеневые эффекты. Узор состоял из завитков, волнообразных линий, трилистников и других фигур. Такие ложки составляли особую группу. Изредка попадались большие ложки длиной в 60 см с орнаментом, отдельные мотивы которого воспроизводили узоры древнеамурской резьбы, но наряду с ними вырезались и новые — кольца, парные завитки и др.
На больших овальных коробках для табака нанайцы чаще всего пользовались раскраской, причем занимались этим делом женщины.
Для них нанесение орнамента в несколько цветов было более обычным и хорошо усвоенным приемом, нежели резьба, и они удачно применяли его на табачных коробках. Расписные коробки выглядели очень нарядно, нанайцы гордились ими, нередко брали их с собой в дорогу. Иметь такую коробку считалось признаком состоятельности ее владельца.
В современном народном декоративном искусстве нанайцев развиваются лучшие этнические традиции прошлого. Так, в вышивках на свадебных женских халатах все еще присутствуют "облаковидные" мотивы орнамента в виде парных
спиралей и завитков, а также фигуры, похожие на пятилистник. Зооморфные мотивы (стилизованные изображения рыб, птиц, драконов, змей) встречаются реже, начинают преобладать мотивы растительного орнамента (цветы, листья, стебли т.п.). Довольно плотный орнаментальный узор по черному фону сплошной гирляндой стелется по подолу, по левой поле и вороту, широким обшлагом выделяется на рукаве. В декоре современных нанайских халатов отчетливо видно развитие тенденций, которые наблюдали исследователи еще в начале XX в., - использование промышленной узорчатой тесьмы, заменившей традиционные аппликационные нашивки из кусочков тканей.
Этнические традиции продолжаются в новом для нанайцев ковровом искусстве. Здесь сохранен принцип заполнения орнаментом декорируемой плоскости плотный застил узором всего фона. Орнаментика строится на вариантных разработках спиральных мотивов, благодаря удвоению узора, его наращиванию, разномасштабному повтору в различных частях - в центре, углах, по кайме ковра. Типичная композиция - расположение в центральном поле ковра одной, чаще двух спиралевидных розеток, вписанных в ромбы и всегда очерченных прямыми геометрическими полосами. В угловых частях нанайского ковра повторен основной мотив, в кайме тот же орнаментальный мотив представлен в виде сплошного плотного бордюра.
Спирально-ленточные замысловатые орнаменты приамурских народов таят древнюю мудрость, символику и магический смысл. Чуть-чуть суровые и таинственные, они отображают мир их создателей, действительный и воображаемый.
В причудливых завитках ленточного упора угадываются стилизованные изображения зверей, рыб. птиц. змей, драконов. Ясно видна личина какого-то зверя, тигра или медведя... Из дали веков пришел этот образ, передающий веру людей в особую силу могучих обитателей тайги.
Орнаменты — это история. Они могут рассказать о занятиях людей в давно прошедшие времена, поведать о их духовном мире.
С давних времен в Хабаровском крае, разделенные горными кряжами, массивами дремучих лесов, у широких рек и озер, жили в маленьких стойбищах от важные охотники-следопыты, рыбаки и оленеводы.
Зимой мужское население поселков уходило далеко в тайгу на промысел пушного зверя, и тогда па долгое время тайга становилась для них родным домом. Летом ловили кету и горбушу и вялили ее на солнце, заготавливая впрок сушеную рыбу — юколу для себя и на корм ездовым собакам. Собирая ягоды и съедобные растения, также думали л суровой и долгой зиме. На трофеи охотничьих промыслов покупали у заезжих купцов муку, крупу, ткани и другие продукты и вещи.
Женщины занимались домашним хозяйством и воспитанием детей. Они изготовляли одежду, обувь, одеяла, подушки, циновки и т. п.. покрывая орнаментом каждое изделие. От реалистических изображений на мужской резьбе по дереву или кости узоры женских орнаментов на тканях отличались стилизацией и тонким исполнением. ...Зимними вечерами за стенами жилища завывает вьюга, трещат от мороза деревья в тайге, а на теплой лежанке под мерное журчание голоса одного из стариков, рассказывающего бесконечную сказку, каждый занимается своим делом. Колеблющийся огонек фитиля, опущенного в каменную чашу с жиром, озаряет лица женщин, склонившихся над шитьем... Так это было.
Женщины шили одежду и украшали ее сложными узорами. Здесь вполне проявлялось их умение делать изделия нарядными с помощью искусства вышивки, аппликации или меховой мозаики. Украшение каждой вещи требовало огромных затрат творческих сил и труда, и поэтому с полным основанием можно сказать, что творцами прекрасного орнаментального искусства приамурских
народов были женщины. Одежду шили из покупных хлопчатобумажных тканей, шелка, рыбьей кожи, ровдуги и меха, причем орнаментация каждого материала требовала особой техники исполнения. С детских лет тщательно отрабатывался каждый шаг в познании искусства украшения вещей, начиная с выделки кожи или подготовки ткани к вышивке. Хорошая мастерица должна была знать многое: как. например, получить крепкие нитки из сухожилий животных или выделать рыбью кожу для халатов и обуви, как приготовить красители для орнаментов на бересте и рыбьей коже, а из разных по оттенкам кусочков меха сшить одно какое-либо изделие. Она умела самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнила, что каждый узор предназначается для строго определенного изделия. Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл. Кроме того, композиция узора должна была соответствовать форме и размерам украшаемой вещи. Молодые способные девушки, в совершенстве освоившие все тонкости традиционного искусства, обычно занимались в семье только творческими работами, выполняя заказы на изготовление свадебных нарядов и других вещей с очень сложной в красивой вышивкой. Слава о талантливой мастерице разносилась далеко за пределами родного селения. Женщины также искусно плели из лозы и камыша корзины и циновки, изготовляли из бересты большие и маленькие коробки, шкатулки для хранения вещей и продуктов, посуду. Все предметы украшались резьбой, тиснением, аппликацией и окрашивались цветными красителями. Растертая с сажей кетовая
Веками создавался традиционный орнамент. Удачно найденные узоры, отражающие глубокое- проникновение в мир живой природы, бережно хранились, совершенствовались и дополнялись поколениями. Вот почему так графически четки древние традиционные орнаменты, так совершенны их композиции и цветовая гармония.
Неповторим и прекрасен древний орнамент малых народов Приамурья. Неистощима фантазия мастериц, бесконечны вариации узоров вышивки и аппликации на одеждах, коврах, одеялах, подушках. Все они хранят свой особый, красочный и нарядный амурский колорит. В орнаментах запечатлены картинки живой природы; волны, облака, растения, обитатели тайги —звери.
В каждом четко построенном орнаменте для таежного жителя заключен привычный смысл. Вот здесь резвится рыбка в реке, поднимая волны. Полно динамики ее изогнувшееся в стремительном движении упругое тело... Там настороженно смотрит изящный зверек. Скупыми, твердо очерченными линиями переданы ого силуэт и настроение...
Удачно найденные узоры, отражающие глубокое- проникновение в мир живой природы, бережно хранились, совершенствовались и дополнялись поколениями. Вот почему так графически четки древние традиционные орнаменты, так совершенны их композиции и цветовая гармония.
Хранителями лучших традиций творчества малых пародов Приамурья всегда были люди старшего поколения. Много секретов традиционного искусства знает замечательная удэгейская мастерица Надежда Исауловна Кимонко. В традиционном искусстве амурских народностей много своеобразных способов украшения бытовых вощей. Орнаментика изделий из ткани, рыбьей кожи, ровдуги или бересты различна. Общее для них — заготовка художественных деталей, а также изготовление трафаретов для вышивки и аппликации.
Приступая к созданию трафарета орнамента, мастерица достает свои приспособления: специальную доску из твердого дерева для вырезания орнаментов и небольшой тонкий заостренный нож, имеющий на конце деревянной или костяной ручки небольшой выступ. Для орнамента соответствующего размера она берет лист бумаги или тонкой бересты, складывает его так, чтобы получилось требуемое количество дубликатов узора, кладет на доску и затем слегка продавливает контуры задуманного рисунка ногтем большого пальца или выступом ножа. Узор опытная мастерица всегда рисует по памяти. Если она удовлетворена намеченным узором, то для упора приставляет ручку ножа к подбородку и. придерживая на доске левой рукой свернутые листы, острым концом лезвия точно и аккуратно вырезает контуры рисунка, на ходу исправляя неровности, допущенные в первоначальном наброске. Стоит развернуть лист с нужным количеством симметрично расположенных узоров — и ажурный трафарет орнамента для вышивки или аппликации готов.
Ткань для орнамента с вышивкой обычно подкрахмаливалась с изнанки, и с этой же стороны подклеивался бумажный трафарет. Затем ткань разглаживалась, а узор по контурам трафарета продавливался костяной палочкой на лицевую сторону и вышивался декоративными швами.
Для аппликации необходимы два подкрахмаленных слоя ткани: фон и собственно аппликация. Сложив ткань так. чтобы вышло соответствующее число симметричных рисунков, мастерицы накладывали сверху одну часть трафарета, и узор прорезался через все слои.
После этого развернутый орнамент наклеивается на фон, крахмальные края не махрятся. Края аппликации прикрепляются к фону одним из разнообразных швов: гладьевым валиком, тамбуром, петельным швом, узкой косой бейкой или оригинальным прозрачным швом, похожим па двойную «елочку». Иногда края узора аппликации обшиваются выворотным швом узкой косой полоской. Такая аппликация подклеивается на фон и по краям пришивается на машинке. Есть и такой способ: на края аппликации наклеивается рыбным клеем тонкая полоска рыбьей кожи и пришивается к фону изделия гладьевым швом. Для амурских вышивок характерно чередование коротких отрезков вышивки цветными нитками по контурам аппликаций или в гладьевом шве. Удачный подбор сочетаний разноцветных ниток придает изделию бархатистую мягкость.
Вышивка с цветными радужными переливами характерна для искусства всех малых народов Приамурья — нанайцев, ульчей, нивхов, и все же работы удэгейских мастериц отличаются особым своеобразием. Для халатов из рыбьей кожи аппликацию делали из того же материала, но узор предварительно окрашивался в синий цвет лепестками цветков «лазорника» или в черный — сажей, растертой с кетовой икрой. Узор наклеивался на кожу халата, чтобы не загибались края аппликации, и пришивался к материалу очень тонким и изящным швом. Старинные халаты из прекрасно выделанной рыбьей кожи, с четкой и законченной композицией орнамента, с тончайшей вышивкой по контурам аппликации необыкновенно красивы. Обычай амурских мастериц иметь про запас декоративные заготовки к различным изделиям подсказан многовековым опытом.
Орнаментика — работа трудоемкая, требующая много времени. Чтобы сделать красивую вещь, надо хорошо продумать орнамент, не спеша, чисто и аккуратно вышить узор, подобрать дополнительные украшения: металлические подвески, цветные полоски, канты и т. д. Кроме того, мастерица не всегда имела достаточно ткани, чтобы сшить большую вещь, халат например. А обычай требовал, чтобы к таким событиям, как праздники, свадьбы, шились новые костюмы, и поэтому к ним готовились заранее. Декоративные детали художественных заготовок могли пролежать в сундуках мастериц годы, но всегда дожидались своего часа. и. скомпонованные в единое целое, превращались в произведение народного искусства. Ажурная прорезная аппликация с контрастным фоном — излюбленный вид орнаментики нанайских, нивхских и ульчеких мастериц. Аппликацией украшаются халаты, ковры и другие изделия. Известно множество различных способов художественной обработки контуров аппликации. Например, края узора обкладываются тоненькой полоской рыбьей кожи, а прикрепляется она к ткани рыбным клеем и сверху зашивается гладьевым швом. В итоге — красивая вышивка.
Малые народы Приамурья за тысячелетия своей истории многое испытали и изведали. Но чуждое но сюжетам и приемам исполнения искусство других народов не оказало существенного влияния на художественное творчество нанайцев, ульчей и других аборигенов Приамурья. Оно продолжало развиваться на основе выработанных веками традиций.
Народное декоративное искусство нанайцев всегда было, есть и будет искусством коллективным. Коллективность его имеет горизонтальную и вертикальную направленность. Горизонтальная - это ареал расселения нанайцев, где сформировалась единая образная и художественная система.
Вертикальная - передача образно-художественной системы во времени, из века в век, от поколения к поколению. Когда встает вопрос о сохранении лучших традиций народного творчества в его совершенных, эмоционально-выразительных формах, приходишь к выводу, что традиционное народное декоративное искусство не может развиваться как искусство талантливых одиночек: необходимо большое количество мастеров, делающих одно дело. В современном народном декоративном искусстве нанайцев горизонтальная направленность пока еще сохраняется: во многих местах расселения народности живы некоторые этнические традиции, связанные с женским искусством (художественная обработка мягких материалов и бересты).
Нанайский свадебный халат
Среди женского населения Приамурья и Приморья особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации. Как то, так и другое искусство находило применение прежде всего в оформлении одежды. Национальная одежда до сих пор в ходу, здесь ее носят повсеместно. В селах Приамурья, от Хабаровска и близлежащих сел, таких, как Сикачи-Алян и Троицкое, и почти вплоть до устья Амура, можно и поныне встретить эту одежду. Ее носят женщины не только старшего и среднего возраста, но и молодые.
В ясный солнечный день на фоне сурового пейзажа и свинцовой воды Амура, сопок, поросших хвойным и лиственным лесом, низких болотистых берегов с разбросанными деревянными постройками селений люди в этой одежде представляют контрастные декоративные пятна.
Общенародным праздником были свадьбы. Особенно торжественно, со всеми обрядами они отмечались у нанайцев, когда в брак впервые вступали молодые люди — юноша и девушка. К этому событию готовились заранее. Свое приданое девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывалось в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато. Наряд невесты дополнялся оригинальной шапочкой и расшитой узорами обувью — унтами. Не менее заботливо украшалось свадебное одеяние жениха. Ярким, красочным орнаментом покрывался весь костюм. Мать и сестры заблаговременно, прилагая все свое умение, готовили художественные детали орнамента к брачному наряду сына и брата. Они нашивали их. где следовало, на шелковый короткий халат распатиного покроя с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту вышитых узоров орнамента умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей. Не менее нарядными были и ноговицы и богато орнаментированный широкий праздничный пояс. Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.
В отличие от костюма с символическими узорами, н который невеста наряжалась только раз в жизни, наряд жениха извлекался из сундука от случая к случаю.
Особенным богатством и разнообразием орнамента отличались в прошлом все предметы одежды, связанные со свадебными обрядами. Это были особые халаты, парадные пояса, нижняя нательная одежда, которая употреблялась лишь в этих случаях. Для всех этих изделий существовала особая, освященная многовековыми традициями форма декора. Подобно многим иным изделиям, выполняемым поколениями народных мастеров, свадебные халаты имеют чрезвычайно устойчивое, постоянно повторяющееся декоративно-орнаментальное решение.
Большой интерес представляет в этом смысле нанайский женский свадебный халат — сикка. От халата повседневного он прежде всего отличается тем, что только передняя его сторона, передние полы шьются из покупной ткани, спинку же, тоже, разумеется, сшитую из покупной, но не декоративной, а самой простой, гладкой, чаще всего хлопчатобумажной ткани, целиком покрывают многоцветной вышивкой.
В нижней части спинки халата, имеющей вид двух прямоугольных полотнищ, разделенных разрезом, на белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.
Нанайские мастера из поколения в поколение изображали так священное или райское дерево — символ жизни—и его всегдашнее цветение. Животные, охраняющие подножие дерева, — чаще всего олени. Птицы на дереве представляли собой будущих детей выходившей замуж девушки, которой принадлежал халат. Деревья эти представлялись нанайцам огромными по своим размерам, они будто бы росли на небе во владениях Омсан-мама, духа женского пола. Каждый род имел свое особое дерево, среди ветвей которого жили и плодились души людей, принадлежавших к этому роду. Еще не родившиеся человеческие души представлялись в образе птичек чока, которые, спускаясь на землю, вселялись в тело женщины своего рода, после чего женщина становилась беременной. На каждом дереве количество чока-самок и чока-самцов было одинаковое.
Поэтическая легенда о священном дереве и его птицах имеет в буквальном смысле слова интернациональный характер. В истории культуры Древней Руси академик Б. А. Рыбаков отмечал, что птица (не хищная) в фольклоре и прикладном искусстве всегда обозначала доброе начало. Птица была связана с космогоническими легендами.
По одной из них мир возник так: по первозданному океану плавала птица. Нырнув на дно, она достала клювом комочек земли, от которого и пошла сама Земля и все живое на ней. В другом варианте легенды посреди океана возвышалось дерево, а жизнь началась от двух птиц, свивших гнездо на дереве.
Образ священного дерева — дерева жизни существует в орнаментальном искусстве почти всех народов мира. Меняется в зависимости от национальных особенностей лишь конкретная его трактовка, меняются животные, охраняющие дерево. Обычно это всегда животные, особенно необходимые в жизни, в быту: у русских — кони, у нанайцев -— олени с оленятами. Во всех случаях дерево и птицы на нем являются символом жизни, символом оптимистического, творческого начала.
Техника вышивки свадебных халатов гораздо сложнее, чем обычных. Здесь применяется исключительно гладьевой шов — шов с подкладкой, дающей на поверхности ткани довольно ощутимый рельеф в виде рубчика. Ширина узкой глади не превышает 1,5—2 мм. Если вышиваемая фигура достигает сантиметровой или полуторасантиметровой ширины, то в процессе исполнения она заполняется параллельными рядами узкой глади, часто различными по цвету. И ствол, и сучья дерева, и птицы на них, и охраняющие животные — все сверкает переливчатой гаммой красок. Расходящиеся в разные стороны сучья дерева, постепенно утончаясь к концу и спирально закручиваясь, завершаются либо трилистниками из различных по цвету заостренных листочков, либо птичками, которые как бы сидят на кончиках ветвей. Птички зачастую напоминают маленьких попугайчиков, колибри, фламинго или фазанов. Очевидно, в сравнительно недалеком прошлом нанайские, ульчские,удэгейские мастерицы имели возможность видеть на побережье Амура этих ярких тропических птиц. Есть сведения, что фламинго, пеликаны и, возможно, некоторые другие птицы иногда залетали в эти районы. Достоверно и то, что тропические птицы изображались на различных бытовых предметах, проникавших в Приамурье из соседних областей и стран.
Среди свадебных халатов этого типа попадаются также и такие, на спинке которых вместо горизонтальных орнаментированных полос выполнена сетка, ячейки которой имеют форму одинаковых закругленных языков, как бы находящих друг на друга в направлении сверху вниз. Иногда в этих ячейках помещены также расположенные рядами изображения птиц.
Высказывалось мнение, что такие ячейки изображают небо (ячейки — чешуйки шкуры доброго небесного дракона), населенное птицами, которые всегда и при всех обстоятельствах символизируют в народном орнаменте весну, жизнь, цветение.
В Приамурье встречаются женские свадебные нанайские халаты другого типа, сшитые из белой ткани и украшенные аппликационными рисунками. Такого типа халаты надевали не во время самой свадебной церемонии — их носили первые месяцы после свадьбы. Таков халат из села Верхний Нерген, выполненный в 50-х годах колхозницей Турмой Егоровной Ходжер. Покрой у него как у обычного будничного халата — с глубоким заходом левой полы на правую сторону. Халат украшает пришивная кайма с аппликационными узорами. Но самое интересное — это аппликационные узоры на спинке халата.
Основные орнаментальные фигуры вырезаны из плотной синей хлопчатобумажной ткани, наложены на белый фон и прикреплены петельчатым обметочным швом. Симметричные орнаментальные формы располагаются по белому фону крупными рельефными декоративными пятнами.
В самом низу спинки помещены изображения птиц двух типов: одни, изображенные как бы сверху, с полураспущенными крыльями, другие в профиль, с рыбками в клюве, но без лапок, передающие образ птиц, плывущих по поверхности воды. В промежутках между тремя парами птиц, расположенных друг над другом по вертикали, помещены крупные симметричные орнаментальные формы, снабженные как бы подвесками. Около этих крупных ажурных, очень красивых по очертанию виртуозных фигур и группируются птицы. И если одни нижние фигуры несут подвески, как бы тянущие их вниз, то верхние, подобные же формы увенчаны своеобразными султанами, составленными из двух сросшихся вместе и утративших ряд признаков птиц с распущенными крыльями.
В целом это построение, составленное из пяти крупных, находящихся во взаимном равновесии сложных спиральных ажурных фигур, которые по лучили в науке название парноспи-ральных форм, очень декоративно. Композиция на спинке халата сложна. Вглядевшись пристальнее в основные парноспиральные фигуры композиции, можно увидеть, что они похожи на какие-то фантастические, деформированные человеческие лица или звериные морды. Странное сходство было замечено учеными — исследователями материальной культуры народов Дальнего Востока еще в конце прошлого века. С тех пор не прекращаются споры по поводу того, действительно ли это изображение живого существа или просто симметричное построение из завитков и спиралей. Ведь известна способность всех людей фантазировать и видеть в скоплениях облаков, в узорах на обоях различные изображения — пейзажи, фигуры животных и людей. Удивительно, однако, то, что слишком уж много людей, и среди них немало ученых-исследователей, видят примерно одно и то же в этих фигурах.
Обратим внимание еще на один нанайский халат из коллекции Музея народного искусства (Москва). В его оформлении соблюдено такое же членение композиции. Главным мотивовсех орнаментальных построений являются змея или дракон, переданные во всевозможных видах и формах. Змеи с перьями на голове, с двумяхвостами, распространяющимися вправо и влево, с когтистыми лапами ясно читаются в орнаментальной полосе, составляющей границу между нижними и средним ярусами, т. е. между «поясом воды» и «поясом земли». Границей между «землей» и «небом» также служат змеи, но здесь они срастаются, их сросшиеся тела поднимаются кверху и образуют симметричную подставку, на которой возвышается надстройка в виде птицы со змеиным туловищем и змеиным хвостом, держащая в клюве длиннохвостого зверька, которого нанайские мастерицы называют «зайчиком». Розетка среднего «земного» пояса превращается в парное изображение змей, растение с птицами — в маленькие боковые сопроводительные фигурки. Наконец, в нижнем поясе изображены змеевидные птицы и пернатые рыбки.
В современных условиях парно-спиральные фигуры претерпевают в связи с убыстряющимся темпом общего развития, наплыва информации, технического прогресса большие изменения. Они теряют прежнюю четкость, становятся симметричными не только по отношению к вертикальной, но и к горизонтальной оси, обрастают правдоподобными растительными дополнениями. Утрачивается и логика прежней космогонии в орнаментальной композиции: «чешуйки дракона» покрывают всю спину халата и даже весь его перед. Таким образом, получается как бы сплошное «небо». В какой-то степени это символично и подтверждает основное свойство искусства отражать явления действительности, ибо современная жизнь народов Приамурья в условиях социализма не идет ни в какое сравнение с той, какую эти народы влачили в прошлом. И не случайно, видимо, изображение превратностей судьбы, мрачных земных сил и духов-оберегов окончательно уходит из приамурского орнамента.
Особенным богатством и разнообразием орнамента отличались в прошлом все предметы одежды, связанные со свадебными обрядами. Это были особые халаты, парадные пояса, нижняя нательная одежда, которая употреблялась лишь в этих случаях. Для всех этих изделий существовала особая, освященная многовековыми
Нанайский халат для повседневной носки обычно шьют из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шелковые и легкие парчовые двусторонние ткани с богатыми, многоцветными ткаными рисунками.
Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Эти два цвета, удачно уравновешивая друг друга, связываются с любым самым насыщенным цветом
основной ткани, из которой сшит халат.
Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы, причем левая пола заходит за правую. Композиционное размещение и пропорции декоративных украшений роднят эту одежду с такой же верхней народной одеждой монголов, бурят, тувинцев.
Алый или голубой блестящий шелк выступает как в рамке из черных и красных обрамлений. Кайма подола украшена подвесными медными прорезными бляшками. Плоские бляшки особой формы, вписывающиеся в равносторонний треугольник, в свою очередь, имели в прошлом широкое распространение и сохранились в старинных украшениях эвенков, якутов, тувинцев, алтайцев. Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Если добавить к этому, что женщины вместе с халатом обычно надевают на себя традиционные серебряные украшения: плоские круглые браслеты с чеканкой, серьги в виде подвесок, декоративно оформленную обувь, о которой будет сказано ниже, если представить себе сильный ровный загар их лиц и рук, подчеркнутый звонким цветом тканей, черноту заплетенных в длинные косы волос, то мы получим известное представление о целостности, своеобразии и общей декоративности всего комплекса этого костюма и сопутствующих ему украшений.
Яркость и узорчатость тканей, из которых шились халаты, декоративность сочетаний и цветовая интенсивность каймы не мешали женщинам Приамурья дополнительно украшать одежду: бортовая кайма, ворот, манжеты, кайма подола заполнялись еще вышивкой и аппликацией.
Вышивка вокруг ворота и вдоль борта нанайского халата обычно выполняется так: контур мотива очерчивается тонким тамбурным швом, причем ровность мельчайших петелек тамбура превосходит, как кажется, все возможности ручной работы, тем не менее шов этот выполнен вручную, а не на машине. Современная вышивка носит растительный характер. Плоскости сильно обобщенных, условно трактованных, чаще всего трехлепестковых цветов и узких изогнутых листочков внутри тамбурного контура заполняются гладью.
Часто боковая кайма нанайских халатов решается в технике аппликаций в два цвета, считая цвет фона. Иногда вводится третий, дополнительный тон — как окаймление основной спирали. Эти рисунки очень строги и в известной степени монументальны. Вместо живости, ажурности, как бы прозрачности тамбурного нанайского узора при тех же основных принципах орнамента, строящегося на легких, прихотливо вьющихся завитках, здесь можно видеть плавно текущие и энергично свертывающиеся крупными спиралями лентообразные полосы, между которыми остаются очень небольшие узкие протоки контрастного по цвету фона. Местами эта лента имеет кругообразные утолщения-отростки вроде листьев, однако растительный прообраз этих форм представляется весьма и весьма спорным.
Вышивкой украшалась и мужская нанайская одежда. Нанайскую мужскую рубаху шили из белого материала (полотна, бязи) и украшали нашитой каймой по краю рукавов и подолу, вышивкой отделывался сто ячий высокий воротник, нагрудная часть рубахи и симметричные нагрудные карманы.
с отделкой мехом,металлическимиподвесками илибусами служит
декоративнойдетальюк свадебномухалату
Заключение
В современном народном декоративном искусстве нанайцев развиваются лучшие этнические традиции прошлого. Так, в вышивках на свадебных женских халатах все еще присутствуют "облаковидные" мотивы орнамента в виде парных спиралей и завитков, а также фигуры, похожие на пятилистник. Зооморфные мотивы (стилизованные изображения рыб, птиц, драконов, змей) встречаются реже, начинают преобладать мотивы растительного орнамента (цветы, листья, стебли т.п.). Довольно плотный орнаментальный узор по черному фону сплошной гирляндой стелется по подолу, по левой поле и вороту, широким обшлагом выделяется на рукаве. В декоре современных нанайских халатов отчетливо видно развитие тенденций, которые наблюдали исследователи еще в начале XX в., - использование промышленной узорчатой тесьмы, заменившей традиционные аппликационные нашивки из кусочков тканей.
В декоре занавесей, школьных сумок для книг, дамских сумочек и домашних тапочек современные мастерицы пытаются сохранить традиционную орнаментику. Однако не всегда национальный узор может быть "вписан" в чуждую нанайскому укладу вещь, да к тому же изготовленную из нетрадиционных материалов - дермантина и других кожзаменителей. Творческим поискам часто мешает жесткий финансовый план для мастерской или для участка народных художественных промыслов, заставляющий мастериц спешить, подходить к делу шаблонно, в результате получаются однотипные унылые в декоративном отношении вещи, но зато дающие быстрый денежный заработок.
В современном декоративном искусстве нанайцев идет непрестанный поиск новых изделий, созвучных интерьеру жилища и одежде. Но, к сожалению, работающие сегодня нанайские мастерицы довольно пожилые, давно уже не создают своих произведений нанайские мастера- мужчины. И совсем плохо, что ни в одной серьезной выставке уже более полувека не участвуют нанайцы уссурийской этнографической группы. Это наводит на грустные размышления: пройдет лет пять-десять, и, если не будут приняты меры, прекрасное искусство нанайского народа полностью угаснет.